Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Программа ВОЛЕЙБОЛ

Логинов
а Галина
Петровн
а

Подписано
цифровой
подписью:
Логинова Галина
Петровна
Дата: 2024.09.20
09:16:33 +05'00'

Содержание
Основные характеристики общеразвивающей
3
программы………....
1.1 Пояснительная записка………………………………………… 3
.
1.2 Цель и задачи…………………………………………………... 6
.
1.3 Содержание общеразвивающей программы………………..… 7
.
1.4 Планируемые
24
.
результаты……………………………………….
2
Организационно-педагогические
27
условия……………………..
2.1 Условия реализации программы…………………………..…... 27
.
2.2 Формы контроля и оценочные
27
.
материалы……………………...
3
Список литературы……………………………………………. 27
1

2

Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Волейбол» предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной
работы с учащимися 8-11 классов, проявляющими интерес к физической
культуре и спорту.
Занятия

волейболом

улучшают

работу

сердечно-сосудистой

и

дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность
суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие
с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения,
точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на
зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся
максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и
умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные
эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство
ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей
эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только
физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению
волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка,
мяч. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять
двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и
скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью.
В программе представлены доступные для учащихся упражнения,
способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол,
развитию физических способностей.
Направленность

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы: физкультурно-спортивная.
Нормативные

документы

общеразвивающей программы:
3

для

разработки

дополнительной

•

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;
•

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеобразовательным программам, утверждённого приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196;
•

Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
•
№

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020
ГД-39/04

«О

направлении

методических рекомендаций» вместе

с

«Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ
начального

общего,

основного общего,

образовательных программ

среднего общего образования,

среднего профессионального образования

и

дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий»;
•

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 28.06.2019

№ МР-81/02вц «О направлении методических рекомендаций» вместе с
«Методическими рекомендациями для субъектов Российской Федерации по
вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных
программ в сетевой форме»;
•

Устав МАОУ «СОШ № 15»;

•

Положение о Всероссийском физкультурно-спортивным комплексе

«Готов к труду и обороне» (ГТО).
Актуальность данной программы в том, что волейбол является
важнейшим средством развития физической активности школьников. В основе
спортивных игр лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения
которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть
определённой, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию
4

содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и
личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического
воспитания. Программа актуальна в рамках реализации ФГОС.
Новизна данной программы заключается в том, что она интегрирует в
себе содержание, способствующее не только физическому развитию ребенка, но
и знанию фольклора, способствующие освоению
Практическая значимость программы «Подвижные игры» заключается в
том, что занятия по ней способствуют укреплению здоровья, повышению
физической

подготовленности

и

формированию

двигательного

опыта,

здоровьесбережению, снятию психологического напряжения после умственной
работы на уроках.
Отличительными особенностями программы является ее практическая
значимость на уровне индивидуума, школы, социума.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: учащиеся 1-4
классов (14 – 17 лет).
Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 год. Курс включает 68 занятий: 1 занятие в
неделю.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий: 80 минут.
Занятия проводятся в спортивном зале.
Формы занятий:
Ведущей формой организации обучения является групповая. Содержание
программы ориентировано на добровольныеодновозрастные группы детей.
В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может
изменяться по следующим причинам:


смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других

случаях;


смена личностных интересов и запросов учащихся.

Виды деятельности: игровая, познавательная.
5

1.2. Цель и задачи
Программа по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению
«Волейбол» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию
культуры

здоровья

образовательного

и

неотъемлемая

процесса.

Основная

часть

идея

всего

программы

воспитательнозаключается

в

мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании
потребности

сохранения

физического

и

психического

здоровья

как

необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная

программа

направлена

на

формирование,

сохранение

и

укрепление здоровья учащихся, в её основу положены культурологический и
личностно-ориентированный подходы. Программа носит образовательновоспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
укрепление здоровья, физического развития и подготовленности; воспитание
личностных качеств; освоение и совершенствование жизненно важных
двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.
Цели конкретизированы следующими задачами:
1. Пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие
гармоническому физическому развитию занимающихся.
2. Популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха.
3. Формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям волейболом.
4. Обучение технике и тактике игры в волейбол.
5. Развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростносиловых, координационных, а также выносливости, гибкости).
6. Формирование у учащихся необходимых теоретических знаний.
7. Воспитание моральных и волевых качеств.
Целью
обеспечение

реализации

основной

планируемых

образовательной

результатов

по

программы

достижению

является

выпускником

общеобразовательного учреждения целевых установок, знаний, умений, навыков и
компетенций,

6

определяемых

личностными,

семейными,

общественными,

государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья.
Выстраивая предполагаемый образ выпускника, мы исходим из того, что
он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется,
самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Программа

по

физкультурно-спортивному

и

оздоровительному

направлению «Волейбол» предназначена для учащихся 8 классов. Данная
программа

составлена

в

соответствии

с

возрастными

особенностями

обучающихся и рассчитана на проведение занятий по 2 часа в неделю (68 часов
в

год).

