Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15» Приложение к основной образовательной программе начального общего образования Логинова Подписано цифровой Галина подписью: Логинова Галина Петровн Петровна Дата: 2023.09.07 а 14:49:24 +05'00' РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности «Ментальная арифметика» для 1 класса начального общего образования г. Североуральск пос. Третий Северный 2023 Оглавление Раздел 1. О программе Пояснительная записка .....................................................................................3 Цели и задачи программы............................................................................... 8 Содержание программы ................................................................................. 10 Планируемые результаты .............................................................................. 17 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий ................. 18 2.1. Учебный план ............................................................................................... 18 2 . 2 . Ме тод и ч е с ко е о б е с п еч е н и е и условия реализации программы.......................................................................................................... 20 Формы аттестации ........................................................................................... 21 Оценочные материалы .....................................................................................21 Раздел 3. Список литературы .......................................................................... 24 2 Раздел 1. О программе Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса по направлению "Ментальная арифметика - уровень начальный» разработана на основе учебных пособий «The Soroban / Abacus Handbook is © 2001-2003 by David Bernazzani Rev 1.0 - March 9, 2003», и других. Рабочая программа учебного курса"Ментальная арифметика" - это система развития головного мозга путем тренировок правого, левого полушария и связей между ними. Программа основана на использовании китайских счетов «абакуса», с помощью которого возможно решать арифметические задачи любой сложности. Программа основана на применении уникальной методики гармоничного развития умственных и творческих способностей детей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка. Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным. Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей 4–10 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее ребенка. Таким образом, ментальная арифметика способствует: • Развитию межполушарного взаимодействия; • Развитию навыков быстрого счета и наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала; • Развитию уверенности в собственных силах; • Развитию способности концентрировать внимание, сосредотачиваться 3 • Развитию фотографической памяти, способности самостоятельно принимать решения. Данные качества получают развитие, благодаря грамотным тренировкам арифметических вычислений на абакусе и в воображении (так называемый ментальный счет). Быстрый счет происходит благодаря мысленным манипуляцииям с воображаемыми бусинами абакуса. Так как технология ментальной арифметики включает в себя воображение счетов и соотнесение образной комбинации бусин с числовой записью чисел, то можно утверждать о совместном развитии правого полушария головного мозга и левого, что приводит к гармоничному развитию личности ребенка и эффективному развитию его интеллектуальных способностей. Развитие нейронных связей между правым и левым полушариями головного мозга ребенка – очень важный процесс, который необходимо начинать с 3-летнего возраста. У детей с 0 до 3 лет правое полушарие является доминирующим – дети мыслят образами, у них богатое воображение. В последующие годы активность правого полушария начинает постепенно спадать. Однако в возрасте 4-10 лет можно «подхватить» процесс развития правого полушария, и в этом случае развитая зрительная память, концентрация внимания и скорость мышления сыграют весьма полезную роль в процессе обучения ребенка в школе и последующих годах жизни. Как писал в своей книге "Дети гениев" японский профессор М. Шичида, являющийся членом Международной академии образования и советником Японской ассоциации по математике, - правое полушарие носит название "изображение мозга". Именно эта часть мозга позволяет визуализировать информацию и видеть сны. Имея развитое воображение и хорошую зрительную память, человек получает немедленный доступ к информации, хранящейся в 4 памяти, и способен воспроизвести прочитанную книгу, просматривая каждую страницу в уме, словно фотоснимок. По его мнению, "когда правое и левое полушария будут хорошо развиты, у ребенка будет высокий уровень потенциала, ребенок сможет превзойти все наши ожидания и показать свои самые сильные стороны. Такие дети быстрее запоминают огромные объемы информации и вспоминают прочитанное или увиденное с точностью, причем вся информация