Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Обществознание_СОО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
Приложение к основной образовательной
программе среднего общего образования

Логинова Подписано
цифровой
Логинова
Галина подписью:
Галина Петровна
2023.10.31
Петровна Дата:
14:26:27 +05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету «Обществознание»
(углубленный уровень)
Уровень: среднее общее образование
Классы: 10-11

г. Североуральск
пос. Третий Северный
2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по обществознанию на уровне среднего общего образования разработана
на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в ФГОС СОО, в соответствии с Концепцией преподавания учебного
предмета «Обществознание», а также с учётом федеральной рабочей программы
воспитания.
Обществознание выполняет ведущую роль в реализации функции интеграции
молодёжи в современное общество, направляет и обеспечивает условия формирования
российской
гражданской
идентичности,
освоения
традиционных
ценностей
многонационального российского народа, социализации обучающихся, их готовности к
саморазвитию и непрерывному образованию, труду и творческому самовыражению,
правомерному поведению и взаимодействию с другими людьми в процессе решения задач
личной и социальной значимости.
Содержание учебного предмета ориентируется на систему теоретических знаний,
традиционные ценности российского общества, представленные на базовом уровне, и
обеспечивает преемственность по отношению к обществоведческому курсу уровня
основного общего образования путём углублённого изучения ряда социальных процессов
и явлений. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных компонентов содержания,
включающих знания, социальные навыки, нормы и принципы поведения людей в
обществе, правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни.
Сохранение интегративного характера предмета на углублённом уровне
предполагает включение в его содержание тех компонентов, которые создают целостное и
достаточно полное представление обо всех основных сторонах развития общества, о
деятельности человека как субъекта общественных отношений, а также о способах их
регулирования. Каждый из содержательных компонентов, которые представлены и на
базовом уровне, раскрывается в углублённом курсе в более широком многообразии связей
и отношений. Кроме того, содержание предмета дополнено рядом вопросов, связанных с
логикой и методологией познания социума различными социальными науками. Усилено
внимание к характеристике основных социальных институтов. В основу отбора и
построения учебного содержания положен принцип многодисциплинарности
обществоведческого знания. Разделы курса отражают основы различных социальных
наук.
Углубление теоретических представлений сопровождается созданием условий для
развития способности самостоятельного получения знаний на основе освоения различных
видов (способов) познания, их применения при работе как с адаптированными, так и
неадаптированными источниками информации в условиях возрастания роли массовых
коммуникаций.
Содержание учебного предмета ориентировано на познавательную деятельность,
опирающуюся как на традиционные формы коммуникации, так и на цифровую среду,
интерактивные образовательные технологии, визуализированные данные, схемы,
моделирование жизненных ситуаций.
Изучение обществознания на углублённом уровне предполагает получение
обучающимися широкого (развёрнутого) опыта учебно­исследовательской деятельности,
характерной для высшего образования.

С учётом особенностей социального взросления обучающихся, их личного
социального опыта и осваиваемых ими социальных практик, изменения их интересов и
социальных запросов содержание учебного предмета на углублённом уровне
обеспечивает обучающимся активность, позволяющую участвовать в общественно
значимых, в том числе волонтёрских, проектах, расширяющих возможности
профессионального выбора и поступления в образовательные организации, реализующие
программы высшего образования.
Целями изучения учебного предмета «Обществознание» углублённого уровня
являются:
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
патриотизма, правовой культуры и правосознания, уважения к социальным нормам и
моральным ценностям, приверженности правовым принципам, закреплённым в
Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;
развитие духовно­нравственных позиций и приоритетов личности в период ранней
юности, правового сознания, политической культуры, экономического образа мышления,
функциональной грамотности, способности к предстоящему самоопределению в
различных областях жизни: семейной, трудовой, профессиональной;
освоение системы знаний, опирающейся на системное изучение основ базовых для
предмета социальных наук, изучающих особенности и противоречия современного
общества, его социокультурное многообразие, единство социальных сфер и институтов,
человека как субъекта социальных отношений, многообразие видов деятельности людей и
регулирование общественных отношений;
развитие комплекса умений, направленных на синтезирование информации из
разных источников (в том числе неадаптированных, цифровых и традиционных) для
решения образовательных задач и взаимодействия с социальной средой, выполнения
типичных социальных ролей, выбора стратегий поведения в конкретных ситуациях
осуществления коммуникации, достижения личных финансовых целей, взаимодействия с
государственными органами, финансовыми организациями;
овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения с опорой на инструменты (способы)
социального познания, ценностные ориентиры, элементы научной методологии;
обогащение опыта применения полученных знаний и умений в различных областях
общественной жизни и в сферах межличностных отношений, создание условий для
освоения способов успешного взаимодействия с политическими, правовыми, финансовоэкономическими и другими социальными институтами и решения значимых для личности
задач, реализации личностного потенциала;
расширение палитры способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в жизни общества, профессионального выбора,
поступления в образовательные организации, реализующие программы высшего
образования, в том числе по направлениям социально­гуманитарной подготовки.
На изучение обществознания на углубленном уровне отводится 272 часа: в 10 классе
– 136 часов (4 часа в неделю), в 11 классе – 136 часов (4 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10 КЛАСС
Социальные науки и их особенности
Общество как предмет изучения. Различные подходы к изучению общества.
Особенности социального познания. Научное и ненаучное социальное познание.
Социальные науки в системе научного знания. Место философии в системе
обществознания. Философия и наука.
Методы изучения социальных явлений. Сходство и различие естествознания и
обществознания. Особенности наук, изучающих общество и человека.
Социальные науки и профессиональное самоопределение молодёжи.
Введение в философию
Социальная философия, её место в системе наук об обществе. Философское
осмысление общества как целостной развивающейся системы. Взаимосвязь природы и
общества. Понятие «социальный институт». Основные институты общества, их функции и
роль в развитии общества.
Типология обществ. Современное общество: ведущие тенденции, особенности
развития. Динамика и многообразие процессов развития общества. Типы социальной
динамики. Эволюция и революция как формы социального изменения. Влияние массовых
коммуникаций на развитие общества и человека.
Понятие общественного прогресса, критерии общественного прогресса.
Противоречия общественного прогресса. Процессы глобализации. Противоречивость
глобализации и её последствий. Глобальные проблемы современности. Общество и
человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.
Философская антропология о становлении человека и зарождении общества.
Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность
человека как философская проблема. Духовное и материальное в человеке. Способность к
познанию и деятельности – фундаментальные особенности человека.
Сознание. Взаимосвязь сознания и тела. Самосознание и его роль в развитии
личности. Рефлексия. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и
обыденное сознание. Формы общественного сознания: религиозное, нравственное,
политическое и другие. Способы манипуляции общественным мнением. Установки и
стереотипы массового сознания. Воздействие средств массовой информации на массовое
и индивидуальное сознание в условиях цифровой среды. Использование достоверной и
недостоверной информации.
Философия о деятельности как способе существования людей, самореализации
личности. Мотивация деятельности. Потребности и интересы. Многообразие видов
деятельности. Свобода и необходимость в деятельности.
Гносеология в структуре философского знания. Проблема познаваемости мира.
Познание как деятельность. Знание, его виды. Истина и её критерии. Абсолютная истина.
Относительность истины. Истина и заблуждение. Формы чувственного познания, его
специфика и роль. Формы рационального познания. Мышление и язык. Смысл и значение
языковых выражений. Рассуждения и умозаключения. Дедукция и индукция.
Доказательство, наблюдение, эксперимент, практика. Объяснение и понимание. Виды
объяснений. Распространённые ошибки в рассуждениях. Парадоксы, спор, дискуссия,