Программа

построена

на

основании

современных

научных

представлений о физиологическом и психологическом развитии ребёнка этого
возраста,

раскрывает

особенности

соматического,

психологического

и

социального здоровья.
Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности
соответствует предельно допустимой нагрузке учащихся.
Волейбол (англ. volleyball – отбивать мяч на лету) – игра с мячом двух
команд по 6 человек на площадке 18×9 м, разделённой пополам сеткой.
Цель игры – ударом рук по мячу переправить его на сторону соперника
так, чтобы тот не мог возвратить мяч обратно, не нарушая правил.
Команда должна переправить мяч сопернику, использовав не более трёх
ударов. При этом игрок не может ударить по мячу два раза подряд.
Задачи игроков – в соответствии с правилами направить мяч над сеткой и
приземлить его на стороне соперника (в пределах границ площадки) или
заставить соперника совершить ошибку.
Место для игры: площадка для игры в волейбол представляет собой
прямоугольник размером 18×9 м. Две боковые и две лицевые линии
ограничивают игровую площадку. Средняя линия разделяет её на две равные
половины (9×9 м). Каждая половина имеет одинаковую разметку. Ширина всех
7

линий разметки 5 см, они входят в размеры площадки. На каждой половине
площадки в 3 м от средней линии нанесена линия нападения (её ширина входит
в

размеры

передней

дополнительными

зоны),

прерывистыми

продолженная
линиями

–

за

боковыми

пятью

линиями

короткими

15-

сантиметровыми линиями шириной 5 см, нанесёнными через 20 см.
Над средней линией устанавливается сетка шириной 1 м и длиной 9,5 м.
Верхний край сетки обшивается белой лентой шириной 5 см. Высота сетки для
разных возрастных групп различна (табл. 2).
Теоретические занятия
Физическая культура и спорт в России. Общественно-политическое и
государственное значение физической культуры и спорта в России. Массовый
народный характер спорта в стране. Задачи развития массовой физической
культуры.
Влияние

физических

упражнений

на

организм

занимающихся

волейболом. Влияние занятий физическими упражнениями на нервную систему
и обмен веществ организма занимающихся волейболом.
Гигиена,

врачебный

контроль,

самоконтроль,

предупреждение

травматизма. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и
вода) в целях закаливания организма. Меры личной и общественной и
санитарно-гигиенической

профилактики,

общие

санитарно-гигиенические

требования к занятиям волейболом.
Основы методики обучения в волейболе. Понятие об обучении и
тренировке в волейболе. Классификация упражнений, применяемых в учебнотренировочном процессе по волейболу.
Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований
в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Понятие о
методике судейства.

8

Общая и специальная физическая подготовка. Специфика средств общей
и специальной физической подготовки. Специальная физическая подготовка в
различные возрастные периоды.
Основы техники и тактики игры. Понятие о технике. Анализ технических
приёмов (на основе программы для данного года). Анализ тактических
действий в нападении и защите (на основе программы для данного года).
Практические занятия
Общая физическая подготовка.
-Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости;
-совершенствование навыков естественных видов движений;
-подготовка к сдаче и выполнение нормативных требований по видам
подготовки.
Строевые упражнения.
Гимнастические упражнения.
-Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.
-Упражнения для туловища и шеи.
-Упражнения для мышц ног и таза.
Акробатические упражнения.
Легкоатлетические упражнения.
- Бег.
- Прыжки.
- Метания.
Спортивные игры.
Подвижные игры:
Ходьба на лыжах и катание на коньках.
Специальная физическая подготовка.
Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий
Подвижные игры:
9

Упражнения для развития прыгучести.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма и
передач мяча.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих
ударов.
Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании.
Практические занятия по технике нападения.
Действия без мяча. Перемещения и стойки:

- стартовая стойка(И.п.)в

сочетании с перемещениями;
- ходьба скрестным шагом вправо, влево, спиной вперёд; -перемещения
приставными шагами спиной вперёд;
- двойной шаг назад, вправо, влево, остановка прыжком; - прыжки;- сочетание
способов перемещений.
Действия с мячом. Передача мяча сверху двумя руками:

