Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Функциональная грамотность 1_4 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
Приложение к основной образовательной
программе начального общего образования

Логинов
а Галина
Петровн
а

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
Уровень: начальное общее образование
Классы: 1-4

г. Североуральск
пос. Третий Северный
2023

Подписано
цифровой
подписью:
Логинова Галина
Петровна
Дата: 2023.09.07
16:12:35 +05'00'

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для
третьего

класса

разработана

в

Федерального
стандарта

«Функциональная
соответствии

с

государственного
начального

грамотность»
требованиями

образовательного

общего

образования,

требованиями к основной образовательной программе
начального общего образования.
Программа

«Функциональная

грамотность»

учитывает возрастные, общеучебные и психологические
особенности младшего школьника.
Программа

курса

«Функциональная

внеурочной

грамотность»

деятельности

предназначена

для

реализации в 3 классе начальной школы и рассчитана на
34 часа (при 1 часе в неделю).
Учитель

может

варьировать,

чередовать

последовательность проведения занятий по своему
усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с
учетом возрастных особенностей третьеклассников для
занятий используются сюжеты художественных и
научно-познавательных текстов.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Центральным понятием в данном курсе
выступает «грамотность», которая в широком смысле
определяется как «функциональная грамотность». Лишь
функционально грамотная личность способна
использовать все постоянно приобретаемые в течение
жизни знания, умения и навыки для решения
максимально широкого диапазона жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения
и социальных отношений.
Изучение данного курса начинается в начальной
школе, где идёт интенсивное обучение различным
видам речевой деятельности- письму и чтению,
говорению и слушанию, работе с текстом
Известны

недостатки

в

обучении

младших

школьников (по результатам ВПР в 4 классе, результатов
участия российских школьников в международных
исследованиях PIRLS, TIMS):
– недостаточно владеют смысловым чтением;
– не справляются с задачами на интерпретацию
информации;

2

– затрудняются в решении задач, требующих
анализа и обобщения;
– не умеют высказывать предположения, строить
доказательства.
Поэтому авторы программы предлагают начинать
формирование навыков функциональной грамотности
именно в начальных классах.

3

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Цель изучения курса: создание условий для
развития функциональной грамотности.
Целью

изучения

блока

«Читательская

грамотность» является развитие способности учащихся
к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них,
использования

их

содержания

для

достижения

собственных целей, развития знаний и возможностей для
активного участия в жизни общества. Оценивается не
техника чтения и буквальное понимание текста, а
понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью

изучения

блока

«Математическая

грамотность» является формирование у обучающихся
способности определять и понимать роль математики в
мире, в котором они живут, высказывать хорошо
обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и
будущем

потребности,

присущие

созидательному,

заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью
грамотность»

изучения

блока

«Финансовая

является

развитие

экономического

4

образа

мышления,

воспитание

ответственности

и

нравственного поведения в области экономических
отношений в семье, формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных
вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно- научная
грамотность» является формирование у обучающихся
способности использовать естественно- научные знания
для выделения в реальных ситуациях проблем, которые
могут быть исследованы и решены с помощью научных
методов, для получения выводов, основанных на
наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы
для понимания окружающего мира и тех изменений,
которые вносит в него деятельность человека, а также
для принятия соответствующих решений.
Для

достижения

основной

цели

курса

предполагается решение следующих задач:
-

формировать

совершенствовать

умение

культуру

читать

чтения,

тексты;

интерес

и

мотивацию к чтению книг;
- находить и извлекать информацию из различных
текстов;

5

- привлекать извлечённую из текста информацию
для решения разного рода проблем;
- развивать у детей способность самостоятельного
мышления в процессе изучения прочитанного;
- обеспечить усвоение ряда понятий технологии:
«прогнозирование»,

«диалог

с

автором»,

«комментированное чтение» и т. д
- воспитывать в детях любовь к добру, к
благородным и бескорыстным поступкам.