полемика. Основания, допустимые приёмы рационального спора. Научное знание, его
характерные признаки: системность, объективность, доказательность, проверяемость.
Эмпирический и теоретический уровни научного знания. Способы и методы научного
познания. Дифференциация и интеграция научного знания. Междисциплинарные научные
исследования.
Духовная жизнь человека и общества. Человек как духовное существо. Человек как
творец и творение культуры. Мировоззрение: картина мира, идеалы, ценности и цели.
Понятие культуры. Институты культуры. Диалог культур. Богатство культурного
наследия России. Вклад российской культуры в мировую культуру. Массовая и элитарная
культура. Народная культура. Творческая элита. Религия, её культурологическое
понимание. Влияние религии на развитие культуры.
Искусство, его виды и формы. Социальные функции искусства. Современное
искусство. Художественная культура.
Наука как область духовной культуры. Роль науки в современном обществе.
Социальные последствия научных открытий и ответственность учёного. Авторитет науки.
Достижения российской науки на современном этапе.
Образование как институт сохранения и передачи культурного наследия.
Этика, мораль, нравственность. Основные категории этики. Свобода воли и
нравственная оценка. Нравственность как область индивидуально ответственного
поведения.
Этические нормы как регулятор деятельности социальных институтов и
нравственного поведения людей.
Особенности профессиональной деятельности по направлениям, связанным с
философией.
Введение в социальную психологию
Социальная психология в системе социально­гуманитарного знания. Этапы и
основные направления развития социальной психологии. Междисциплинарный характер
социальной психологии.
Теории социальных отношений. Основные типы социальных отношений.
Личность как объект исследования социальной психологии. Социальная установка.
Личность в группе. Понятие «Я-концепция». Самопознание и самооценка. Самоконтроль.
Социальная идентичность. Ролевое поведение. Межличностное взаимодействие как
объект социальной психологии.
Группа как объект исследования социальной психологии. Классификация групп в
социальной психологии. Большие социальные группы. Стихийные группы и массовые
движения. Способы психологического воздействия в больших социальных группах.
Феномен психологии масс, «эффект толпы».
Малые группы. Динамические процессы в малой группе.
Условные группы. Референтная группа. Интеграция в группах разного уровня
развития.
Влияние группы на индивидуальное поведение. Групповая сплочённость.
Конформизм и нонконформизм. Причины конформного поведения. Психологическое
манипулирование и способы противодействия ему. Межличностные отношения в группах.
Межличностная совместимость. Дружеские отношения. Групповая дифференциация.
Психологические проблемы лидерства. Формы и стиль лидерства. Взаимоотношения в
ученических группах.

