Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15» Приложение к основной образовательной программе начального общего образования Подписано Логинова цифровой подписью: Галина Галина Логинова Петровна 2023.09.07 Петровна Дата: 14:51:58 +05'00' РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного курса «Читательская грамотность» Уровень: начальное общее образование Класс: 1 г. Североуральск пос. Третий Северный 2023 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе следующих нормативных документов: Программа составлена в соответствии с: • Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. 21.07.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации»; • Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р); • Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.3648-20) «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственно санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в ред. постановления Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28.09.2020); • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" Основными целями интегрированного учебного курса «Читательская грамотность» являются: • развитие интереса у обучающихся к произведениям устного народного творчества, понимание содержания и идейного смысла сказок, оценивание событий и поступков героев; • формирование познавательного интереса к предметам литературного чтения и русского языка через игры с буквами и словами; • создание условий для интеллектуального и языкового развития обучающихся посредством сказок; • духовно-нравственное развитие личности. Задачи: 1. Образовательные -уметь воспринимать и понимать прочитанный текст, -учить отвечать на вопросы по содержанию, -учить пересказу, -учить читателя становиться исследователем. 2. Развивающие -развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков. 1. Воспитательные -формировать у детей интерес к книге. Актуальность и педагогическая целесообразность Актуальность курса обуславливается потребностью общества в развитии духовнонравственных, эстетических качеств личности человека; формировании социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности с помощью средств устного народного творчества, а именно русских народных сказок. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они обогащают представление юного читателя о прошлом и настоящем нашей Родины, помогают усвоить высокие нравственные принципы народа, раскрывают красоту подвига человека. Программа курса «Читательская грамотность» - это создание условий для использования приобретенных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику больше общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из других изданий (справочных, энциклопедических). Данные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственноэтического воспитания, так как чтение для ребёнка это и труд, и творчество, и удовольствие, и новые открытия, и самовоспитание. Преемственность данной программы с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными), а также читательскими умениями. Практическая значимость программы заключается в умении: ▪ находить книгу в открытом библиотечном фонде; ▪ выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; ▪ овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке); ▪ систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке. Программа разработана на возраст обучающихся: 7-8 лет. Условия реализации программы. Срок реализации программы: 2023/2024 учебный год. Занятия проходят раз в неделю, 33 часа в год. 2 2. Календарно-тематическое планирование курса «Читательская грамотность» 1 класс (33 ч) № Тема п\п Коли честв о часов Дата Форма проведения занятия Форма контроля Тематическая беседа Тематическая беседа Фронтальная Играпутешествие Коллаж «Международн ый день библиотек» Выставка рисунков Кроссворд Праздник Играпутешествие Классный час Викторина Тематическая беседа «Дружба творит чудеса» Тематическая беседа Кроссворд Фронтальная Тематическая беседа Играпутешествие Кроссворд Групповая Раздел 1. Сказки о животных. 1 3 Русская народная сказка «Колобок». День знаний. Русская народная сказка «Лиса и журавль». «День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией» Русская народная сказка «Теремок». 4 Русская народная сказка «Рукавичка». 1 5 Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой». Русская народная сказка «Лиса и кувшин». «Посвящение в первоклассники» Русская народная сказка «Журавль и цапля». «Знакомство с миром профессий» Русская народная сказка «Заюшкина избушка». «Безопасность во время осенних каникул» 1 Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». Русская народная сказка «Снегурушка и лиса». Русская народная сказка «Волк и семеро козлят». Русская народная сказка «Три медведя». 1 Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок». Русская народная сказка «Лиса и волк». «Безопасность на льду рек и озер в зимнее время года» Русская народная сказка «Жихарка». Русская народная сказка «Медведь и лиса». Новогодние праздники. Русская народная сказка «Бычок – смоляной 1 1 2 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 1 1 1 1 1 1 1 1 Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Ролевая игра Фронтальная 1 Концерт Беседа Фронтальная 1 1 Викторина Играпутешествие Тематическая Тест Фронтальная 1 3 Фронтальная Фронтальная бочок». Русская народная сказка «Мужик и медведь». Раздел 2. Бытовые сказки. Русская народная сказка «У страха глаза велики». «Путешествие на планету «Чистых слов». Русская народная сказка «Морозко». «Космос – это мы». 1 Русская народная сказка «Пастушья дудочка». «Дети войны» Раздел 3.Волшебные сказки. Русская народная сказка «Репка». 1 Русская народная сказка «Петушок и жерновцы». «Поведение у замерзших водоемов». «Правила поведения и безопасности на улицах в вечернее время сток». Русская народная сказка «Скатерть, баранчик и сума». Русская народная сказка «Несмеянацаревна». «Дружба творит чудеса» Русская народная сказка «Гуси-лебеди». «900 страшных дней блокады». Русская народная сказка «Маша и медведь». «Прощание с азбукой» 1 Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». «Правила поведения на улице в темное время сток» Русская народная сказка «Мальчик с пальчик». Поведение у водоемов в момент таяния льда. 1 30 Русская народная сказка «Самое дорогое». 