- передача на

точность, с перемещением в парах;
- встречная передача, передача в треугольнике. Отбивание мяча в прыжке
кулаком через сетку в непосредственной близости от неё.
Подача мяча:- нижняя прямая на точность, нижняя боковая на точность.
Нападающие удары: Практические занятия по технике защиты.
Действия без мяча. Перемещения и стойки:
Действия с мячом. Приём мяча:
Блокирование
Практические занятия по тактике нападения.
Индивидуальные действия.
Групповые действия.
Командные действия.
Практические занятия по тактике защиты.
10

Индивидуальные действия. Выбор места: при приёме нижних подач; при
страховке партнёра, принимающего мяч от подачи и обманной передачи. При
действиях с мячом: выбор способа приёма мяча, посланного через сетку
противником (сверху, снизу).
Групповые действия. Взаимодействия игроков при приёме от подачи,
передачи: игрока зоны 1 с игроком зон 6 и 2; игрока зоны 6 с игроком зон 1, 5,
3; игрока зоны 5 с игроком зон 6 и 4;
Командные действия. Приём подач. Расположение игроков при приёме нижних
подач, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 2, игрок зоны 3 находится
сзади.
Система игры. Расположение игроков при приёме мяча от противника «углом
вперёд» с применением групповых действий.
Контрольные игры и соревнования. Соревнования по волейболу. Установка
игрокам перед соревнованиями. Разбор проведённых игр. Характеристика
команды противника. Тактический план игры.
Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей,
специальной физической и технической подготовленности.

Формы проведения занятий и виды деятельности

Однонаправленные занятия

Посвящены

только

одному из компонентов

подготовки

волейболиста:

техническому,

тактическому или физическому
Комбинированные занятия

11

Включают два-три компонента в различных
сочетаниях:

техническая

и

физическая

подготовка;

техническая

и

тактическая

подготовка;

техническая,

физическая

и

тактическая подготовка
Целостно-игровые занятия

Построены на учебной двусторонней игре в
волейбол

по

упрощённым

правилам,

с

соблюдением основных правил
Контрольные занятия

Приём

нормативов

выполнение

у

занимающихся,

контрольных

упражнений

(двигательных заданий) с целью получения
данных

об

уровне

технико-тактической

и

физической подготовленности занимающихся

Подобная

реализация

программы

внеурочной

деятельности

по

физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол»
соответствует

возрастным

особенностям

учащихся,

способствует

формированию личной культуры здоровья учащихся через организацию
здоровьесберегающих практик.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести учащиеся
в процессе реализации программы
В итоге реализации программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Волейбол» учащиеся должны знать:
 особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
 основы рационального питания;
 правила оказания первой помощи;
 способы сохранения и укрепление здоровья;
 основы развития познавательной сферы;
 свои права и права других людей;
 влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
 значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
и должны уметь:
 составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
12

 выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
 заботиться о своём здоровье;
 применять коммуникативные и презентационные навыки;
 оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
 находить выход из стрессовых ситуаций;
 принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также
сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
 адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
 отвечать за свои поступки;
 отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по
формированию культуры здоровья у учащихся развиваются группы качеств:
отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам,
отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной
программы раскрывает все стороны здоровья, учащиеся будут демонстрировать
такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта,
честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение
порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным
и ловким.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Волейбол» учащиеся смогут узнать:
 значение

волейбола

совершенствовании

в

развитии

функциональных

физических

способностей

возможностей

и

организма

занимающихся;
 правила безопасного поведения во время занятий волейболом;
 названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной
техники;
 наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и
тактических действий;
13

 упражнения

для

развития

физических способностей

(скоростных,

скоростно-силовых, координационных, а также выносливости, гибкости);
 контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и
технической подготовленности, требования к технике и правилам их
выполнения;
 основное содержание правил соревнований по волейболу;
 жесты волейбольного судьи;
 игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами
волейбола;
и смогут научиться:
 соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на
занятиях волейболом;
 выполнять технические приёмы и тактические действия;
 контролировать

своё

самочувствие

(функциональное

состояние

организма) на занятиях волейболом;
 играть в волейбол с соблюдением основных правил;
 демонстрировать жесты волейбольного судьи;
 проводить судейство по волейболу
Тематический план

14

Наименование темы

2
Влияние физических упражнений на организм
занимающихся волейболом
Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль,
предупреждение травматизма
Основы методики обучения в волейболе
Правила соревнований, их организация и проведение

3
2
2
2
2
8
4

теоретичес
-кие
занятия
практические
занятия

№
п/
п
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.