Антисоциальные группы. Опасность криминальных групп. Агрессивное поведение.
Общение как объект социально­психологических исследований. Функции общения.
Общение как обмен информацией. Общение как взаимодействие. Особенности общения в
информационном обществе. Институты коммуникации. Роль социальных сетей в
общении. Риски социальных сетей и сетевого общения. Информационная безопасность.
Теории конфликта. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Особенности
профессиональной
деятельности
социального
психолога.
Психологическое образование.
Введение в экономическую науку
Экономика как наука, этапы и основные направления её развития. Микроэкономика,
макроэкономика, мировая экономика. Место экономической науки среди наук об
обществе. Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов.
Экономический выбор. Экономическая эффективность.
Экономические институты и их роль в развитии общества. Собственность.
Экономическое содержание собственности. Главные вопросы экономики. Производство.
Факторы производства и факторные доходы. Кривая производственных возможностей.
Типы экономических систем.
Экономическая деятельность и её субъекты. Домашние хозяйства, предприятия,
государство. Потребление, сбережения, инвестиции. Экономические отношения и
экономические интересы. Рациональное поведение людей в экономике. Экономическая
свобода и социальная ответственность субъектов экономики.
Институт рынка. Рыночные механизмы: цена и конкуренция. Рыночное
ценообразование. Рыночный спрос, величина и факторы спроса. Рыночное предложение,
величина и факторы предложения. Закон спроса. Закон предложения. Эластичность
спроса и эластичность предложения. Нормальные блага, товары первой необходимости и
товары роскоши. Товары Гиффена и эффект Веблена. Рыночное равновесие, равновесная
цена.
Конкуренция как основа функционирования рынка. Типы рыночных структур.
Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция.
Олигополия. Монополия, виды монополий. Монопсония. Государственная политика
Российской Федерации по поддержке и защите конкуренции. Методы антимонопольного
регулирования экономики.
Рынок ресурсов. Рынок земли. Природные ресурсы и экономическая рента. Рынок
капитала. Спрос и предложение на инвестиционные ресурсы. Дисконтирование.
Определение рыночно справедливой цены актива. Рынок труда. Занятость и безработица.
Государственная политика регулирования рынка труда в Российской Федерации.
Минимальная оплата труда. Роль профсоюзов. Потребности современного рынка труда в
Российской Федерации.
Информация как ресурс экономики. Асимметрия информации. Способы решения
проблемы асимметрии информации. Государственная политика цифровизации экономики
в Российской Федерации.
Институт предпринимательства и его роль в экономике. Виды и мотивы
предпринимательской деятельности. Организационно­правовые формы предприятий.
Малый бизнес. Франчайзинг. Этика предпринимательства. Развитие и поддержка малого и
среднего предпринимательства в Российской Федерации.

Экономические цели фирмы. Показатели деятельности фирмы. Выручка и прибыль.
Издержки и их виды (необратимые издержки, постоянные и переменные издержки,
средние и предельные издержки). Предельные издержки и предельная выручка фирмы.
Эффект масштаба производства. Амортизационные отчисления. Альтернативная
стоимость и способы финансирования предприятия. Основные принципы менеджмента.
Основные элементы маркетинга. Влияние конкуренции на деятельность фирмы. Политика
импортозамещения в Российской Федерации.
Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный банк Российской
Федерации. Финансовые услуги. Вклады и кредиты. Денежная масса и денежная база.
Денежные агрегаты. Денежный мультипликатор. Финансовые рынки, их виды и функции.
Денежный рынок. Фондовый рынок. Современные финансовые технологии. Финансовая
безопасность. Цифровые финансовые активы. Монетарная политика. Денежно­кредитная
политика Банка России. Инфляция: причины, виды, социально­экономические
последствия. Антиинфляционная политика в Российской Федерации.
Государство в экономике. Экономические функции государства. Общественные
блага (блага общего доступа, чисто общественные блага, чисто частные блага).
Исключаемость и конкурентность в потреблении. Способы предоставления общественных
благ. Несовершенства рыночной организации хозяйства. Государственное регулирование
рынков. Внешние эффекты. Положительные и отрицательные внешние эффекты.
Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета. Государственный долг.
Распределение доходов. Регулирование степени экономического неравенства.
Мультипликаторы бюджетной политики. Налоги. Виды налогов. Принципы
налогообложения в Российской Федерации. Налогообложение и субсидирование.
Фискальная политика государства.
Экономический
рост.
Измерение
экономического
роста.
Основные
макроэкономические показатели: валовой национальный продукт (ВНП), валовый
внутренний продукт (ВВП). Индексы цен. Связь между показателями ВВП и ВНП.
Реальный и номинальный валовый внутренний продукт. Факторы долгосрочного
экономического роста. Рынок благ. Совокупный спрос и совокупное предложение.
Экономические циклы. Фазы экономического цикла. Причины циклического развития
экономики. Значение совокупного спроса и совокупного предложения для циклических
колебаний и долгосрочного экономического роста.
Мировая экономика. Международное разделение труда. Внешняя торговля.
Сравнительные преимущества
в
международной
торговле.
Государственное
регулирование внешней торговли. Экспорт и импорт товаров и услуг. Квотирование.
Международные расчёты. Платёжный баланс. Валютный рынок.
Возможности применения экономических знаний. Особенности профессиональной
деятельности в экономической сфере.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты программы по обществознанию на уровне среднего
общего образования отражают готовность и способность обучающихся руководствоваться

сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций,
позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям
российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности.
В результате изучения обществознания на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей, уважение ценностей иных культур, конфессий;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в школе и детско­юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность
за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь
на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов
России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление проявлять качества творческой личности;

5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью, потребность в физическом совершенствовании;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому
и психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной социально направленной деятельности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учёту
общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества, активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки, включая социальные науки, и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира;
языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка социальноэкономической и политической коммуникации;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей
жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися
программы среднего общего образования у обучающихся совершенствуется
эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние,
видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе
в межличностном взаимодействии и при принятии решений;
саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным
изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать
типичные социальные роли;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему,
рассматривать её разносторонне;
устанавливать существенные признаки или основания для сравнения,
классификации и обобщения социальных объектов, явлений и процессов, определять
критерии типологизации;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения,
выявлять связь мотивов, интересов и целей деятельности;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых социальных явлениях
и процессах, прогнозировать возможные пути разрешения противоречий;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся ресурсов и
возможных рисков;
вносить коррективы в деятельность, отбирать способы деятельности, отвечающие её
целям, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий
деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении учебно­познавательных, жизненных
проблем, при выполнении социальных проектов.
Базовые исследовательские действия:
развивать навыки учебно­исследовательской и проектной деятельности, навыки
разрешения проблем; проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания, включая
специфические методы социального познания;
осуществлять деятельность по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при
создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, применять научную терминологию,
ключевые понятия и методы;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;

