Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
Приложение к основной образовательной
программе начального общего образования
Логинова Подписано
цифровой
Галина подписью:
Логинова Галина
Петровн Петровна
Дата: 2023.09.07
а
14:49:24 +05'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Ментальная арифметика»
для 1 класса начального общего образования
г. Североуральск
пос. Третий Северный
2023
Оглавление
Раздел 1. О программе
Пояснительная записка .....................................................................................3
Цели и задачи программы............................................................................... 8
Содержание программы ................................................................................. 10
Планируемые результаты .............................................................................. 17
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий ................. 18
2.1. Учебный план ............................................................................................... 18
2 . 2 . Ме тод и ч е с ко е о б е с п еч е н и е
и условия реализации
программы.......................................................................................................... 20
Формы аттестации ........................................................................................... 21
Оценочные материалы .....................................................................................21
Раздел 3. Список литературы .......................................................................... 24
2
Раздел 1. О программе
Пояснительная записка
Рабочая
программа
учебного
курса
по
направлению
"Ментальная
арифметика - уровень начальный» разработана на основе учебных пособий «The
Soroban / Abacus Handbook is © 2001-2003 by David Bernazzani Rev 1.0 - March 9,
2003», и других.
Рабочая программа учебного курса"Ментальная арифметика" - это система
развития головного мозга путем тренировок правого, левого полушария и связей
между ними. Программа основана на использовании китайских счетов
«абакуса», с помощью которого возможно решать арифметические задачи
любой сложности. Программа основана на применении уникальной методики
гармоничного развития умственных и творческих способностей детей, которая
содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого
потенциала ребенка.
Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем
больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между
правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или
даже невозможным, становится простым и понятным.
Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие
головного мозга происходит у детей 4–10 лет. Навыки, приобретенные в этом
возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно
поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее ребенка.
Таким образом, ментальная арифметика способствует:
• Развитию межполушарного взаимодействия;
• Развитию навыков быстрого счета и наиболее полному раскрытию
интеллектуального и творческого потенциала;
• Развитию уверенности в собственных силах;
• Развитию способности концентрировать внимание, сосредотачиваться
3
• Развитию
фотографической
памяти,
способности
самостоятельно
принимать решения.
Данные качества получают развитие, благодаря грамотным тренировкам
арифметических вычислений на абакусе и в воображении (так называемый
ментальный
счет).
Быстрый
счет
происходит
благодаря
мысленным
манипуляцииям с воображаемыми бусинами абакуса. Так как технология
ментальной арифметики включает в себя воображение счетов и соотнесение
образной комбинации бусин с числовой записью чисел, то можно утверждать о
совместном развитии правого полушария головного мозга и левого, что
приводит к гармоничному развитию личности ребенка и
эффективному
развитию его интеллектуальных способностей.
Развитие нейронных связей между правым и левым
полушариями
головного мозга ребенка – очень важный процесс, который необходимо начинать
с 3-летнего возраста. У детей с 0 до 3 лет правое полушарие является
доминирующим – дети мыслят образами, у них богатое воображение. В
последующие годы активность правого полушария начинает
постепенно
спадать. Однако в возрасте 4-10 лет можно «подхватить» процесс развития
правого полушария, и в этом случае развитая зрительная память, концентрация
внимания и скорость мышления сыграют весьма полезную роль в процессе
обучения ребенка в школе и последующих годах жизни.
Как писал в своей книге "Дети гениев" японский профессор М. Шичида,
являющийся членом Международной академии образования и советником
Японской ассоциации по математике, - правое полушарие носит название
"изображение мозга". Именно эта часть мозга позволяет визуализировать
информацию и видеть сны. Имея развитое воображение и хорошую зрительную
память, человек получает немедленный доступ к информации, хранящейся в
4
памяти, и способен воспроизвести прочитанную книгу, просматривая каждую
страницу в уме, словно фотоснимок. По его мнению, "когда правое и левое
полушария будут хорошо развиты, у ребенка будет высокий уровень потенциала,
ребенок сможет превзойти все наши ожидания и показать свои самые сильные
стороны. Такие дети быстрее запоминают огромные объемы информации и
вспоминают прочитанное или увиденное с точностью, причем вся информация
является им понятой, а также они способны улучшить свои спортивные
возможности".
