Рубрика психолога
Мы понимаем важность эмоционального и психологического благополучия для успешного обучения и развития детей!
Социально-психологическое тестирование (СПТ) обучающихся ОО в 2025-2026 уч.году
Приказ
Министерства образования и молодежной
политики Свердловской области от
06.06.2025 № 63 - И "Об организации проведения
социально-психологиечксого тестирования
обучающихся в образовательных организациях
и профессиональных образовательных
организациях Свердловской области,
направленного на профилактику незаконного
потребления обучающимися наркотических
средств и психотропных веществ, с
использованием единой методики в
2025/2026 учебном году"
Уважаемые
родители!
Ежегодно
в нашей стране проводится всероссийское
тестирование социально значимых
характеристик личности современных
школьников и студентов.
Тестированию
подлежат обучающиеся всех без исключения
общеобразовательных организаций и
профессиональных образовательных
организаций, а также образовательных
организаций высшего образования. Таким
образом участниками СПТ являются
обучающиеся с 7 по 11 класс (с 13 до 18 лет
включительно), а также студенты 1-2 курсов
средне-специальных и высших учебных
заведений.
Целью
тестирования является
выявление скрытой и явной рискогенности
социально-психологических условий,
формирующих психологическую готовность
к аддиктивному (зависимому) поведению
у лиц подросткового и юношеского
возраста, т.е. результаты тестирования
позволяют определять, как наиболее
сильные и ресурсные особенности личности
обучающихся, так и особенности поведения
в стрессовой ситуации, различные формы
рискового поведения. Анализ результатов
тестирования поможет организовать
профилактические мероприятия для
обеспечения психологического благополучия
личности обучающихся, оказать им
своевременную психолого-педагогическую
помощь и поддержку.
Методика
не может быть использована для формулировки
заключения о наркотической или иной
зависимости.
Она
выявляет социально-психологические
предпосылки, которые в определенных
обстоятельствах могут спровоцировать
желание попробовать наркотик.
Какие
результаты тестирования станут известны в
образовательной организации?
Так
как все результаты
деперсонифицированы,
получить индивидуальные результаты
обучающегося от работников и руководства
образовательной организации никто не
сможет без нарушения законодательства
Российской Федерации.
Каждому
обучающемуся присваивается индивидуальный
код участника, который делает невозможным
персонификацию данных.
С
конфиденциальной информацией о Вашем
ребенке имеет право работать только
педагог-психолог образовательной
организации, который имеет соответствующее
образование.
Обнародоваться
и обсуждаться будут только усредненные
(статистические) результаты и
иметь вид статистического отчета по
классу или школе в целом.
Все
результаты тестирования строго
конфиденциальны!
Персональные
результаты могут быть доступны только
трем лицам: родителю,
ребенку и педагогу-психологу.
Какие
результаты будут получены Вами и вашим
ребенком после проведения
тестирования?
Основной
принцип при сообщении результатов: «Не
навреди!»
• После теста ребенок получает
обратную связь в виде краткого описания
психологической устойчивости в трудных
жизненных ситуациях.
• Заключений о наркопотреблении
или наркозависимости не делается.
• При желании можно обратиться к
педагогу-психологу за более подробными
результатами и разъяснениями.
Могут
ли результаты социально-психологического
тестирования отрицательно повлиять на
репутацию ребенка или осложнить его
жизнь в дальнейшем?
Методика
СПТ не выявляет наркопотребление или
наркозависимость. В
ней нет ни одного вопроса об употреблении
наркотических средств и психотропных
веществ.
Методика
является опросом мнений и не оценивает
самих детей! Таким
образом, оцениваются не дети, а
социально-психологические условия, в
которых они находятся.
На
основании чего делаются выводы в методике
СПТ?
Методика
основана на представлении о непрерывности
и единовременности совместного
воздействия на ребенка «факторов
риска» и «факторов защиты».
Если
«факторы риска» начинают преобладать
над «факторами защиты» – обучающемуся
необходимо оказать психолого-педагогическую
помощь и социальную поддержку и
предотвратить таким образом вовлечение
в негативные проявления, в том числе
наркопотребление.
«Факторы
риска» –
социально-психологические условия,
повышающие угрозу вовлечения в зависимое
поведение (наркопотребление).
• Подверженность негативному
влиянию группы;
• Подверженность влиянию асоциальных
установок социума;
• Склонность к рискованным
поступкам;
• Склонность к совершению необдуманных
поступков;
• Трудность переживания жизненных
неудач.
«Факторы
защиты» –
обстоятельства, повышающие
социально-психологическую устойчивость
к воздействию «факторов риска».
• Благополучие взаимоотношений с
социальным окружением;
• Активность жизненной позиции,
социальная активность;
• Умение говорить НЕТ сомнительным
предложениям;
Психологическая устойчивость и
уверенность в своих силах в трудных
жизненных ситуациях.
Как
проходит тестирование
- заполнение анкеты из 110 или 140 утверждений, на все из которых необходимо ответить;
- максимальная продолжительность проведения диагностики составляет 2 астрономических часа;
- при проведении тестирования в качестве наблюдателей допускается присутствие родителей учеников.
Что получит участник социально-психологического тестирования?
- Краткую характеристику актуального уровня развития психологической устойчивости;
- Рекомендации в каком направлении можно развивать свою психологическую устойчивость;
- Возможность индивидуального обращения к психологу, проводившему тестирование, для получение более подробных результатов тестирования