выявлять причинно­следственные связи социальных явлений и процессов и
актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить
аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания социальных
объектов, в социальных отношениях; оценивать приобретённый опыт;
уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и процессах в
познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей, комплекса социальных
наук, учебных и внеучебных источников информации;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить
проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
владеть навыками получения социальной информации, в том числе об основах
общественных наук и обществе как системе социальных институтов, факторах социальной
динамики из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации, включая
статистические данные, графики, таблицы;
оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и форм
представления, в том числе полученной из интернет-источников, её соответствие
правовым и морально­этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести
диалог, учитывать разные точки зрения;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых
средств.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в
жизненных ситуациях, включая область профессионального самоопределения;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и практической
деятельности, в межличностных отношениях;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений, проявлять
интерес к социальной проблематике;
делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии альтернатив,
аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за принятое решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов, и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом
мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат
по разработанным критериям;
предлагать новые учебно­исследовательские и социальные проекты, оценивать идеи
с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии
для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
учитывать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать своё право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу 10 класса обучающийся будет:
владеть знаниями основ философии, социальной психологии, экономической науки,
включая знания о предмете и методах исследования, этапах и основных направлениях
развития, месте и роли в социальном познании, в постижении и преобразовании
социальной действительности; объяснять взаимосвязь общественных наук, необходимость

комплексного подхода к изучению социальных явлений и процессов, знать ключевые
темы, исследуемые этими науками, в том числе таких вопросов, как системность
общества, разнообразие его связей с природой, единство и многообразие в общественном
развитии, факторы и механизмы социальной динамики, роль человека как субъекта
общественных отношений, виды и формы познавательной деятельности; общественная
природа личности, роль общения и средств коммуникации формировании социальнопсихологических качеств личности; природа межличностных конфликтов и пути их
разрешения; экономика как объект изучения экономической теорией, факторы
производства и субъекты экономики, экономическая эффективность, типы экономических
систем, экономические функции государства, факторы и показатели экономического
роста, экономические циклы, рыночное ценообразование, экономическое содержание
собственности, финансовая система и финансовая политика государства;
владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, о ценностнонормативной основе их деятельности, основных функциях, многообразии социальных
институтов, их взаимосвязи и взаимовлиянии, изменении их состава и функций в процессе
общественного развития, политике Российской Федерации, направленной на укрепление и
развитие социальных институтов российского общества, в том числе поддержку
конкуренции, развитие малого и среднего предпринимательства, внешней торговли,
налоговой системы, финансовых рынков;
владеть элементами методологии социального познания, включая возможности
цифровой среды; применять методы научного познания социальных процессов и явлений,
включая типологизацию, социологические опросы, социальное прогнозирование,
доказательство, наблюдение, эксперимент, практику как методы обоснования истины;
методы социальной психологии, включая анкетирование, интервью, метод экспертных
оценок, анализ документов для принятия обоснованных решений, планирования и
достижения познавательных и практических целей, включая решения о создании и
использовании сбережений, инвестиций, способах безопасного использования
финансовых услуг, выборе будущей профессионально­трудовой сферы, о возможностях
применения знаний основ социальных наук в различных областях жизнедеятельности;
уметь классифицировать и типологизировать: социальные институты, типы
обществ, формы общественного сознания, виды деятельности, виды потребностей, формы
познания, уровни и методы научного знания, формы культуры, типы мировоззрения; типы
социальных отношений, виды социальных групп, разновидности социальных конфликтов
и способы их разрешения, типы рыночных структур, современные финансовые
технологии,
методы
антимонопольного
регулирования
экономики,
виды
предпринимательской деятельности, показатели деятельности фирмы, финансовые
институты, факторы производства и факторные доходы;
уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и обосновывать
их на теоретическом и фактическо­эмпирическом уровнях при анализе социальных
явлений, вести дискуссию, в том числе при рассмотрении ведущих тенденций развития
российского общества, проявлений общественного прогресса, противоречивости
глобализации, относительности истины, характера воздействия средств массовой
информации на сознание в условиях цифровизации, формирования установок и
стереотипов массового сознания, распределения ролей в малых группах, влияния групп на
поведение людей, особенностей общения в информационном обществе, причин
возникновения межличностных конфликтов, экономической свободы и социальной