всего

количество часов

4
2
2
2
2
-

5
8
4

7.
8.
9.

Общая и специальная физическая подготовка
Основы техники и тактики игры
Контрольные игры и соревнования
Контрольные испытания
Итого:

40
4
4

-

40
4
4

68

8

60

Календарно –тематическое планирование (внеурочная деятельность)
№ Дата
п/
п
пла
н

1.

2.

3.

4.

15

Тема

фак
т

Планируемые
результаты
внеурочной
деятельности

Теоретические
сведения
в
соответствии
с
программой. Правила
и судейство игр по
волейболу.

Знать влияние
занятий
физическими
упражнениями на
нервную систему и
обмен веществ
организма
Техника безопасности занимающихся
волейболом.
на занятиях
секции
волейбола.
Стойки
и Составлять
индивидуальный
передвижение игрока.
режим
дня
и
Общеразвивающие и соблюдать его;
находить выход из
подготовительные
стрессовых
упражнения. Развитие
ситуаций;
специальных
выполнять
двигательных
физические
качеств.
упражнения
для
развития
физических
навыков;
Перемещения
и Выполнять
стойки:
сочетание физические
упражнения
способов

для

Корректировк
а рабочей
программы

перемещений и стоек развития
с
техническими физических
навыков;
приёмами
5.

6.

7.

Передача мяча сверху
двумя руками:
из
глубины
площадки
для
нападающего удара;

Выполнять
технические
приёмы
и
тактические
действия;
контролировать
передача
сверху своё самочувствие
двумя руками у сетки, (функциональное
стоя
спиной
по состояние
организма)
на
направлению
занятиях
волейболом;
передача сверху
двумя руками в
прыжке (вперёдвверх).

8.

Подача
мяча:верхняя прямая

9

Знать расположение
игроков при приёме
мяча от противника
Нападающие удары. «углом вперёд» с
Нападающий удар из применением
групповых действий.
зон 4,3,2 с высоких и
выполнять
средних передач.
технические приёмы
и
тактические
действия;

10

Приём мяча:
Играть в волейбол с
снизу двумя руками; соблюдением
б) нижняя передача
основных правил;
на точность;

11

приём мяча снизу
двумя руками с
подачи в зонах 6, 1, 5
и первая передача в
зоны 4,3,2;

16

Выполнять
технические приёмы
и
тактические
действия;
контролировать своё

самочувствие
12

приём мяча сверху
двумя
руками
с
выпадом в сторону и
последующим
падением и перекатом
на бедро и спину.

Выполнять
технические приёмы
и
тактические
действия;

13

Блокирование.
Одиночное
блокирование
прямого нападающего
удара по ходу в зонах
4,3,2.

Соблюдать меры
безопасности и
правила
профилактики
травматизма на
занятиях волейболом

14

Индивидуальные
Знать выбор места:
действия.
при приёме нижних
выбор места при подач; при страховке
приёме нижней и партнёра,
принимающего мяч
верхней подач
от подачи и
обманной передачи.
При действиях с
мячом: выбор
способа приёма мяча,
посланного через
сетку противником
(сверху, снизу).

15

Групповые действие.
Взаимодействие
игроков внутри линии
и между ними при
приёме
мяча
от
подачи,
передачи,
нападающего
и
обманного ударов

17

Знать групповые
действия.
Взаимодействия
игроков при приёме
от подачи, передачи:
игрока зоны 1 с
игроком зон 6 и 2;
игрока зоны 6 с
игроком зон 1, 5, 3;
игрока зоны 5 с
игроком зон 6 и 4;

16

Командные действия.
Расположение
игроков при приёме
подачи
Система
игры: «углом вперёд»
с
применением
групповых действий.

Знать командные
действия. Приём
подач. Расположение
игроков при приёме
нижних подач, когда
вторую передачу
выполняет игрок
зоны 2, игрок зоны 3
находится сзади.

17

Перемещения
и
стойки:
сочетание
способов
перемещений и стоек
с
техническими
приёмами

Выполнять
технические приёмы
и
тактические

Передача мяча сверху
двумя руками:
а) из глубины
площадки для
нападающего удара;

Выполнять
физические
упражнения
для
развития физических
навыков;

18

действия;
контролировать
своё самочувствие

Выполнять
технические приёмы
и
тактические
действия;
контролировать
своё самочувствие
19

б) передача сверху
двумя руками у сетки,
стоя спиной по
направлению;

Выполнять
технические приёмы
и
тактические
действия;

20

в) передача сверху
двумя руками в
прыжке (вперёдвверх).