является им понятой, а также они способны улучшить свои спортивные возможности". Каким же образом осуществляется развитие правого полушария у детей посредством ментальной арифметики? Данный процесс начинается уже с первых занятий, когда дети знакомятся с китайскими счетами – «абакусом», пробуют перемещать бусины, развивая при этом мелкую моторику пальцев, и делают первые попытки устного счета. При этом каждая цифра ассоциируется у ребенка с определенной комбинацией бусин на абакусе (абаке). Таким образом, решая длинные и сложные примеры, дети представляют абак в уме в виде изображения, и, играючи с бусинами, «считывают» ответ. При этом применяются различные техники тренировок устного (ментального) счета с одновременным выполнением физических упражнений, рассказыванием стихотворения, или пением. Как показывает опыт, дети делают одновременно несколько дел, при этом правильно вычисляют арифметические задачи, не испытывая каких-либо сложностей. Ребенок силой мышления и за счет развитой зрительной памяти способен считать в уме до 5-значных чисел быстрее калькулятора. Процесс устного счета протекает быстрее в разы и точнее, по сравнению с детьми, не владеющими техникой «ментальная арифметика». Приобретенные навыки и способность запоминать больше информации, производить устный счет быстрее взрослых, способность быстро концентрировать внимание и не отвлекаться на посторонние помехи – все это, несомненно, повышает у детей чувство уверенности в себе, улучшает качество 5 обучения детей, способствует раскрытию творческого и интеллектуального потенциалов. Основные принципы Системность Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа. Комплексность Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, счет) определяет и дополняет развитие других. Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям Программа обучения строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития. Постепенность Пошаговость и систематичность в освоении и формировании учено значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе занятий способствует оптимизации занятий, повышению эффективности. Индивидуализация темпа работы Переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала предыдущего этапа. Повторяемость Цикличность повторения материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы и стратегию реализации функции. Взаимодействия Совместное взаимодействие учителя, ребенка и семьи, направленно на создание условий для более успешной реализации способностей ребёнка. Повышение 6 уровня познавательного и интеллектуального развития детей. Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка. Изменение показателей подготовленности детей в плане самостоятельной, практической экспериментальной деятельности. Возраст обучаемых Программа рассчитана на детей 7-8 лет. Объем и срок освоения Программы Программа "Ментальная арифметика" уровень начальный рассчитана на период обучения от 1 учебный год.. Форма обучения – очная. Особенности организации Постоянные группы формируются одного возраста. Состав группы 5-16 человек. Роль и место курса в структуре учебного плана. Современная эффективная методика развития интеллектуально-творческих способностей «Ментальная арифметика» является самостоятельной программой дополнительного образования детей. Полный курс "Ментальная арифметика" состоит из 3 модулей. Настоящая учебная программа разработана для начального уровня детей 7-8 лет (первого года обучения), 1 модуль. Цели и задачи программы Целью Программы является развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, а также возможностей восприятия и обработки информации, через использование методики устного счета. Основные задачи: 1. Развить практические навыки логического мышления обучающихся посредством задействования совместной полушарий головного мозга; 7 работы левого и правого 2. Сформировать у обучающихся теоретические знания в области ментальной арифметики; 3. Улучшить зрительную, слуховую и фотографическую память, логики. 4. Повысить способности к концентрации и внимательность; 5. Развить творческий потенциал обучающегося, исходя из его природных способностей; 6. Повысить общий интеллектуальный уровень обучающегося, в том числе интерес к точным наукам- арифметике и математике. 7. Развить у обучающихся практические навыки: - работы на абакусе, -фокусировки внимания при счете (воздействия аудиальное и зрительное, примеры динамические и статические); - ментального счета с отвлекающими факторами. Объем изучения курса: Программа начального уровня рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 45 минут . Продолжительность обучения – 9 месяцев (1 учебный год). Форма организации занятий - групповая. Настоящая программа рассчитана на детей в возрасте 7-8 лет. Основными формами проведения занятий являются практикумы, направленные на отработку умений работы на абакусе и формирование навыков концентрации внимания. Предпочтительным является организация творческой деятельности занимающихся, групповые формы работы, игровая деятельность. В течение учебного года осуществляется контроль за усвоением курса: • тесты (входной, промежуточный и итоговый); • контрольные занятия / олимпиады; • зачет. 