ответственности субъектов экономики, эффективности мер поддержки малого и среднего
бизнеса, причинах несовершенства рыночной экономики, путей достижения социальной
справедливости в условиях рыночной экономики;
уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации, используя
источники научного и научно­публицистического характера, ранжировать источники
социальной информации по целям распространения, жанрам с позиций достоверности
сведений, проводить с опорой на полученные из различных источников знания
учебно­исследовательскую и проектную работу по философской, социальнопсихологической и экономической проблематике: определять тематику учебных
исследований и проектов, осуществлять поиск оптимальных путей их реализации,
обеспечивать теоретическую и прикладную составляющие работ; владеть навыками
презентации результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности на
публичных мероприятиях; уметь анализировать и оценивать собственный социальный
опыт, включая опыт самопознания, самооценки, самоконтроля, межличностного
взаимодействия, использовать его при решении познавательных задач и разрешении
жизненных проблем, конкретизировать примерами из личного социального опыта,
фактами социальной действительности, модельными ситуациями, теоретическими
положениями разделов «Основы философии», «Основы социальной психологии»,
«Основы экономической науки», включая положения о влиянии массовых коммуникаций
на развитие человека и общества, способах манипуляции общественным мнением,
распространённых ошибках в рассуждениях при ведении дискуссии, различении
достоверных и недостоверных сведений при работе с социальной информацией,
возможностях оценки поведения с использованием нравственных категорий, выборе
рациональных способов поведения людей в экономике в условиях ограниченных
ресурсов, особенностях профессиональной деятельности в экономической сфере, практике
поведения на основе этики предпринимательства, о способах защиты своих
экономических прав и интересов, соблюдении правил грамотного и безопасного
поведения при пользовании финансовыми услугами и современными финансовыми
технологиями, особенностях труда молодёжи в условиях конкуренции на рынке труда;
уметь проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с общественными
институтами на основе правовых норм для обеспечения защиты прав человека и
гражданина в Российской Федерации и установленных правил, уметь самостоятельно
заполнять формы, составлять документы, необходимые в социальной практике,
рассматриваемой на примерах материала разделов «Основы философии», «Основы
социальной психологии», «Основы экономической науки»;
проявлять умения, необходимые для успешного продолжения образования по
направлениям социально-гуманитарной подготовки, включая умение самостоятельно
овладевать новыми способами познавательной деятельности, выдвигать гипотезы,
соотносить информацию, полученную из разных источников, эффективно
взаимодействовать в исследовательских группах, способность ориентироваться в
направлениях профессиональной деятельности, связанных с философией, социальной
психологией и экономической наукой.
К концу 11 классаобучающийся будет:
владеть знаниями основ социологии, политологии, правоведения, включая знания о
предмете и методах исследования, этапах и основных направлениях развития, месте и
роли в социальном познании, в постижении и преобразовании социальной

действительности; объяснять взаимосвязь социальных наук, необходимости комплексного
подхода к изучению социальных явлений и процессов, знания ключевых тем,
исследуемых этими науками, в том числе такие вопросы, как социальная структура и
социальная стратификация, социальная мобильность в современном обществе,
статусно­ролевая теория личности, семья и её социальная поддержка, нация как
этническая и гражданская общность, девиантное поведение и социальный контроль,
динамика и особенности политического процесса, субъекты политики, государство в
политической системе общества, факторы политической социализации, функции
государственного управления, взаимосвязь права и государства, признаки и виды
правоотношений, отрасли права и их институты, основы конституционного строя России,
конституционно-правовой статус высших органов власти в Российской Федерации,
основы деятельности правоохранительных органов и местного самоуправления, пути
преодоления правового нигилизма;
владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, о ценностнонормативной основе их деятельности, основных функциях, многообразии социальных
институтов, включая семью, образование, религию, институты в сфере массовых
коммуникаций, в том числе средства массовой информации, институты социальной
стратификации, базовые политические институты, включая государство и институты
государственной власти: институт главы государства, законодательной и исполнительной
власти, судопроизводства и охраны правопорядка, государственного управления,
институты всеобщего избирательного права, политических партий и общественных
организаций, представительства социальных интересов, в том числе об институте
Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, институты права,
включая непосредственно право как социальный институт, институты гражданства, брака,
материнства, отцовства и детства, наследования; о взаимосвязи и взаимовлиянии
различных социальных институтов, об изменении их состава и функций в процессе
общественного развития, о политике Российской Федерации, направленной на укрепление
и развитие социальных институтов российского общества; о способах и элементах
социального контроля, о типах и способах разрешения социальных конфликтов, о
конституционных принципах национальной политики в Российской Федерации;
владеть элементами методологии социального познания, включая возможности
цифровой среды; применять методы научного познания социальных процессов и явлений,
включая методы: социологии, такие как социологический опрос, социологическое
наблюдение, анализ документов и социологический эксперимент; политологии, такие как
нормативно-ценностный подход, структурно­функциональный анализ, системный,
институциональный, социально­психологический подход; правоведения, такие как
формально-юридический, сравнительно­правовой для принятия обоснованных решений в
различных областях жизнедеятельности, планирования и достижения познавательных и
практических целей, в том числе в будущем при осуществлении социальной роли
участника различных социальных групп, избирателя, участии в политической
коммуникации, в деятельности политических партий и общественно-политических
движений, в противодействии политическому экстремизму, при осуществлении
профессионального выбора;
уметь классифицировать и типологизировать: социальные группы, разновидности
социальных конфликтов, виды социального контроля; виды политических отношений,
формы государства, типы политических режимов, формы правления и государственно-