Каким же образом осуществляется развитие правого полушария у детей
посредством ментальной арифметики? Данный процесс начинается уже с
первых занятий, когда дети знакомятся с китайскими счетами – «абакусом»,
пробуют перемещать бусины, развивая при этом мелкую моторику пальцев, и
делают первые попытки устного счета. При этом каждая цифра ассоциируется у
ребенка с определенной комбинацией бусин на абакусе (абаке). Таким образом,
решая длинные и сложные примеры, дети представляют абак в уме в виде
изображения, и, играючи с бусинами, «считывают» ответ. При этом применяются
различные техники тренировок устного (ментального) счета с одновременным
выполнением физических упражнений, рассказыванием стихотворения, или
пением. Как показывает опыт, дети делают одновременно несколько дел, при
этом правильно вычисляют арифметические задачи, не испытывая каких-либо
сложностей. Ребенок силой мышления и за счет развитой зрительной памяти
способен считать в уме до 5-значных чисел быстрее калькулятора. Процесс
устного счета протекает быстрее в разы и точнее, по сравнению с детьми, не
владеющими техникой «ментальная арифметика».
Приобретенные навыки и способность запоминать больше информации,
производить устный счет быстрее взрослых, способность быстро
концентрировать внимание и не отвлекаться на посторонние помехи – все это,
несомненно, повышает у детей чувство уверенности в себе, улучшает качество
5
обучения детей, способствует раскрытию творческого и интеллектуального
потенциалов.
Основные принципы
Системность
Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все
компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная
работа.
Комплексность
Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной
познавательной функции (например, счет) определяет и дополняет развитие
других.
Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям
Программа обучения строится в соответствии с психофизическими
закономерностями возрастного развития.
Постепенность
Пошаговость и систематичность в освоении и формировании учено значимых
функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным,
комплексным.
Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе
занятий способствует оптимизации занятий, повышению эффективности.
Индивидуализация темпа работы
Переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала
предыдущего этапа.
Повторяемость
Цикличность повторения материала, позволяющая формировать и закреплять
механизмы и стратегию реализации функции.
Взаимодействия
Совместное взаимодействие учителя, ребенка и семьи, направленно на создание
условий для более успешной реализации способностей ребёнка. Повышение
6
уровня познавательного и интеллектуального развития детей. Взаимодействие с
семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка. Изменение показателей
подготовленности детей в плане самостоятельной, практической
экспериментальной деятельности.
Возраст обучаемых
Программа рассчитана на детей 7-8 лет.
Объем и срок освоения Программы
Программа "Ментальная арифметика" уровень начальный рассчитана на период
обучения от 1 учебный год..
Форма обучения – очная.
Особенности организации
Постоянные группы формируются одного возраста. Состав группы 5-16 человек.
Роль и место курса в структуре учебного плана. Современная
эффективная методика развития интеллектуально-творческих способностей
«Ментальная арифметика» является самостоятельной программой
дополнительного образования детей. Полный курс "Ментальная арифметика"
состоит из 3 модулей. Настоящая учебная программа разработана
для
начального уровня детей 7-8 лет (первого года обучения), 1 модуль.
Цели и задачи программы
Целью
Программы
является
развитие
интеллектуальных
и
творческих
способностей детей, а также возможностей восприятия и обработки
информации, через использование методики устного счета.
Основные задачи:
1. Развить
практические навыки логического мышления обучающихся
посредством
задействования
совместной
полушарий головного мозга;
7
работы
левого
и
правого
2. Сформировать у обучающихся теоретические знания в области ментальной
арифметики;
3. Улучшить зрительную, слуховую и фотографическую память, логики.