8 Заключительной формой контроля является аттестация, которая включает в себя решение арифметических задач при помощи счет и без них. В результате учащийся должен продемонстрировать не только навыки устного счета и при помощи абакуса, но и способность концентрировать внимание при разных отвлекающих воздействиях. Содержание программы 1.Знакомство с ментальной арифметикой Понятие абакуса. Правила с цифрами . работы с ним. Постановка рук. Знакомство 2.Знакомство с цифрами 0 и 1 История абакуса. Числа и цифры 1-4 3.Знакомство с числом 2 Отработка практики на абакусе. Прописи и карточки. 4.Знакомство с числом 3 Простое сложение и вычитание единиц. Прописи и карточки. 5.Знакомство с числом 4 Работа двумя руками на счетах. Комбинации чисел. 6.Знакомство с числом 5 Решение примеров на «+» и «-». Комбинации на скорость 7.Знакомство с числом 6 Отработка навыка. Решение примеров по формуле 8.Знакомство с числом 7 Отработка навыка. Решение примеров по формуле 9.Знакомство с числом 8 Отработка навыка. Решение примеров по формуле 10.Знакомство с числом 9 Отработка навыка. Решение примеров по формуле 11.Простая арифметика Однозначные цифры – комбинации, сопоставление снаписанным числом. Арифметика 12.Маленькие друзья. Формула +1=+5-4 9 Отработка навыка. Решение примеров по формуле 13.Маленькие друзья. Формула +2=+5-3 Отработка навыка. Решение примеров по формуле 14.Маленькие друзья. Формула +3=+5-2 Отработка навыка. Решение примеров по формуле 15.Маленькие друзья. Формула +4=+5-1. Закрепление формул на «+» Отработка навыка. Решение примеров по формуле. Закрепление 16.Формула -1=+4-5 Решение примеров в рабочей тетради А 12-1 17. Формула -2=+3-5» Решение примеров в рабочей тетради А12-1 18. Формулы -3=+2-5 и -4=+1-5 Отработка практического навыка счета по заданным формулам.Решение примеров в рабочей тетради А12-1 19.Формулы в пятерке на вычитание Закрепеление практического навыка счета по формулам впятерочке на вычитание 20.Русские счеты Аналитический счет на русских счетах 21.Закрепление формул в 5 Закрепеление практического навыка счета по всем формулам впятерочке 22.Автоматизация формул в 5 Отработка вычисления во всех формулах в пятерочке на скорость 23.Понятие двузначного числа 24.Автоматизация вычисления примеров с двузначными и однозначными числами Вычисление примеров с 2-значными и однозначными числами 10 Планируемые результаты После успешного завершения курса «Ментальная арифметика», обучающиеся смогут: - Повысить эффективность обработки получаемой головным мозгом разносторонней информации, используя возможности рабочей памяти; - Усовершенствовать навыки устного счета и логического мышления; - Повысить точность и скорость выполнения разнообразных поставленных задач; - Использовать полученные знания в личностном развитии. В результате учебной деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные действия. Личностные результаты: У ребенка будут сформированы: • учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; • готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни; • способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью; Ученик научится: - принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, 11 Учебный план Тема Количество часов № Теорет Практ Всего 0,5 0,5 1 1 Знакомство с ментальной арифметикой 2 Знакомство с числами 0 и 1 0,5 0,5 1 3 Знакомство с числами 0 и 1 0,5 0,5 1 4 Знакомство с числом 2 0,5 0,5 1 5 Знакомство с числом 2 0,5 0,5 1 6 Знакомство с числом 3 0,5 7 Знакомство с числом 3 0,5 0,5 1 8 Знакомство с числом 4 0,5 0,5 1 9 Знакомство с числом 4 0,5 0,5 1 10 Знакомство с числом 5 0,5 0,5 1 11 Знакомство с числом 5 0,5 1 12 Знакомство с числом 6 1 1 13 Знакомство с числом 7 1 1 14 Знакомство с числом 8 1 1 15 Знакомство с числом 9 1 1 16 Простая арифметика 1 1 17 Маленькие друзья. Формула +1=+5-4 1 1 18 Маленькие друзья. Формула +1=+5-4 0,5 1 19 Маленькие друзья. Формула +2=+5-3 1 1 20 Маленькие друзья. Формула +2=+5-3 1 1 21 Маленькие друзья. Формула +3=+5-2 1 1 22 Маленькие друзья. Формула +3=+5-2 1 1 23 Маленькие друзья. Формула +4=+5-1. Закрепление формул на «+» 1 1 24 Маленькие друзья. Формула +4=+5-1. Закрепление формул на «+» 1 1 25 Формула -1=+4-5 1 1 26 Формула -2=+3-5 1 1 27 Формулы -3=+2-5 и -4=+1-5 1 1 28 Формулы в пятерке на вычитание 1 1 12 29 Русские счеты 1 1 30 Закрепление формул в 5 1 1 31 Автоматизация формул в 5 1 1 32 Понятие двузначного числа 1 1 33 Автоматизация вычисления примеров с двузначными и однозначными числами 1 1 34 Автоматизация вычисления примеров с двузначными и однозначными числами 1 1 Итог 34 Методическое обеспечение и условия реализации программы Для достижения максимального эффекта в процессе обучения детей скоростному устному счету, развития концентрации внимания и фотографической памяти предусматривается применение следующих методов обучения: • словесного: объяснение, беседа; • наглядно-иллюстративного: схемы, видеоматериалы, тренажер для отработки навыков устного счета, развития памяти и других посредством ПК; • практического: работа на специальных счетах (абак). Вводные занятия, итоговые, игровые виды деятельности по темам проводятся в групповой форме. Упражнения, направленные на функциональную тренировку навыков скоростного устного счета, воспроизведения зрительной информации и концентрации внимания предусматривает индивидуальную работу, работу в парах, а также групповую. Материально-техническое обеспечение: Оборудованный учебный кабинет с соответствующей учебно-материальной базой. 