территориального устройства, виды политических институтов, типы политических
партий, виды политических идеологий, типы политического поведения; виды правовых
норм, источники права, отрасли права, виды правоотношений, виды правонарушений,
виды юридической ответственности;
уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и обосновывать
их на теоретическом и фактическо­эмпирическом уровнях при анализе социальных
явлений, вести дискуссию, в том числе при рассмотрении миграционных процессов и их
особенностей, проблемы социального неравенства, путей сохранения традиционных
семейных ценностей, способов разрешения социальных конфликтов, причин
отклоняющегося поведения, деятельность политических институтов, роль политических
партий и общественных организаций в современном обществе, роль средств массовой
информации в формировании политической культуры личности, трансформация
традиционных политических идеологий, деятельность правовых институтов, соотношение
права и закона;
уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации, используя
источники научного и научно-публицистического характера, выстраивать аргументы с
привлечением научных фактов и идей, ранжировать источники социальной информации
по целям распространения, жанрам с позиций достоверности сведений, проводить с
опорой на полученные из различных источников знания учебно­исследовательскую,
проектно­исследовательскую и другую творческую работу по социальной, политической,
правовой проблематике: определять тематику учебных исследований и проектов,
осуществлять поиск оптимальных путей их реализации, обеспечивать теоретическую и
прикладную составляющие работ, владеть навыками презентации результатов
учебно­исследовательской и проектной деятельности на публичных мероприятиях;
уметь анализировать и оценивать собственный социальный опыт, включая опыт
самопознания и самооценки, самоконтроля, межличностного взаимодействия, выполнения
социальных ролей, использовать его при решении познавательных задач и разрешении
жизненных проблем, в том числе связанных с изучением социальных групп, социального
взаимодействия, деятельности социальных институтов (семья, образование, средства
массовой информации, религия), с деятельностью различных политических институтов
современного общества, политической социализацией и политическим поведением
личности, её политическим выбором и политическим участием, действиями субъектов
политики в политическом процессе, деятельностью участников правоотношений в
отраслевом многообразии, осознанным выбором правомерных моделей поведения;
уметь конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами
социальной действительности, модельными ситуациями теоретические положения
разделов «Основы социологии», «Основы политологии», «Основы правоведения»,
включая положения об этнических отношениях и этническом многообразии современного
мира, молодёжи как социальной группе, изменении социальных ролей в семье, системе
образования Российской Федерации и тенденциях его развития, средствах массовой
информации, мировых и национальных религиях, политике как общественном явлении,
структуре, ресурсах, функциях и легитимности политической власти, политических
нормах и ценностях, политических конфликтах и путях их урегулирования, выборах в
демократическом обществе, о политической психологии и политическом сознании,
влиянии средств массовой коммуникации на политическое сознание, о защите прав
человека, сделках, обязательствах, основаниях наследования, правах на результаты

интеллектуальной деятельности, особенностях правового регулирования труда
несовершеннолетних в Российской Федерации, о причинах преступности, необходимой
обороне и крайней необходимости, стадиях гражданского и уголовного процесса,
развитии правовой культуры;
проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с социальными институтами
на основе правовых норм для обеспечения защиты прав человека и гражданина в
Российской Федерации и установленных правил, уметь самостоятельно заполнять формы,
составлять документы, необходимые в социальной практике, рассматриваемой на
примерах материала разделов «Основы социологии», «Основы политологии», «Основы
правоведения»;
проявлять умения, необходимые для успешного продолжения образования по
направлениям социально­гуманитарной подготовки, включая умение самостоятельно
овладевать новыми способами познавательной деятельности, выдвигать гипотезы,
соотносить информацию, полученную из разных источников, эффективно
взаимодействовать в исследовательских группах, способность ориентироваться в
направлениях профессионального образования, связанных с социально­гуманитарной
подготовкой и особенностями профессиональной деятельности социолога, политолога,
юриста.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

Раздел 1.Социальные науки и их особенности

1.1

Социальные науки в
системе научного
знания. Особенности
социального познания

Итого по разделу

4

1

0

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.edu/

4

Раздел 2.Введение в философию

2.1

Общество как система.
Динамика и
многообразие
процессов развития
общества

2.2

Общественный
прогресс. Процессы
глобализации

4

0

0

https://app.onlineschool-1.ru/10klass/obshestvoznanie/dinamika-obshestvennogorazviti1/article

2.3

Сущность человека.
Духовное и
материальное в
человеке

2

0

0

https://resh.edu/https://resh.edu/

2.4

Сознание. Массовое
сознание и его

3

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.edu/

4

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5839/main/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418

особенности
2.5

Деятельность как
способ существования
людей

2

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418

2.6

Теория познания.
Истина и её критерии

4

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.edu/

2.7

Научное знание и его
характерные черты

2

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.edu/

2.8

Духовная жизнь
человека и общества

6

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.edu/

2.9

Направления духовной
деятельности. Формы
духовной культуры

4

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.edu/

2.10

Этика и этические
нормы

4

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.edu/

2.11

Представление
результатов проектноисследовательской
деятельности

2

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.edu/

2.12

Повторительнообобщающие уроки по
разделу «Введение в
философию»

2

0

0

https://edu.skysmart.ru

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.edu/

Итого по разделу

39

Раздел 3.Введение в социальную психологию
3.1

Социальная
психология как наука

2

3.2

Общество и личность в
социальной
психологии

6

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.edu/

3.3

Социальная
психология групп

6

0

0

https://skysmart.ru/articles/obshestvoznanie/sotsialniegruppi

3.4

Общение и социальное
взаимодействие

6

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.edu/

3.5

Психологическое
образование и
профессиональная
деятельность
социального психолога

2

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.edu/

3.6

Представление
результатов проектноисследовательской
деятельности

2

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.edu/

3.7

Повторительнообобщающие уроки по
разделу «Введение в
социальную
психологию»

2

0

0

https://edu.skysmart.ru

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418

Итого по разделу

26

Раздел 4.Введение в экономическую науку
4.1

Экономика как наука и
сфера деятельности
человека

4

4.2

Экономическая
деятельность и её
субъекты

5

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418

4.3

Институт рынка

6

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418

4.4

Рынки и ресурсы

6

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418

4.5

Институт
предпринимательства

4

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418

4.6

Фирмы в экономике

4

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418

4.7

Финансовые
институты

8

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.edu/

4.8

Государство в
экономике

9

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418

4.9

Основные
макроэкономические
показатели

6

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418

4.10

Международная
экономика

6

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418

4.11

Представление
результатов проектноисследовательской
деятельности

2

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418

4.12

Повторительнообобщающие уроки по
разделу «Введение в
экономическую науку»

2

0

0

https://edu.skysmart.ru

Итого по разделу

62

Итоговое повторение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

4

1

136

2

https://resh.edu/

0

Поурочное планирование
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контроль
ные
работы

Практи
ческие
работы

Дата
изучения

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1.Социальные науки и их особенности 4 часа

1.