4. Повысить способности к концентрации и внимательность;
5. Развить
творческий
потенциал
обучающегося,
исходя
из
его
природных способностей;
6. Повысить общий интеллектуальный уровень обучающегося, в том числе
интерес к точным наукам- арифметике и математике.
7. Развить у обучающихся практические навыки:
- работы на абакусе,
-фокусировки внимания при счете (воздействия аудиальное и зрительное,
примеры динамические и статические);
- ментального счета с отвлекающими факторами.
Объем изучения курса:
Программа начального уровня рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1
раза в неделю по 45 минут . Продолжительность обучения – 9 месяцев (1
учебный год). Форма организации занятий - групповая.
Настоящая программа рассчитана на детей в возрасте 7-8 лет.
Основными формами проведения занятий являются практикумы,
направленные на отработку умений работы на абакусе и формирование навыков
концентрации внимания. Предпочтительным является организация творческой
деятельности занимающихся, групповые формы работы, игровая деятельность.
В течение учебного года осуществляется контроль за усвоением курса:
•
тесты (входной, промежуточный и итоговый);
•
контрольные занятия / олимпиады;
•
зачет.
8
Заключительной формой контроля является аттестация, которая включает
в себя решение арифметических задач при помощи счет и без них. В результате
учащийся должен продемонстрировать не только навыки устного счета и при
помощи абакуса, но и способность концентрировать внимание при разных
отвлекающих воздействиях.
Содержание программы
1.Знакомство с ментальной арифметикой
Понятие абакуса. Правила
с цифрами .
работы с ним. Постановка рук. Знакомство
2.Знакомство с цифрами 0 и 1
История абакуса. Числа и цифры 1-4
3.Знакомство с числом 2
Отработка практики на абакусе. Прописи и карточки.
4.Знакомство с числом 3
Простое сложение и вычитание единиц. Прописи и карточки.
5.Знакомство с числом 4
Работа двумя руками на счетах. Комбинации чисел.
6.Знакомство с числом 5
Решение примеров на «+» и «-». Комбинации на скорость
7.Знакомство с числом 6
Отработка навыка. Решение примеров по формуле
8.Знакомство с числом 7
Отработка навыка. Решение примеров по формуле
9.Знакомство с числом 8
Отработка навыка. Решение примеров по формуле
10.Знакомство с числом 9
Отработка навыка. Решение примеров по формуле
11.Простая арифметика
Однозначные цифры – комбинации, сопоставление снаписанным
числом. Арифметика
12.Маленькие друзья. Формула +1=+5-4
9
Отработка навыка. Решение примеров по формуле
13.Маленькие друзья. Формула +2=+5-3
Отработка навыка. Решение примеров по формуле
14.Маленькие друзья. Формула +3=+5-2
Отработка навыка. Решение примеров по формуле
15.Маленькие друзья. Формула +4=+5-1. Закрепление формул на «+»
Отработка навыка. Решение примеров по формуле. Закрепление
16.Формула -1=+4-5
Решение примеров в рабочей тетради А 12-1
17. Формула -2=+3-5»
Решение примеров в рабочей тетради А12-1
18. Формулы -3=+2-5 и -4=+1-5
Отработка практического навыка счета по заданным формулам.Решение
примеров в рабочей тетради А12-1
19.Формулы в пятерке на вычитание
Закрепеление практического навыка счета по формулам впятерочке на
вычитание
20.Русские счеты
Аналитический счет на русских счетах
21.Закрепление формул в 5
Закрепеление практического навыка счета по всем формулам впятерочке
22.Автоматизация формул в 5
Отработка вычисления во всех формулах в пятерочке на скорость
23.Понятие двузначного числа
24.Автоматизация
вычисления примеров с двузначными и
однозначными числами
Вычисление примеров с 2-значными и однозначными числами
10
Планируемые результаты
После
успешного
завершения
курса
«Ментальная
арифметика»,
обучающиеся смогут:
- Повысить эффективность обработки получаемой головным мозгом
разносторонней информации, используя возможности рабочей памяти;
- Усовершенствовать навыки устного счета и логического мышления;
- Повысить точность и скорость выполнения разнообразных поставленных
задач;
- Использовать полученные знания в личностном развитии.