13 Единица измерения Колич ество Столы ученические шт 10 Стулья ученические шт 10 Компьютер с соответствующим программным Обеспечением комплект 1 Доска комплект 1 Учебно-наглядные пособия Учебные пособия: тетради, счеты, ментальные карты комплект 1 Наименование учебного оборудования Оборудование и технические средства обучения Формы аттестации В процессе обучения для оценки достижения цели и задач Программы в конце каждого модуля предусмотрена промежуточная аттестация. Система оценивания Система оценивания успешности занятий весьма разнообразна, так как применяются методы оценивания и концентрации внимания учащихся: оценка объема динамического внимания при помощи таблиц Шульте и Горбова, оценка объема внимания при восприятии простейших объектов, при этом фиксируется показатель точности восприятия. Исследование избирательности внимания осуществляется методом Мюнстерберга, упрощенным тестом Торидака. Также применяются корректурные пробы с кольцами Ландольта и другие известные методы оценки внимания. Кроме перечисленных методов оценки концентрации внимания, применяются контрольные тесты по работе на абакусе и без них. Фиксируется 14 время выполнения заданий, правильность постановки рук и количество верно решенных задач. В совокупности описанная система оценки внимания, памяти, мелкой моторки пальце рук при работе на абакусе и навыков устного счета позволит составить объективную картину развития выше перечисленных навыков у ребенка в течение обучения ментальной арифметики и по итогам начального уровня данного курса. Для определения уровня усвоения Программы применяются два вида мониторинга: • внутренний(наблюдение); • внешний (участие в итоговом тестировании(аттестации)). Внутренний мониторинг. В начале каждого модуля проводится первичная фиксация уровня знаний, где детям предлагается задания с арифметическими действиями. Педагог фиксирует индивидуальные способности ребенка по основным навыкам выполнения задания. Внешний мониторинг. В конце прохождения модуля проводится мониторинг в виде олимпиады по ментальной арифметике. Олимпиада – это мощная мотивация на дальнейшее развитие, на усердные занятия и новые победы. В нашей олимпиаде - главное участие. Участники олимпиады будут соревноваться в трех основных номинациях: счет на абакусе, счет в уме и логические задачи. В течение учебного года осуществляется контроль за усвоением материала: 1. Предварительный контроль – необходимо проводить в начале каждого курса «ментальной арифметики» для оценки концентрации внимания учащегося, знания цифр (на начальном уровне), навыков устного счета. Предварительный контроль необходимо проводить с целью оценки приращения навыков в течение учебного года. Результаты тестирования фиксируются в журнал преподавателя. 15 2. Текущий контроль – систематическая проверка навыков работы на абакусе, знания комбинаций, способности и скорости устных вычислений арифметических задач, концентрации внимания и зрительной памяти. Текущий контроль проводится каждые три недели во время занятия с фиксаций результатов в таблице преподавателя. 3. Итоговый контроль – проводится в конце уровня программы «ментальная арифметика» (в данном случае в конце учебного года).Данный вид контроля предполагает комплексную проверку навыков по всем ключевым направлениям. Данные фиксируются в таблице преподавателя. 16 Раздел 3. Список литературы 1. Бузан т. Скоростная память (пер. С англ.). М.: Рипол классик, 1999. 2. The Soroban / Abacus Handbook is © 2001-2003 by David Bernazzani Rev 1.0 - March 9,2003 3. Т.А. Кирдяшкина. Методы исследования внимания (практикум по психологии): учебное пособие. Челябинск: ЮУрГУ, 1999. 4. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.К., Слоненко Т.Б. Как развить внимание. Донецк: Сталкер, 1999. 5. Матюгин И.Ю., Чекаберия Е.И., Рыбникова И.К., Слоненко Т.Б. Зрительная память. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. 6. А.Бенджамин, Магия чисел. Ментальные вычисления в уме и другие практические фокусы. пер. с англ. В.Ласкавого. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.-320с. 7. Рабочие тетради BrainUp для детей школьного возраста. Уровень начальный. А12-1, А 12-2, АВ11, М12-11, М 10-8: составитель к.физ-мат.н. А.А. Балтикова 17