Логинова Галина Петровна Подписано цифровой подписью: Логинова Галина Петровна Дата: 2024.09.07 14:03:03 +05'00' Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности. Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции. Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности. Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Курс создает условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных. Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой). В рамках каждого направления в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой распределения учебного материала по классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, дело- вые игры, организацию социальных практик . Таким образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны по- иска своих интересов в различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей . В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности . Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ,https://fg.resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv .instrao .ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media .prosv.ru/func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность.Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение», а также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу Задачами реализации учебного курса «Функциональная грамотность» являются: формирование компонентов финансовой культуры у обучающихся старшего подросткового возраста с опорой на прочные знания о роли государства в экономическом развитии и проведении денежно-кредитной и фискальной политики, компонентах финансовой системы, роли финансовых технологий и особенностей инвестирования, в том числе при использовании цифровых сервисов, возможностей профессионального выбора молодёжи; развитие личности на исключительно важном этапе её социализации — в старшем подростковом возрасте, становление её финансовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к отношениям внутри финансовой системы, определения позиций себя как инвестора; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю при использовании финансовых сбережений и будущей пенсии; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности, ориентированной на получение доходов; мотивации к применению страховых услуг; освоение комплекса умений по обеспечению финансовой безопасности, защите персональных данных при использовании интернетсервисов, антикоррупционного поведения; развитие компетентностей функционально грамотного человека в области финансово-экономических отношений: получать из разнообразных источников и критически осмысливать финансовую информацию, систематизировать, анализировать полученные данные о деньгах, инвестициях, доходности финансовых инструментов; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимыхдля активного участия в экономической жизни общества, семьи; создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово- экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе; формирование опыта применения полученных финансовых знаний и умений для выстраивания отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Курс «Функциональная грамотность» позволяет реализовать межпредметные связи с учебными предметами «Обществознание», «История», «Математика», «География», «Русский язык», «Литература», «Физика», «Биология», «Информатика». Место учебного курса в учебном плане Общее число часов, отведённых на изучение учебного курса «Функциональная грамотность», — 68 ч (один час в неделю в каждом классе): 10 класс — 34 ч, 11 класс — 34 ч. Читательская грамотность «Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения. Математическая грамотность Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, Концепции развития математического образования в Российской Федерации и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. Функциональность математики определяется тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения. Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку приходится выполнять расчеты и составлять алгоритмы, применять формулы, использовать приемы геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать решения в ситуациях неопределенности и понимать вероятностный характер случайных событий. Формирование функциональной математической грамотности естественным образом может осуществляться на уроках математики, причем как в рамках, конкретных изучаемых тем, так и в режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный формат внеурочной деятельности открывает дополнительные возможности для организации образовательного процесса, трудно реализуемые в рамках традиционного урока. Во-первых, это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения математических занятий: практические занятия в аудитории и на местности, опрос и изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и презентация. Во-вторых, такой возможностью является интеграция математического содержания с содержанием других учебных предметов и образовательных областей. В данной программе предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для функционирования современного общества, но и создает естественную мотивационную подпитку для изучения как математики, так и обществознания. Естественно-научная грамотность Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA: «Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления; демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов». Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование, медиаресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности учащихся. Финансовая грамотность Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений, установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых решений. С этой целью в модуль финансовой грамотности Программы включены разделы «Школа финансовых решений» и «Основы финансового успеха». Изучая темы этих разделов, обучающиеся познакомятся с базовыми правилами грамотного использования денежных средств, научатся выявлять и анализировать финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы, обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые риски. Занятия по программе способствуют выработке умений и навыков, необходимых при рассмотрении финансовых вопросов, не имеющих однозначно правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных последствий сделанного выбора с учетом возможностей и предпочтений конкретного человека или семьи. Содержание занятий создает условия для применения финансовых знаний и понимания при решении практических вопросов, входящих в число задач, рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и обществознания. Планируемые результаты среднего общего образования» освоения программы учебного курса «Функциональная грамотность» на уровне Личностные результаты – умение оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; – формирование собственной позиции по отношению к прочитанному; – умение объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических и естественно-научных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к себе, к своемуздоровью, к познанию себя: – ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; – готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; – готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовныхценностей и достижений нашей страны; – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; – принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; – неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к России как кРодине (Отечеству): – российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; – уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); – формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; – воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: – гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; – признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав, и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; – интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; – готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; – приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; – готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. – Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся с окружающими людьми: – нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; – принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; – способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказыватьпервую помощь; – формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; – экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумногоприродопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; – эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: – ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятияценностей семейной жизни; – положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений: – уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, осознанный выбор будущей профессии как путь и способреализации собственных жизненных планов; – готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; – потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; – готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: – физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. Метапредметные результаты – способность находит и извлекать информацию из разных текстов – – – – – – способность применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; анализ и интеграция информации, полученной из текста; учение интерпретировать и оценивать математические данные в рамках личностно важной ситуации; умение оценивать форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания; умение интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте национальной и глобальной ситуации; умение интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных, естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания; – умение оценивать финансовые проблемы, делать выводы, строить прогнозы и предлагать пути решения. 1. Регулятивные универсальные учебные действия: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достиженияпоставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранеецелью. 2. Познавательные универсальные учебные действия: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниямв отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,эксперт и т. д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Система оценки внеурочной деятельности обучающихся носит комплексный подход и предусматривает оценку достижений, обучающихся (портфолио) и оценку эффективности внеурочной деятельности лицея. Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит в трех формах: оценка результата, полученного группой обучающихся в рамках одного направления; Индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио; качественная и количественная оценка эффективности деятельности лицея по направлениям внеурочной деятельности, полученная на основании суммирования индивидуальных результатов учащихся и коллективных результатов групп обучающихся. Представление коллективного результата, полученного группой обучающихся, в рамках одного направления может проводиться по окончании учебной четверти в форме творческой презентации. Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится. Результативность освоения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия обучающихся в конкурсных мероприятиях, выполнения творческих работ, представления «Портфолио». Содержание внеурочной деятельности, 10 класс Название раздела Содержание Форма организации Модуль «Основы финансовой грамотности» Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. Как сберечь личный капитал. Риски предпринимательства. Бизнес- инкубатор. Бизнесплан. Государство и малый бизнес. Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели. Кредит и депозит. Расчетно- кассовые операции ириски, связанные с ними. Поисковые и научные исследования Диспут Модуль «Основы читательской грамотности» Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов официально – делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Применение информации из текста в измененной ситуации. Типы текстов: текст- инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы). Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Работа с не сплошным текстом: формы, анкеты, договоры. Поисковые и научные исследования Диспут Модуль «Основы математической грамотности» Информация в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Применение формул в Поисковые и повседневной жизни. Формулировка ситуации на языке математики. Применение математических научные исследования понятий, фактов. Интерпретация, использование и оценивание математических результатов. Диспут Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» Применение естественнонаучных знаний для объяснения различных явлений. Распознавание, использование и создание объяснительных моделей и представлений. Научное обоснование прогнозов о протекании процесса или явления. Объяснение принципа действия технического устройства или технологии. Поисковые и научные исследования Диспут Содержание внеурочной деятельности, 11 класс Название раздела Содержание Форма организации Модуль «Основы финансовой грамотности» Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды. Социальные выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные деньги. Модуль «Основы читательской грамотности» Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. Критическая оценка степени достоверности, содержащейся в тексте информации. Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование). Составление плана на основе исходного текста. Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со смешанным текстом. Составные тексты. Поисковые и научные исследования Диспут Разбор заданий на платформе РЭШ. Видео-лекции, мастер-классы, семинары, викторины Образовательного Альянса Южной Столицы «Сбер в пример», «Финансовая грамотность» Поисковые и научные исследования Диспут Разбор заданий на платформе РЭШ. Модуль «Основы математической грамотности» Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Графы и их применение в решении задач. Поисковые и научные исследования Диспут Разбор заданий на платформе РЭШ. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. Масса. Измерение массы тел. Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы. Царства живой природы. Поисковые и научные исследования Диспут Разбор заданий на платформе РЭШ. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» 10 КЛАСС (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО 34 ЧАСА № п/п Наименование разделов и тем программы Кол-во часов всего ПР/ЛР/ РР Модуль «Основы финансовой грамотности» 9 часов Потребление или инвестиции? 1. 1 2. Активы в трех измерениях. Как сберечь личный капитал? 1 1 1 1 Модель трех капиталов. 3. Риски предпринимательства. 4. 1 Бизнес- инкубатор. Бизнес-план. 5. 1 Государство и малый бизнес. 6. 7. 1 Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели. 1 Кредит и депозит. 8. 9. 1 Расчетно-кассовые операции и риски, связанные с ними. 1 1 Основные виды деятельности обучающихся Электронные (цифровые) образовательные ресурсы (для учителя и обучающихся) Выявлять и анализироватьфинансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение. Выявлять и анализироватьфинансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение. Выявлять и анализироватьфинансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение. Выявлять и анализироватьфинансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение. Выявлять и анализироватьфинансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение. Выявлять и анализироватьфинансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение. Выявлять и анализироватьфинансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение. Выявлять и анализироватьфинансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение. http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya- gramotnost Выявлять и анализироватьфинансовую информацию. http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya- gramotnost http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya- gramotnost http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya- gramotnost http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya- gramotnost http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya- gramotnost http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya- gramotnost http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya- gramotnost http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya- gramotnost Модуль «Основы читательской грамотности» 8 часов Определение основной темы и идеи в драматическом 10 1 произведении. Учебный текст как источник 11 1 1 информации. Сопоставление содержания 12 1 1 текстов официально –делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Применение информации из текста 13 1 1 в измененной ситуации. 15 Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы). Поиск ошибок в предложенном тексте. 16 Типы задач на грамотность. Информационные задачи. 14 17 Работа с не сплошным текстом: формы, анкеты, договоры. Формулировка ситуации на языке математики. Использовать информацию из текста для различных целей Использовать информацию из текста для различных целей Использовать информацию из текста для различных целей 1 Интегрировать и интерпретироватьинформацию 1 1 1 1 1 1 Интегрировать и интерпретироватьинформацию Интегрировать и интерпретироватьинформацию Применение формул в повседневной жизни. 