В результате учебной деятельности у младших школьников сформируются не
только предметные знания и умения, но и универсальные учебные действия.
Личностные результаты:
У ребенка будут сформированы:
• учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам
решения новой учебной задачи;
• готовность целенаправленно использовать математические
знания,
умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;
• способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать
их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью;
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в
деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения,
11
Учебный план
Тема
Количество часов
№
Теорет
Практ
Всего
0,5
0,5
1
1
Знакомство с ментальной арифметикой
2
Знакомство с числами 0 и 1
0,5
0,5
1
3
Знакомство с числами 0 и 1
0,5
0,5
1
4
Знакомство с числом 2
0,5
0,5
1
5
Знакомство с числом 2
0,5
0,5
1
6
Знакомство с числом 3
0,5
7
Знакомство с числом 3
0,5
0,5
1
8
Знакомство с числом 4
0,5
0,5
1
9
Знакомство с числом 4
0,5
0,5
1
10
Знакомство с числом 5
0,5
0,5
1
11
Знакомство с числом 5
0,5
1
12
Знакомство с числом 6
1
1
13
Знакомство с числом 7
1
1
14
Знакомство с числом 8
1
1
15
Знакомство с числом 9
1
1
16
Простая арифметика
1
1
17
Маленькие друзья. Формула +1=+5-4
1
1
18
Маленькие друзья. Формула +1=+5-4
0,5
1
19
Маленькие друзья. Формула +2=+5-3
1
1
20
Маленькие друзья. Формула +2=+5-3
1
1
21
Маленькие друзья. Формула +3=+5-2
1
1
22
Маленькие друзья. Формула +3=+5-2
1
1
23
Маленькие друзья. Формула +4=+5-1. Закрепление
формул на «+»
1
1
24
Маленькие друзья. Формула +4=+5-1. Закрепление
формул на «+»
1
1
25
Формула -1=+4-5
1
1
26
Формула -2=+3-5
1
1
27
Формулы -3=+2-5 и -4=+1-5
1
1
28
Формулы в пятерке на вычитание
1
1
12
29
Русские счеты
1
1
30
Закрепление формул в 5
1
1
31
Автоматизация формул в 5
1
1
32
Понятие двузначного числа
1
1
33
Автоматизация вычисления примеров с двузначными и
однозначными числами
1
1
34
Автоматизация вычисления примеров с двузначными и
однозначными числами
1
1
Итог
34
Методическое обеспечение и условия реализации программы
Для достижения максимального эффекта в процессе обучения детей
скоростному устному счету, развития концентрации внимания и
фотографической памяти предусматривается применение следующих методов
обучения:
• словесного: объяснение, беседа;
• наглядно-иллюстративного: схемы, видеоматериалы, тренажер для
отработки навыков устного счета, развития памяти и других посредством ПК;
• практического: работа на специальных счетах (абак).
Вводные занятия, итоговые, игровые виды деятельности по темам
проводятся в групповой форме. Упражнения, направленные на функциональную
тренировку навыков скоростного устного счета, воспроизведения зрительной
информации и концентрации внимания предусматривает индивидуальную
работу, работу в парах, а также групповую.
Материально-техническое обеспечение:
Оборудованный учебный кабинет с соответствующей учебно-материальной
базой.
13
Единица
измерения
Колич
ество
Столы ученические
шт
10
Стулья ученические
шт
10
Компьютер с соответствующим программным
Обеспечением
комплект
1
Доска
комплект
1
Учебно-наглядные пособия
Учебные пособия: тетради, счеты, ментальные карты
комплект
1
Наименование учебного оборудования
Оборудование и технические средства обучения
Формы аттестации
В процессе обучения для оценки достижения цели и задач Программы в
конце каждого модуля предусмотрена промежуточная аттестация.