6

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Программа курса «Функциональная грамотность»
разработана на три года занятий с детьми младшего
школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение
материала. Всего – 102 часа (34 часа в каждом классе).
Весь курс состоит из 4 блоков : − читательская
грамотность (по 8 часов в каждом классе) ; −
математическая грамотность (по 8 часов в каждом
классе); − компьютерная грамотность (по 8 часов в
каждом классе); − грамотность в естественных науках
(по 8 часов в каждом классе)..
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность: понятия
«художественный» и «научно-познавательный»;
жанровое сходство и различия художественных и
научно-познавательных текстов; составление
характеристики героев прочитанных произведений;
деление текстов на части, составление плана; ответы по
содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
7

Математическая грамотность: нахождение
значений математических выражений в пределах 100,
составление числовых выражений и нахождение их
значений. Состав чисел первого и второго десятка,
задание на нахождение суммы; задачи на нахождение
части числа, задачи на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц, чтение и заполнение
таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические
задачи, ложные и истинные высказывания, построение
геометрических фигур, нахождение длины ломаной,
диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс
монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила
безопасного использования банковских карт, фальшивые
и повреждённые деньги, средства защиты российских
банкнот, валюта.
Естественно- научная грамотность: наблюдения и
простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом,
лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной.
Состав и свойства древесины. Названия овощей,
выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей
растений, виды корней, свойства корней. Представление
о позвоночных животных.
8

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение
второклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и
государства: участие в обсуждении финансовых
проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в
мире финансовых отношений: сопоставление доходов и
расходов, простые вычисления в области семейных
финансов;
– осознавать личную ответственность за свои
поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и
сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого
и поискового характера: работа над проектами и
исследования;

9

– использовать различные способы поиска, сбора,
обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения,
обобщения, классификации, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в
том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников
информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на
вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный
опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию:
сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в
другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую
инициативу;

10

– принимать и сохранять учебную цель и задачу,
планировать ее реализацию, в том числе во
внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия,
вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное
задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий:
знакомство с критериями оценивания, самооценка и
взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать
свои мысли в соответствии с поставленными задачами и
отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять
свою мысль в устной и письменной речи (на уровне
одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в
группе;
– учиться выполнять различные роли в группе
(лидера, исполнителя, критика).
11

Предметные результаты изучения блока
«Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать
тексты, размышлять о них и заниматься чтением для
того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной
жизни;
– способность различать тексты различных жанров
и типов;
– умение находить необходимую информацию в
прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию
прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в
устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока
«Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и
интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические
рассуждения;
12

– способность использовать математические
понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире,
высказывать обоснованные суждения и принимать
решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока
«Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование
экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными
деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока
«Естественно- научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать
естественно- научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно- научных явлений и

13

формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности
естествознания как формы человеческого познания.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для

оценки

эффективности

занятий

можно

использовать следующие показатели:
• степень помощи, которую оказывает учитель
учащимся при выполнении заданий;
• поведение
активность,

детей

на

занятиях:

заинтересованность

живость,

обеспечивают

положительные результаты;
• результаты выполнения тестовых заданий и
заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых
выявляется,

справляются

ли

ученики

с

ними

самостоятельно;
• косвенным показателем эффективности занятий
может быть повышение качества успеваемости по
математике, русскому языку, окружающему миру,
литературному чтению и другим предметам.

14

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 1 КЛАССА
№п
/п

Наименование разделов
и тем программы

Колвочасов

Дата

Виды деятельности

Формапроведе
ния занятия

Электронные(цифровые)
образовательные
ресурсы

1.Блок «Читательская грамотность»
1

Виталий Бианки. Лис и
мышонок

1

Игровая

Игра

2

Русская народная сказка.
Мороз и заяц

1

Познавательная

Беседа

3

Владимир Сутеев. Живые
грибы

1

Научно-познавательная

Викторина

4

Геннадий Цыферов. Петушок и
солнышко

1

Игровая

Игра

5

Михаил Пляцковский. Урок
дружбы

1

Познавательная

Дискуссия

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в
проекте «Мониторинг
формирования
функциональной
грамотности учащихся»
(http://skiv.instrao.ru/);
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

6

Грузинская сказка. Лев и заяц

1

Деятельность общения

Парная работа

15

Портал Российской
электронной школы

7

Русская народная сказка.
Как лиса училась летать

1

Познавательная

Беседа с
обсуждением

8

Евгений Пермяк. Четыре брата

1

Игровая

Игра

Итогопоразделу

(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

8

9

Про курочку Рябу, золотые и
простые яйца

1

2.Блок «Математическая грамотность»
Познавательная

Игра

10

Про козу, козлят и капусту

1

Учебная

Беседа

11

Про петушка и
жерновцы

1

Познавательная

Парная работа

12

Как петушок и курочки делили
бобовые зёрнышки

1

Познавательная

Работа в
группах

13

Про наливные яблочки

1

Учебная

Беседа

14

Про Машу и трёх медведей

1

Игровая

Игра

15

Про старика, старуху, волка и
лисичку

1

Познавательная

Беседа с
обсуждением

16

Про медведя, лису и мишкин
мёд

1

Учебная

Викторина

16

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Итого по разделу

8
3.Блок «Финансовая грамотность»