Выполнять
технические приёмы
и
тактические
действия;
контролировать своё
самочувствие

18

21

Блокирование.
Одиночное
блокирование
прямого нападающего
удара по ходу в зонах
4,3,2.

Выполнять
физические
упражнения
для
развития физических
навыков;
Выполнять
технические приёмы
и
тактические
действия;
контролировать своё
самочувствие

22

Индивидуальные
Знать выбор места:
действия.
при приёме нижних
выбор места при подач; при страховке
приёме нижней и партнёра,
принимающего мяч
верхней подач
от подачи и
обманной передачи.
При действиях с
мячом: выбор
способа приёма мяча,
посланного через
сетку противником
(сверху, снизу).

23

Групповые действие.
Взаимодействие
игроков внутри линии
и между ними при
приёме
мяча
от
подачи,
передачи,
нападающего
и
обманного ударов

19

Знать групповые
действия.
Взаимодействия
игроков при приёме
от подачи, передачи:
игрока зоны 1 с
игроком зон 6 и 2;
игрока зоны 6 с
игроком зон 1, 5, 3;
игрока зоны 5 с
игроком зон 6 и 4;

24

Командные действия.
Расположение
игроков при приёме
подачи
Система
игры: «углом вперёд»
с
применением
групповых действий.

25

Подача мяча- верхняя Выполнять
прямая
технические приёмы
и тактические
действия;
контролировать своё
самочувствие

26

Нападающие удары.
Нападающий удар из
зон 4,3,2 с высоких и
средних передач.

27

Приём мяча:
а) снизу двумя
руками;
б) нижняя передача
на точность;
в) приём мяча снизу
двумя руками с
подачи в зонах 6, 1, 5
и первая передача в
зоны 4,3,2;

28

20

Приём мяча сверху
двумя руками с
выпадом в сторону и
последующим
падением и перекатом
на бедро и спину.

Знать командные
действия. Приём
подач. Расположение
игроков при приёме
нижних подач, когда
вторую передачу
выполняет игрок
зоны 2, игрок зоны 3
находится сзади.

Знать названия
разучиваемых
технических приёмов
игры и основы
правильной техники;

Выполнять
физические
упражнения для
развития физических
навыков;

Знать
названия
разучиваемых
технических приёмов
игры
и
основы
правильной техники;

29

30

Индивидуальные
действия.
а) выбор места при
приёме нижней и
верхней подач
б) определение
времени для
отталкивания при
блокировании
в) выбор приёма мяча
посланного через
сетку (сверху, снизу,
с падением)
Групповые действие.
Взаимодействие
игроков внутри линии
и между ними при
приёме мяча от
подачи, передачи,
нападающего и
обманного ударов.

Знать
наиболее
типичные
ошибки
при
выполнении
технических приёмов
и
тактических
действий;

Выполнять
физические
упражнения
для
развития физических
навыков;
Выполнять
технические приёмы
и
тактические
действия;
контролировать своё
самочувствие

31

Командные действия.
Расположение
игроков при приёме
подачи .Система
игры: «углом вперёд»
с применением
групповых действий.

32

Правила
соревнований.
Учебная игра.

Знать
наиболее
типичные
ошибки
при
выполнении
технических приёмов
и
тактических
действий;

33

Правила

Выполнять

21

Знать
названия
разучиваемых
технических приёмов
игры
и
основы
правильной техники;

соревнований.
Учебная игра.

физические
упражнения
для
развития физических
навыков;
выполнять
технические приёмы
и
тактические
действия;
контролировать своё
самочувствие

34

Правила
соревнований.
Учебная игра.

Демонстрировать
жесты волейбольного
судьи;
проводить судейство
по волейболу

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Тема занятия

1

Разучивание стойки игрока (исходные
положения)
Разучивание
перемещения
в
стойке
приставными шагами: правым, левым
боком, лицом вперёд
Перемещение в стойке приставными
шагами: правым, левым боком, лицом
вперёд
Перемещение в стойке приставными
шагами: правым, левым боком, лицом
вперёд
Игровое занятие
Разучивание
сочетания
способов
перемещений (бег, остановки, повороты,
прыжки вверх)