Общество как предмет изучения.
Подходы к изучению общества

1

0

0

https://resh.edu.ru/subject/lesso
n/5837/conspect/

2.

Социальные науки в системе научного
знания. Изучение социальных явлений

1

0

0

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5
837/conspect/

3.

Входная контрольная работа

1

1

0

4.

Социальные науки и профессиональное
самоопределение молодежи

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

Раздел 2.Введение в философию 39 часов

5.

Социальная философия в системе наук об
обществе

1

0

0

http://edu.ru/catalog/

6.

Взаимосвязь природы и общества

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

7.

Динамика и многообразие процессов
развития общества

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

8.

Типы социальной динамики

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

9.

Общественный прогресс

1

0

0

https://skysmart.ru/articles/obshes
tvoznanie/obshestvennyj-progress

10.

11.

Критерии общественного прогресса

Процессы глобализации

1

1

0

0

0

https://resh.edu/https://resh.edu/

0

https://www.yaklass.ru/p/obshche
stvoznanie/6-klass/obshchestvokak-mnogoznachnaia-sistema383889/tipy-obshchestv6982475/re-1a347809-d656-4fffafc1-34b62f717a6f

12.

Глобальные проблемы современности

1

0

0

https://skysmart.ru/articles/obshes
tvoznanie/globalnie-problemichelovechestva

13.

Сущность человека как проблема
философии

1

0

0

https://resh.edu/https://resh.edu/

14.

Становление человека

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

15.

Сознание

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

16.

Общественное и индивидуальное
сознание

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

Массовое сознание и его особенности

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

18.

Деятельность как способ существования
людей

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

19.

Свобода и необходимость в деятельности

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418

20.

Теория познания

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

21.

Истина и её критерии

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

17.

22.

Формы познания

1

0

0

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5
576/conspect/

23.

Мышление и язык

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

24.

Научное знание и его характерные черты

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

25.

Способы и методы научного познания

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

26.

Духовная жизнь человека и общества

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

27.

Человек как творец культуры

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

28.

Мировоззрение

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

29.

Культура. Институты культуры

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418

30.

Диалог культур

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418

31.

Вклад российской культуры в мировую
культуру

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418

32.

Религия. Влияние религии на развитие
культуры

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418

33.

Искусство, его виды и формы

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418

34.

Роль науки в современном обществе

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

35.

Образование как институт сохранения и
передачи культурного наследия

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

36.

Этика, мораль, нравственность

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e

du/

37.

Категории этики

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

38.

Нравственность

1

0

0

https://skysmart.ru/articles/obshes
tvoznanie/moralnye-principy

39.

Этические нормы

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

40.

Представление результатов проектноисследовательской деятельности

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

41.

Представление результатов проектноисследовательской деятельности

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

42.

Обобщающее повторение по разделу
"Введение в философию"

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

43.

Обобщающее повторение, тестирование
по разделу "Введение в философию"

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

Раздел 3.Введение в социальную психологию 26 часов

44.

Социальная психология в системе
социально-гуманитарного знания

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

45.

Этапы и основные направления развития
социально психологии

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

46.

Теории социальных отношений

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

47.

Типы социальных отношений

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

48.

Личность в социальной психологии

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

49.

Личность в группе

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e

du/http://edu.ru/catalog/https://res
h.edu/

50.

Социальная идентичность

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

51.

Межличностное взаимодействие как
объект социальной псхологии

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

52.

Группа - объект исследования
социальной психологии

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

53.

Большие социальные группы

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

54.

Социальная психология малых групп

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

55.

Влияние группы на индивидуальное
поведение

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

56.

Межличностные отношения в группах

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

57.

Антисоциальные, криминальные группы

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

58.

Общение как объект социальнопсихологических исследований

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

59.

Функции общения

1

0

0

https://www.yaklass.ru/p/obshche
stvoznanie/10-klass/sotcialnaiapsikhologiia-profilnyi-uroven7137109/obshchenie-i-konflikty7207991/re-c68dc0d0-4082-4692b746-4ea0d54c0fa1

60.

Общение как взаимодействие

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

61.

Особенности общения в

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

информационном обществе
62.

Институты коммуникации

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

63.

Конфликт

1

0

0

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7
127/conspect/

64.

Психологическое образование и
профессиональная деятельность
социального психолога

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

65.

Психологическое образование и
профессиональная деятельность
социального психолога

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

66.

Представление результатов проектноисследовательской деятельности

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

67.

Представление результатов проектноисследовательской деятельности

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

68.

Обобщающее повторение по разделу
"Введение в социальную психологию"

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

69.

Обобщающее повторение, тестирование
по разделу "Введение в социальную
психологию"

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

Раздел 4.Введение в экономическую науку 71 час

70.