17

За покупками

1

Игровая

Игра

18

Находчивый Колобок

1

Игровая

Квиз

19

День рождения
Мухи-Цокотухи

1

Игровая

Работа в
группах

20

Буратино и карманные деньги

1

Познавательная

Работа в парах

21

Кот Василий
продаёт молоко

1

Деятельность общения

Игра

22

Лесной банк

1

Познавательная

Беседа

=

23

Как мужик и медведь прибыль
делили

1

Познавательная

Беседа с
обсуждением

24

Как мужик золото менял

1

Учебная

Работа в парах

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Итого по разделу

8

25

Как Иванушка хотел попить
водицы

1

3.Блок «Естественно- научная грамотность»
Научно-познавательная

26

Пятачок, Винни-Пух и
воздушный шарик

1

Познавательная

Проведение
опыта
Работа в парах

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

17

27

Про репку и другие
корнеплоды

1

Игровая

Викторина

28

Плывёт, плывёт кораблик

1

Научно-познавательная

Беседа с
обсуждением

29

Про Снегурочку и превращения
воды

1

Игровая

Проведение
опыта

30

Как делили апельсин

1

Научно-познавательная

Беседа

31

Крошка Енот и Тот, кто сидит в
пруду

1

Игровая

Игра

32

Иванова соль

1

Познавательная

Игра

1

Игровая

Игра

33

Владимир Сутеев. Яблоко.

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

№п/п

1

Наименование
разделов и тем
программы
Михаил Пришвин.
Беличья память

Кол=во
часов
1

9
33

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 2 КЛАССА
Дата
Виды деятельности
Форма проведения занятия
Электронные ( цифровые)
образовательные ресурсы
Сформировать установку
на активное участие в
решении практических

18

Беседа

Портал Российской электронной
школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

2

Про беличьи запасы

1

3

Беличьи
деньги

1

задач, осознанием
важности образования.
Развить мотивацию к
целенаправленной
социально значимой
деятельности; стремление
быть полезным.

Викторина

Проведение простых
исследований и анализ их
результатов.
Развить интерес к
сотрудничеству.
Приобрести опыт
успешного
межличностного общения.

Дискуссия

http://skiv.instrao.ru
Портал Российской электронной
школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

4

Про белочку и погоду

1

5

И. Соколов-Микитов.
В берлоге

1

Проведение простых
исследований и анализ их
результатов.

Самостоят. работа

Портал Российской электронной
школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

6

Медвежье
потомство

1

Проведение простых
исследований и анализ их
результатов.

Беседа с обсуждением

Портал Российской электронной
школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

7

Повреждённые и
фальшивые деньги

1

Проведение простых
исследований и анализ их
результатов.

Мозговой штурм

Портал Российской электронной
школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

8

Лесные сладкоежки

1

Проведение простых
исследований и анализ их
результатов.

Квиз

Портал ИСРО РАО

19

Парная работа

Сетевой комплекс информационного
взаимодействия субъектов Российской
Федерации в проекте «Мониторинг
формирования функциональной
грамотности учащихся»
(http://skiv.instrao.ru/);
Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

9

Лев Толстой. Зайцы

1

10

Про зайчат и зайчиху

1

11

Банковская карта

1

12

Про Зайчишку и
овощи

1

13

Николай Сладков.
Весёлая игра

1

14

Лисьи забавы

1

15

Безопасность
денег на
банковской карте

1

Лисьи норы

1

16

Проведение простых
исследований и анализ их
результатов.
Развивать активное
участие в коллективных
учебно-исследовательских,
проектных и других
творческих работах

Беседа

Портал Российской электронной
школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Работа в группах

Портал Российской электронной
школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Выявлять и анализировать
финансовую
информацию.Проведение
простых исследований и
анализ их результатов.
Проведение простых
исследований и анализ их
результатов.
Развить интерес к
сотрудничеству.
Приобрести опыт
успешного
межличностного общения.
Проведение простых
исследований и анализ их
результатов.
Развить интерес к
сотрудничеству.
Приобрести опыт
успешного
межличностного общения.
Оценивать результаты
своей деятельности.
Развивать активное
участие в коллективных
учебно-исследовательских,