Система оценивания
Система оценивания успешности занятий весьма разнообразна, так как
применяются методы оценивания и концентрации внимания учащихся: оценка
объема динамического внимания при помощи таблиц Шульте и Горбова, оценка
объема внимания при восприятии простейших объектов, при этом фиксируется
показатель точности восприятия. Исследование избирательности внимания
осуществляется методом Мюнстерберга, упрощенным тестом Торидака. Также
применяются корректурные пробы с кольцами Ландольта и другие известные
методы оценки внимания.
Кроме перечисленных методов оценки концентрации внимания,
применяются контрольные тесты по работе на абакусе и без них. Фиксируется
14
время выполнения заданий, правильность постановки рук и количество верно
решенных задач.
В совокупности описанная система оценки внимания, памяти, мелкой
моторки пальце рук при работе на абакусе и навыков устного счета позволит
составить объективную картину развития выше перечисленных навыков у
ребенка в течение обучения ментальной арифметики и по итогам начального
уровня данного курса.
Для определения уровня усвоения Программы применяются два вида
мониторинга:
• внутренний(наблюдение);
• внешний (участие в итоговом тестировании(аттестации)).
Внутренний мониторинг. В начале каждого модуля проводится первичная
фиксация уровня знаний, где детям предлагается задания с арифметическими
действиями. Педагог фиксирует индивидуальные способности ребенка по
основным навыкам выполнения задания.
Внешний мониторинг. В конце прохождения модуля проводится
мониторинг в виде олимпиады по ментальной арифметике. Олимпиада – это
мощная мотивация на дальнейшее развитие, на усердные занятия и новые
победы. В нашей олимпиаде - главное участие. Участники олимпиады будут
соревноваться в трех основных номинациях: счет на абакусе, счет в уме и
логические задачи.
В течение учебного года осуществляется контроль за усвоением материала:
1.
Предварительный контроль – необходимо проводить в начале каждого
курса «ментальной арифметики» для оценки концентрации внимания
учащегося, знания цифр (на начальном уровне), навыков устного счета.
Предварительный контроль необходимо проводить с целью оценки
приращения навыков в течение учебного года. Результаты тестирования
фиксируются в журнал преподавателя.
15
2.
Текущий контроль – систематическая проверка навыков работы на
абакусе, знания комбинаций, способности и скорости устных вычислений
арифметических задач, концентрации внимания и зрительной памяти.
Текущий контроль проводится каждые три недели во время занятия с
фиксаций результатов в таблице преподавателя.
3.
Итоговый контроль – проводится в конце уровня программы «ментальная
арифметика» (в данном случае в конце учебного года).Данный вид контроля
предполагает комплексную проверку навыков по всем ключевым
направлениям. Данные фиксируются в таблице преподавателя.
16
Раздел 3.
Список литературы
1.
Бузан т. Скоростная память (пер. С англ.). М.: Рипол классик, 1999.
2.
The Soroban / Abacus Handbook is © 2001-2003 by David Bernazzani
Rev 1.0 - March
9,2003
3.
Т.А. Кирдяшкина.
Методы исследования
внимания (практикум
по
психологии): учебное пособие. Челябинск: ЮУрГУ, 1999.
4.
Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.К., Слоненко Т.Б. Как развить
внимание. Донецк: Сталкер, 1999.
5.
Матюгин И.Ю., Чекаберия Е.И., Рыбникова И.К., Слоненко Т.Б. Зрительная
память. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.
6.
А.Бенджамин, Магия чисел. Ментальные вычисления в уме и другие
практические фокусы. пер. с англ. В.Ласкавого. - М.: Манн, Иванов и
Фербер, 2015.-320с.
7.
Рабочие тетради BrainUp для детей школьного возраста.
Уровень
начальный. А12-1, А 12-2, АВ11, М12-11, М 10-8: составитель к.физ-мат.н.
А.А. Балтикова
17