Экономика как наука

1

0

0

71.

Предмет и методы экономической науки

1

0

0

https://lesson.edu.ru/lesson/d0a
df572-6049-419e-be44bd6accd7464f?backUrl=%2F1
2%2F10
https://www.yaklass.ru/p/obshche

stvoznanie/10-klass/ekonomika6994640/osnovy-ekonomiki6994641/re-b2442fb8-8b4d-42138c15-5d69d5fc7d61

72.

Экономические институты.
Собственность

1

0

0

73.

Типы экономических систем

1

0

0

74.

Экономическая деятельность и её
субъекты

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

75.

Экономические отношения

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

76.

Экономические интересы субъектов
экономической деятельности

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

77.

Производство

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

78.

Факторы производства и факторные
доходы

1

0

0

79.

Институт рынка. Рыночные механизмы

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

80.

Рыночный спрос

1

0

0

https://resh.edu.ru/subject/lesso
n/5414/start/

81.

Рыночное предложение

1

0

0

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5
416/start/

82.

Рыночное равновесие

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

83.

Конкуренция. Рыночные структуры

1

0

0

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5
981/start/

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecd1d0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecd1d0

84.

Государственная политика Россиской
Федерации по защите конкуренции

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

85.

Рынок ресурсов

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

86.

Рынок земли

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

87.

Рынок капитала

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ece56c

88.

Рынок труда

1

0

0

89.

Информация как ресурс экономики

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

90.

Государственая политика цифровизации
экономики в Российской Федерации

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

91.

Роль предпринимательства в экономике

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

92.

Предпринимательская деятельность виды и мотивы

1

0

0

93.

Форганизационно-правовые формы
предприятий

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

94.

Малое и среднее предпринимательство

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

95.

Экономические цели фирмы

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

96.

Показатели деятельности фирмы.
Выручка и прибыль

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

97.

Показатели деятельности фирмы.

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecdaf4

Издержки
98.

Основные принципы менеджмента.
Маркетинг

1

0

0

99.

Банки. Банковская система

1

0

0

101.

Финансовые услуги

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

0

https://www.yaklass.ru/p/obshche
stvoznanie/10-klass/ekonomika6994640/denezhnaia-massa7102630/re-73a9b097-1cef-412a8c4e-85b2c7cd5d39

102.

Денежная масса и денежная база

1

0

https://resh.edu.ru/subject/lesso
n/4125/conspect/

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecdd38

103.

Финансовые рынки

1

0

0

https://www.yaklass.ru/p/obshch
estvoznanie/8klass/ekonomicheskaia-sferazhizni-obshchestva494709/finansovyi-rynokinstrumenty-i-posredniki6879723/re-13f0673d-ec63-4ac59684-40d6734df2f5

104.

Современные финансовые технологии

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

105.

Финансовая безопасность

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

106.

Монетарная и денежно-кредитная
политика Банка России

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

107.

Инфляция

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ece328

108.

Роль государства в экономике

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

109.

Экономические функции государства

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

110.

Общественные блага

1

0

0

https://obschestvoznanieege.ru/экономика-теория/егээкономика-тема-3экономические-и-о/

111.

Несовершенства рыночной организации
хозяйства

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

112.

Государственное регулирование рынков

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

113.

Государственный бюджет

1

0

0

https://skysmart.ru/articles/obsh
estvoznanie/gosbyudzhet-eto

114.

Распределение доходов

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

115.

Бюджетная политика государства

1

0

0

116.

Налоговая политика государства

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

117.

Экономический рост

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecf598

118.

Основные макроэкономические
показатели

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

119.

ВВП

1

0

0

https://resh.edu.ru/subject/lesso
n/5513/conspect/

120.

Факторы долгосрочного экономического
роста

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecec2e

121.

Экономические циклы

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

122.

Циклическое развитие экономики

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

123.

124.

Мировая экономика

Международное разделение труда

1

1

0

0

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecf7aa
https://m.edsoo.ru/f5ecf962
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecf7aa
https://m.edsoo.ru/f5ecf962
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecf7aa
https://m.edsoo.ru/f5ecf962

125.

Международная торговля

1

0

0

126.

Государственное регулирование внешней
торговли

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

127.

Международные расчеты

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

128.

Профессиональная деятельность в
экономической сфере

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

129.

Представление результатов проектноисследовательской деятельности

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

130.

Представление результатов проектноисследовательской деятельности

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

131.

Обобщающее повторение по разделу
"Введение в экономическую науку"

1

0

0

http://edu.ru/catalog/https://resh.e
du/

132.

Итоговое повторение , тестирование по
разделу "Социальные науки"

1

0

0

https://soc-ege.sdamgia.ru

133.

Итоговое повторение и итоговое
тестирование по разделу "Введение в
философию"

1

0

0

https://soc-ege.sdamgia.ru

134.

Итоговая контрольная работа

1

1

0

https://soc-ege.sdamgia.ru

135.

Итоговое повторение по разделу
"Введение в экономическую науку"

1

0

0

https://soc-ege.sdamgia.ru

136.

Итоговое повторение и итоговое
тестирование по разделу "Введение в
экономическую науку"

0

https://s
ocege.sda
mgia.ru

1

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Обществознание, 10 класс/ Боголюбов Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Матвеев А.И. и
другие; под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение».

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Конституция
2.Трудовой кодекс
3.Уголовный кодекс
4.Гражданский кодекс
5.Административный кодекс
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1.https://resh.edu.ru
2. https://edu.skysmart.ru
3. https://soc-ege.sdamgia.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».