Игра

Портал ИСРО РАО

20

http://skiv.instrao.ru

Самост.работа

Работа в паре

Беседа

Портал Российской электронной
школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Парная работа

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Работа в группах

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

17

Обыкновенные
кроты

1

18

Про крота

1

19

Про кредиты

1

20

Корень – часть
растения

1

21

Эдуард Шим.
Тяжкий труд

1

22

Про ежа

1

23

Про вклады

1

проектных и других
творческих работах
Проведение простых
исследований и анализ их
результатов.
Проведение простых
исследований и анализ их
результатов.
Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Выдвижение идей и
обсуждение различных
способов проявления
креативности. Оценивать
результаты своей
деятельности.

Беседа

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Игра

Портал Российской электронной
школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Игра

Портал Российской электронной
школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Выдвижение идей и
обсуждение различных
способов проявления
креативности:
Развивать активное
участие в коллективных
учебно-исследовательских,
проектных и других
творческих работах
Использовать информацию
из текста для решения
практической задачи

Самост. работа

Портал Российской электронной
школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Работа в группах

Портал ИСРО РАО

Беседа

Портал Российской электронной
школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Использовать информацию
из текста для решения
практической задачи.

Игра

Портал ИСРО РАО

21

http://skiv.instrao.ru

http://skiv.instrao.ru Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

24

Занимательные
особенности яблока

1

25

Полевой
хомяк

1

26

Про полевого
хомяка

1

Оценивать результаты
своей деятельности.
Развить интерес к
сотрудничеству.
Приобрести опыт
успешного
межличностного общения.

Парная работа

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Использование
полученных (из самих
заданий) знаний для
объяснения явлений.
Оценивать результаты
своей деятельности.
Использование
полученных (из самих
заданий) знаний для
объяснения явлений.
Выявлять и анализировать
финансовую информацию
.Использовать
информацию из текста для
решения практической
задачи. Оценивать
результаты своей
деятельности.

Беседа, игра

Портал Российской электронной
школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Викторина

Портал ИСРО РАО

Игра

Портал Российской электронной
школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

http://skiv.instrao.ru

27

Ловушки для денег

1

28

Про хомяка и его
запасы

1

Использование
полученных (из самих
заданий) знаний для
объяснения явлений.

Самост. работа

Портал Российской электронной
школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

29

Про бобров

1

Использование
полученных (из самих
заданий) знаний для
объяснения явлений.

Беседа

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

22

30

Бобры-строители

1

31

Такие
разные деньги

1

32

33

Материал для плотин

Позвоночные
животные

1

1

Развить активное участие в
коллективных учебноисследовательских,
проектных и других
творческих работах.
Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Использовать информацию
из текста для решения
практической задачи
Развить интерес к
сотрудничеству.
Приобрести опыт
успешного
межличностного общения.
Использовать информацию
из текста для решения
практической задачи.
Оценивать результаты
своей деятельности.

23

Работа в группе

Портал Российской электронной
школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Игра

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Работа в паре

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Беседа

Портал Российской электронной
школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 3 КЛАССА
№ п/п

Наименование разделов
и тем программы

РАЗДЕЛ 1.
1
Про дождевого червяка

2

Дождевые черви

Кол-во
часов

Дата

Виды деятельности

Форма
проведения
занятия

1

Сформировать установку на активное участие в решении задач, Беседа
осознанием важности образования.

1

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

24

Викторина

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в
проекте «Мониторинг
формирования
функциональной
грамотности учащихся»
(http://skiv.instrao.ru/);

3.

Кальций

1

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

4.

Полезный кальций

1

5.

Сколько весит облако

1

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Самостоят. работа

6.

Про облака

1

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Беседа с
обсуждением

7.

Хлеб – всему голова

1

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Беседа

8.

Про хлеб и дрожжи

1

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Игра

9

Про мел

1

10.

Интересное вещество – мел.

1

11.

Про мыло

1

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного
межличностного общения.

Дискуссия

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Развивать активное участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих работах

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Парная работа

Беседа

Работа в группах

Игра

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
;
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
;
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

12.

Чем интересно мыло и как оно

1

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

25

Групповая работа

13

«работает»
История свечи

1

14.

Про свечи

1

15.

Магнит

1

16.