2

3

4

5
6

22

Дата
по
плану

Дата
по
факту

7

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

18
19
20
21
22
23
24

25
26
23

Совершенствование сочетания способов
перемещений (бег, остановки, повороты,
прыжки вверх)
Сочетание способов перемещений (бег,
остановки, повороты, прыжки вверх)
Эстафеты
с
различными
способами
перемещений
Разучивание верхней передачи мяча над
собой
Совершенствование верхней передачи мяча
над собой
Верхняя передача мяча над собой Игровое
занятие.
Разучивание верхней передачи мяча у стены
Совершенствование верхней передачи мяча
у стены
Верхняя передача мяча в парах
Верхняя передача мяча у стены, в парах,
через сетку Игровое занятие
Совершенствование верхней передачи мяча
у стены, в парах, через сетку. Игровое
занятие.
Разучивание верхней прямой подачи с
середины площадки.
Совершенствование верхней прямой подачи
с середины площадки
Верхняя прямая подача с середины
площадки Игровое занятие
Совершенствование верхней прямой подаче
с середины площадки .Игровое занятие
Нижняя передача над собой
Игровое
занятие
Совершенствование нижней передаче над
собой. Игровое занятие.
Обучение нижней передаче мяча у стены, в
парах
Нижняя передача мяча у стены, в парах
Игровое занятие
Совершенствование нижней передаче мяча

33

у стены, в парах
Нижняя передача мяча у стены, в парах
Приём мяча с подачи. Игровое занятие.
Совершенствование приёма мяча с подачи.
Игровое занятие.
Подача и приём мяча в парах.
Подача и приём мяча в парах Игровое
занятие
Подача и приём мяча через сетку в парах с
середины площадки.
Подача и приём мяча в парах.

24

Учебная игра в мини-волейбол.

27
28
29
30
31
32

1.4. Планируемые результаты
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей
в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни,
культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные,
регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает
достижение следующих результатов образования:
 личностные результаты – готовность и способность учащихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
ценностно-смысловые

установки

индивидуально-личностные

выпускников,

позиции,

социальные

отражающие

их

компетентности,

личностные качества; сформированность основ российской, гражданской
идентичности;
 метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
 предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения
учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и
24

применению, а также система основополагающих элементов научного
знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному

направлению

«Волейбол»

является

формирование следующих умений:
 определять и высказывать простые и общие для всех людей правила
поведения при сотрудничестве (этические нормы);
 в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор
при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности
по

спортивно-оздоровительному

направлению

«Волейбол»

является

формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
 определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя, а далее самостоятельно;
 проговаривать последовательность действий;
 уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного
задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в
дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;
 средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала;
 учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать
эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные
источники

информации,

полученную на занятии;
25

свой

жизненный

опыт

и

информацию,

 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей команды;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и
задания.
Коммуникативные УУД:
 умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль.
Слушать и понимать речь других;
 совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и
следовать им;
 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в
парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
 осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и
выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для
жизни и здоровья, уменьшить пропуски занятий по причине болезни,
регулярно посещать спортивные секции и спортивно-оздоровительные
мероприятия;
 социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение
опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным

результатом

реализации

программы

внеурочной

деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному
здоровью.
1.

Организационно-педагогические условия

2.1 Условия реализации программы
Материально-технические условия: - обеспечение учебно-наглядными
пособиями
по
волейболу,
пополнение
материальной
базы
волейбольными мячами, сеткой и др. инвентарём. Педагогические условия: учёт индивидуальных и возрастных особенностей подростков в использовании
26

форм, средств и способов реализации программы секции «волейбол»; соблюдение единства педагогических требований во взаимоотношениях с
подростками; -создание условий для развития личности подростка и его
способностей.
Методические условия:
- наличие необходимой документации:
- программы деятельности спортивной
планирования
секции
спортивных

секции; игр:

тематического
«волейбол».

2.2. Формы контроля и оценочные материалы
Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей,
специальной физической и технической подготовленности.
Список литературы
Беляев А.В. Волейбол на уроке физической культуры, М., - «ФиС», 2005г.
Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М, 2000.
Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М., 1978.
Железняк Ю.Д Юный волейболист. - М., 1988.
Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом М., ФиС, 1981г.,
Теория методика Физического воспитания - учебник для институтов.
Физкультура - под общей редакцией Л.П. Матвеева, А.Новикова, 2-е изд.,
М., ФиС, 1986г.
7. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта, М., ФиС, 1980г.,
8. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов - М.,
1974г.
9. Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов Юный волейболист, М – «Физкультура и
спорт» 1979 г.
10. Ю.Д. Железняк, Л.Н. Слупский, Волейбол в школе, М – «Просвещение»
1989 г.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».