22 апреля – Всемирный день Земли. 1 31 Русская народная сказка «Белая уточка». Конкурс чтецов, фестиваль песен. Русская народная сказка «Крошечка - 1 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 32 Фронтальная 1 Концерт Фронтальная 1 Творческая работа Классный час Тематическая беседа Урок мужества Фронтальная Тематическая беседа Тематическая беседа Беседаинструктаж по ПДД. Тематическая беседа Играпутешествие Ролевая игра 1 1 1 1 1 1 1 4 беседа «Всероссийска я неделя детской и юношеской книги» Играпутешествие Концерт Классный час Коллаж (выставка) Праздник Тематическая беседа «Масленница» Играпутешествие Профилактичес кое мероприятие Игра с ролевым акцентом Праздник Творческая работа День театра, Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Ролевая игра Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Групповая 33 Хаврошечка». Итоговое занятие Викторина по сказкам «Здравствуй лето!» «Летние каникулы». музея 1 Итого: 33 ч 5 Викторина Профилактичес кое мероприятие Тест 3.Содержание программы. Сказки о животных (18 ч) • Русская народная сказка «Колобок». (1 ч) • Русская народная сказка «Лиса и журавль». ( 1ч) • Русская народная сказка «Теремок». (1 ч) • Русская народная сказка «Рукавичка». (1 ч) • Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой». (1 ч) • Русская народная сказка «Лиса и кувшин». (1 ч) • Русская народная сказка «Журавль и цапля». (1 ч) • Русская народная сказка «Заюшкина избушка». (1 ч) • Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». (1 ч) • Русская народная сказка «Снегурушка и лиса». (1 ч) • Русская народная сказка «Волк и семеро козлят». (1 ч) • Русская народная сказка «Три медведя». ( 1ч) • Русская народная сказка «Петушок - золотой гребешок». (1 ч) • Русская народная сказка «Лиса и волк». (1 ч) • Русская народная сказка «Жихарка». (1 ч) • Русская народная сказка «Медведь и лиса». (1 ч) • Русская народная сказка «Бычок - смоляной бочок». (1 ч) • Русская народная сказка «Мужик и медведь». (1 ч) Бытовые сказки (3 ч) • Русская народная сказка «У страха глаза велики». (1 ч) • Русская народная сказка «Морозко». (1 ч) • Русская народная сказка «Пастушья дудочка». (1 ч) Волшебные сказки (12 ч) • Русская народная сказка «Репка». (1 ч) • Русская народная сказка «Петушок и жерновцы». (1 ч) • Русская народная сказка «Скатерть, баранчик и сума». (1 ч) • Русская народная сказка «Несмеяна-царевна». (1 ч) • Русская народная сказка «Гуси-лебеди». (1 ч) • Русская народная сказка «Маша и медведь». (1 ч) • Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». (1 ч) • Русская народная сказка «Мальчик с пальчик». (1 ч) • Русская народная сказка «Самое дорогое». (1 ч) • Русская народная сказка «Белая уточка». (1 ч) 6 • Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка». (1 ч) 4.. Методическое обеспечение программы. Форма обучения - очная. Форма организации деятельности обучащиюхся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная. Форма аудиторных занятий: викторина, библиотечный урок, КВН, путешествие по страницам книг, проект, литературная игра, инсценирование, конкурс – кроссворд, урокспектакль. Продолжительность занятия: сентябрь-декабрь 35 минут, январь-май 40 минут. Занятия проходят раз в неделю, 33 часа в год. Средства оборудованный обучения: всем художественная необходимым, литература, комплекс учебно-методические ИКТ, материалы, кабинет, наглядные демонстрационные пособия и таблицы. Формы проведения аттестации: 1. Устный опрос. 2. Демонстрационные: организация выставок, конкурсов. 3. Проект. 4. День творчества в кружках. 5. Самооценка обучающихся своих знаний и умений. 6. Групповая оценка работ. 7. Творческий отчет (концерт, выставка и т.п.). Промежуточная аттестация проходит два раза в год в форме теста. Главным методом является чтение – рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы – фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые и парные выступления. 5. Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: • формирование целостного взгляда на мир средствами литературных произведений; • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта чтения и слушания произведения устного народного творчества; • развитие эстетических чувств, 7 доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития; • восприятие литературного произведения как особого вида искусства; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Метапредметные результаты: Регулятивные • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств её осуществления; • овладение способами решения проблем творческого и поискового характера; • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; • учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; • активное использование речевых средств для решения познавательных задач; • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Коммуникативные • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; • осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; • активное использование речевых кативных задач; 8 средств для решения коммуни- • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); • слушать и понимать речь других; • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера. исполнителя); • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих ДЕЙСТВИЙ. Предметные результаты: • понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе; • осознание значимости чтения для личного развития; формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, анализа текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; • понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов, обоснование нравственной оценки поступков героев. Используемая литература: 3. Буряк М.В., Карышева Е.Н. Чтение с увлечением. 1,2,3,4класс. Тетрадь для обучающихся. 4. Буряк М.В., Карышева Е.Н. Чтение с увлечением.1, 2,3,4 класс. Интегрированный образовательный курс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. 5. Буряк М.В., Карышева Е.Н. Рабочая тетрадь к курсу «Чтение с увлечением. По дорогам сказок». 1 класс. (ООО «Планета», 2016г.) 6. Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru› Все работы› Презентации и видеоролики, viki.rdf.ru›item/373, lit-studia.ru›method/46.html 9