Волшебный магнит

1

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного
межличностного общения.
Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Работа в паре

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного
межличностного общения. Оценивать результаты своей
деятельности.
Развивать активное участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих работах

Парная работа

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
Портал ИСРО РАО

Работа в группах

http://skiv.instrao.ru
Портал ИСРО РАО

Беседа

http://skiv.instrao.ru
17.

Проверочная работа

1

Выполнение заданий по заданной инструкции.

Самостоятельная
работа

18.

Что такое «бюджет»

1

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

19.

Расходы и доходы бюджета

1

20.

Семейный бюджет

1

Выявлять и анализировать финансовую информацию. Выдвижение Игра
идей и обсуждение различных способов проявления креативности.
Оценивать результаты своей деятельности.
Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления Беседа
креативности.

21.

Планируем семейный бюджет

1

22.

Откуда в семье берутся деньги?
Зарплата.

1

23.

Подсчитываем семейный доход

1

Игра

Развивать активное участие в коллективных учебноРабота в группах
исследовательских, проектных и других творческих работах.
Развитие интереса к сотрудничеству.
Использовать информацию из текста для решения практической Беседа
задачи
Выявлять
и
анализировать
финансовую
информацию. Игра
Использовать информацию из текста для решения практической

26

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
Портал ИСРО РАО

задачи. Оценивать результаты своей деятельности.

24.

Откуда в семье берутся деньги.
Пенсия и социальные доходы.

1

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного
межличностного общения.

http://skiv.instrao.ru Портал
ИСРО РАО

Парная работа

http://skiv.instrao.ru
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

25.

Пенсия и пособия

1

26.

Откуда в семье берутся деньги?
Наследство, клад, выигрыш.

1

Использование полученных (из самих заданий) знаний для Беседа, игра
объяснения значений данных понятий. Оценивать результаты
своей деятельности.
Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного
Групповая работа
межличностного общения.

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

27.

Подсчитываем случайные
нерегулярные доходы

1

28.

На что тратятся семейные
деньги?

1

29.

Подсчитываем расходы

1

Выявлять и анализировать финансовую информацию.Использовать Игра
информацию из текста для решения практической задачи.
Оценивать результаты своей деятельности.
Использование полученных (из самих заданий) знаний для Беседа
объяснения явлений.
Использование полученных (из самих заданий) знаний для Работа в паре
объяснения явлений.

30.

На что тратятся семейные
деньги? Обязательные платежи.

1

Развить активное участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих работах.

Работа в группе

31.

Расходы на обязательные
платежи.

1

32.

Как сэкономить семейные
деньги?

1

Выявлять
и
анализировать
финансовую
информацию. Игра
Использовать информацию из текста для решения практической
задачи
Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного
Работа в паре
межличностного общения.

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

27

33.

Подсчитываем сэкономленные
деньги

1

Использовать информацию из текста для решения практической Беседа
задачи. Оценивать результаты своей деятельности.

34.

Проверочная работа

1

Выполнение действий по заданной инструкции

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34
34

Самостоятельная
работа

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 4 КЛАССА

28

№ п/п

Наименование разделов
и тем программы

РАЗДЕЛ 1.
1.
Старинная женская одежда

Кол-во Дата
часов

1

2.

Старинные женские
головные уборы

1

3.

Старинная мужская одежда
и головные уборы

1

Виды деятельности

Форма
проведения
занятия

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Сформировать установку на активное участие в решении
практических задач, осознанием важности образования.
Развить мотивацию к целенаправленной социально
значимой деятельности; стремление быть полезным.

Беседа.Практическ
ая работа.
Викторина.
Практическая
работа.

Проведение простых исследований и анализ их
результатов.

Дискуссия.
Практическая
рабоата.
Парная работа.
Практическая
работа.
Самостоят. работа

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Сетевой комплекс информационного
взаимодействия субъектов Российской
Федерации в проекте «Мониторинг
формирования функциональной
грамотности учащихся»
(http://skiv.instrao.ru/);
Портал ИСРО РАО

4.

Жилище крестьянской
семьи на Руси

1

5.

Внутреннее убранство и
предметы обихода русской
избы
Внутреннее убранство и
предметы обихода русской
избы.
История посуды на Руси

1

Проведение простых исследований и анализ их
результатов.

1

Проведение простых исследований и анализ их
результатов.

Беседа с
обсуждением.

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

1

Мозговой штурм

8.

Какие деньги были раньше в
России

1

Проведение простых исследований и анализ их
результатов.
Проведение простых исследований и анализ их
результатов.

Квиз

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал ИСРО РАО

9

Томат

1

Проведение простых исследований и анализ их

Беседа.

http://skiv.instrao.ru
Портал Российской электронной школы

6.

7.

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт
успешного межличностного общения.

http://skiv.instrao.ru
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

29

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

10.

Болгарский перец

1

11.

Картофель

1

12.

1

13

Баклажан. Семейство
Паслёновые
Лук

14.

Капуста

1

15.

Горох

1

1

16.

Грибы

1

17.

Творческая работа

1

18.

Потребительская корзина

1

19.

Потребительская корзина

1

20.

Прожиточный
минимум
Инфляция

1

21.

1

результатов.
Развивать активное участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих
работах
Выявлять и анализировать финансовую
информацию.Проведение простых исследований и
анализ их результатов.
Проведение простых исследований и анализ их
результатов.
Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт
успешного межличностного общения.
Проведение простых исследований и анализ их
результатов.
Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт
успешного межличностного общения. Оценивать
результаты своей деятельности.
Развивать активное участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих
работах
Проведение простых исследований и анализ их
результатов.

Работа в паре.
Работа в группах

(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Игра

Портал ИСРО РАО

Проведение простых исследований и анализ их
результатов.
Выявлять и анализировать финансовую
информацию.Выдвижение идей и обсуждение различных
способов проявления креативности. Оценивать
результаты своей деятельности.
Выдвижение идей и обсуждение различных способов
проявления креативности:
Развивать активное участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих

Игра

http://skiv.instrao.ru
Самост.работа
Работа в паре
Беседа
Парная работа

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал ИСРО РАО

Работа в группах

http://skiv.instrao.ru
Портал ИСРО РАО

Практическая
работа.

Игра

Самост. работа
Работа в группах

http://skiv.instrao.ru
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

30

работах

22.

Распродажи, скидки, бонусы

1

23.

Распродажи, скидки, бонусы

1

24.

Благотворительность

1

Использовать информацию из текста для решения
практической задачи
Выявлять и анализировать финансовую
информацию.Использовать информацию из текста для
решения практической задачи. Оценивать результаты
своей деятельности.
Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт
успешного межличностного общения.

Беседа
Игра

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru Портал ИСРО РАО

Парная работа

http://skiv.instrao.ru
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

25.

Страхование

1

26.

В бассейне

1

27.

Делаем ремонт

1

28.

Делаем ремонт

1

29.

Праздничный торт

1

30.

Обустраиваем участок

1

Использование полученных (из самих заданий) знаний
для объяснения явлений. Оценивать результаты своей
деятельности.
Использование полученных (из самих заданий) знаний
для объяснения явлений.
Выявлять и анализировать финансовую
информацию.Использовать информацию из текста для
решения практической задачи. Оценивать результаты
своей деятельности.
Использование полученных (из самих заданий) знаний
для объяснения явлений.
Использование полученных (из самих заданий) знаний
для объяснения явлений.
Развить активное участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих
работах.

31

Беседа, игра

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Викторина

Портал ИСРО РАО

Игра

http://skiv.instrao.ru
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Самост. работа
Беседа.
Практическая
работа
Работа в группе

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

31.

Поход в кино

1

Выявлять и анализировать финансовую
информацию.Использовать информацию из текста для
решения практической задачи
Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт
успешного межличностного общения.

32.

Поход в кино

1

33.

Отправляемся в
путешествие

1

Использовать информацию из текста для решения
практической задачи. Оценивать результаты своей
деятельности.

34.

Составляем словарик по
финансовой грамотности

1

Выдвижение идей и обсуждение различных способов
проявления креативности.

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru
Работа в паре.Игра Портал ИСРО РАО

Беседа.Игра

http://skiv.instrao.ru
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

Игра

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

34
34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с
руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki32

yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Лаборатория функциональной грамотности: https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/
Вебинар Колесниковой Н.Б., главного редактора издательства «Просвещение»)
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (платформа РЭШ)
ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ.
1. Открытый банк заданий на сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития
образования Российской академии образования»
2. Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа» (https://fg.resh.edu.ru/).
3.Открытые задания PISAна официальном сайте федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт качества
образования».
4. Портал ФГБНУ ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Технические средства обучения компьютер преподавателя, мультимедийный проектор, демонстрационный экран.

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».