22-23 Использовать информацию из текста для различных целей Использовать информацию из текста для различных целей Модуль «Основы математической грамотности» 10 часов Информация в форме таблиц, диаграмм столбчатой или 18-19 круговой, схем. 2 1 20-21 Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение. 2 1 2 1 Извлекать информацию (из текста, таблицы, диаграммы), Распоз навать математические объекты, описывать ход и результаты действий, Предлагать и обсуждать способы решения, Прикиды вать, оценивать, вычислять результат, Устанавливать и использовать зависимости междувеличинами, данными, Извлекать информацию (из текста, таблицы, диаграммы), Распоз навать математические объекты, описывать ход и результаты действий, Предлагать и обсуждать способы решения, Прикиды вать, оценивать, вычислять результат, Устанавливать и использовать зависимости междувеличинами, данными, Извлекать информацию (из текста, таблицы, диаграммы), Распоз навать математические объекты, описывать ход и результаты действий, Предлагать и обсуждать способы решения, Прикиды http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatel skaya- gramotnost/ http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatel skaya- gramotnost/ http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatel skayagramotnost/ http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatel skayagramotnost/ http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatel skayagramotnost/ http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatel skayagramotnost/ http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatel skayagramotnost/ http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatel skayagramotnost/ http://skiv.instrao.ru/ http://skiv.instrao.ru/ http://skiv.instrao.ru/ Применение математических понятий, фактов. 24-25 2 1 Интерпретация, использованиеи оценивание математических результатов. 26-27 2 1 Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» Применение естественнонаучных 28-29 знаний для объяснения различных 2 1 явлений. Распознавание, использование и создание объяснительных моделей и представлений. 30-31 2 1 Научное обоснование прогнозов о протекании процесса или явления. 32-33 2 1 вать, оценивать, вычислять результат, Устанавливать и использовать зависимости междувеличинами, данными, Читать, записывать, сравнивать математические объекты (числа, величины, фигуры), Применять правила, свойства (вычислений, нахождения результата), Применять приемы проверки результата, Интерп ретировать ответ, данные, Выдвигать и обосновывать гипотезу, Формулировать обобщения и выводы, Распознав ать истинные и ложные высказывания об объектах, строитьвысказывания, приводить примеры и контрпримеры, выявлять сходства и различия объектов, измерять объекты, конструировать математические отношения, моделировать ситуацию математически, Наблюдать и проводить аналогии Читать, записывать, сравнивать математические объекты (числа, величины, фигуры), Применять правила, свойства (вычислений, нахождения результата), Применять приемы проверки результата, Интерп ретировать ответ, данные, Выдвигать и обосновывать гипотезу, Формулировать обобщения и выводы, Распознав ать истинные и ложные высказывания об объектах, строитьвысказывания, приводить примеры и контрпримеры, выявлять сходства и различия объектов, измерять объекты, конструировать математические отношения, моделировать ситуацию математически, Наблюдать и проводить аналогии Объяснениепринципов действия технологий. Выдвижение идейпо использованиюзнаний для разработки и совершенствованиятехнологий. Объяснение происходящих процессов на основе полученных новых знаний. Анализ методовисследования и интерпретация результатов экспериментов. Получение выводовна основе интерпретации данных (табличных, числовых), построение рассуждений. Проведение простых исследований ианализ их результатов. http://skiv.instrao.ru/ http://skiv.instrao.ru/ Портал РЭШ (Российская электронная школа) https://f g.resh.edu.ru Естественно- научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалёвой, А. Ю. Пентина. — М. ; СПб. Просвещение, 2021. Естественно- научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для общеобразовательных 34 Объяснение принципа действия технического устройства или технологии. ИТОГО: Объяснение происходящих процессов. Анализ методовисследования и интерпретация результатов экспериментов. 1 34 организаций / под ред. Г. С. Ковалёвой, А. Ю. Пентина. — М. ; СПб. : Портал РЭШ (Российская электронная школа) https://f g.resh.edu.ru 17 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» 11 КЛАСС (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО 34 ЧАСА № п/п Наименование разделов и тем программы Кол-во часов всего Модуль «Основы финансовой грамотности» 9 часов Удивительные факты и истории о 1. 1 деньгах. 2. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. 1 3. Откуда берутся деньги? Виды доходов. 1 4. 5. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? Собственность и доходы от нее. ПР/ЛР/ РР Основные виды деятельности обучающихся Выявлять и анализироватьфинансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение. Выявлять и анализироватьфинансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение. Выявлять и анализироватьфинансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение. Выявлять и анализироватьфинансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение. 1 1 6. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды. 1 1 7. Социальные выплаты: пенсии, пособия. 1 1 8. Как заработать деньги? Личные деньги. 1 1 9. Мир профессий и для чего нужно 1 1 Выявлять и анализироватьфинансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение. Выявлять и анализироватьфинансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение. Выявлять и анализироватьфинансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение. Выявлять и анализироватьфинансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение. Выявлять и анализироватьфинансовую информацию. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы (для учителя и обучающихся) учиться? Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение. Модуль «Основы читательской грамотности» 8 часов Формирование читательских 10 1 умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации. 11 12 14 15 16 17 http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskaya -gramotnost/ Интегрировать и интерпретироватьинформацию (Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 2. ‒ Москва, Санкт- Петербург: «Просвещение», 2020). Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 2. ‒ Москва, Санкт- Петербург: «Просвещение», 2020). 1 Сопоставление содержания текстов научного стиля. 13 Использовать информацию из текста для различных целей Использовать информацию из текста для различных целей 1 Образовательные ситуации в текстах. Критическая оценка степени достоверности, содержащейся в тексте информации. Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование). Составление плана на основе исходного текста. Типы задач на грамотность Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со смешанным текстом. Составные тексты. Использовать информацию из текста для различных целей 1 1 1 1 Интегрировать и интерпретироватьинформацию http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskaya -gramotnost/ Интегрировать и интерпретироватьинформацию http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskaya -gramotnost/ http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskaya -gramotnost/ 1 Интегрировать и интерпретироватьинформацию 1 Использовать информацию из текста для различных целей http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskaya -gramotnost/ Извлекать информацию (из текста, таблицы, диаграммы), Распоз навать математические объекты, описывать ход и результаты действий, Предлагать и обсуждать способы решения, Прикиды вать, оценивать, вычислять результат, Устанавливать и использовать зависимости междувеличинами, http://skiv.instrao.ru/ 1 Модуль «Основы математической грамотности» 10 часов Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, 18 1 1 расстояние. 11 класс, 2021: «Домашние животные», «Здоровое питание» данными, 19-20 Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. 2 1 Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа 21-22 2 1 Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). 23-24 2 1 Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. 25-26 27 2 Графы и их применение в решении задач. 1 1 Извлекать информацию (из текста, таблицы, диаграммы), Распоз навать математические объекты, описывать ход и результаты действий, Предлагать и обсуждать способы решения, Прикиды вать, оценивать, вычислять результат, Устанавливать и использовать зависимости междувеличинами, данными, Читать, записывать, сравнивать математические объекты (числа, величины, фигуры), Применять правила, свойства (вычислений, нахождения результата), Применять приемы проверки результата, Интерп ретировать ответ, данные, Выдвигать и обосновывать гипотезу, Формулировать обобщения и выводы, Распознав ать истинные и ложные высказывания об объектах, строитьвысказывания, приводить примеры и контрпримеры, выявлять сходства и различия объектов, измерять объекты, конструировать математические отношения, моделировать ситуацию математически, Наблюдать и проводить аналогии Читать, записывать, сравнивать математические объекты (числа, величины, фигуры), Применять правила, свойства (вычислений, нахождения результата), Применять приемы проверки результата, Интерп ретировать ответ, данные, Выдвигать и обосновывать гипотезу, Формулировать обобщения и выводы, Распознав ать истинные и ложные высказывания об объектах, строитьвысказывания, приводить примеры и контрпримеры, выявлять сходства и различия объектов, измерять объекты, конструировать математические отношения, моделировать ситуацию математически, Наблюдать и проводить аналогии Читать, записывать, сравнивать математические объекты (числа, величины, фигуры), Применять правила, свойства (вычислений, нахождения результата), Применять приемы проверки результата, Интерп ретировать ответ, данные, Выдвигать и обосновывать гипотезу, Формулировать обобщения и выводы, Распознав ать истинные и ложные высказывания об объектах, строитьвысказывания, приводить примеры и контрпримеры, выявлять сходства и различия объектов, измерять объекты, конструировать математические отношения, моделировать ситуацию математически, Наблюдать и проводить аналогии Читать, записывать, сравнивать математические объекты (числа, величины, фигуры), Применять правила, свойства (вычислений, нахождения результата), Применять приемы проверки результата, Интерп ретировать ответ, данные, http://skiv.instrao.ru/ http://skiv.instrao.ru/ http://skiv.instrao.ru/ http://skiv.instrao.ru/ http://skiv.instrao.ru/ Выдвигать и обосновывать гипотезу, Формулировать обобщения и выводы, Распознав ать истинные и ложные высказывания об объектах, строитьвысказывания, приводить примеры и контрпримеры, выявлять сходства и различия объектов, измерять объекты, конструировать математические отношения, моделировать ситуацию математически, Наблюдать и проводить аналогии Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» 7 часов Получение выводовна основе интерпретации данных (табличных, Тело и вещество. Агрегатные числовых), построение рассуждений. 28 1 состояния вещества. 29 30 31 32 33 34 Масса. Измерение массы тел. Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы. Царства живой природы. ИТОГО: Проведение простых исследований ианализ их результатов. Объяснение происходящих процессов. Анализ методовисследования и интерпретация результатов экспериментов. Получение выводовна основе интерпретации данных (табличных, числовых), построение рассуждений. Проведение простых исследований ианализ их результатов. Объяснение происходящих процессов. Анализ методовисследования и интерпретация результатов экспериментов. Портал РЭШ (Российская электронная школа) https://fg.resh.edu.ru Портал РЭШ (Российская электронная школа) https://fg.resh.edu.ru Портал РЭШ (Российская электронная школа) https://fg.resh.edu.ru Портал РЭШ (Российская электронная школа) https://fg.resh.edu.ru Получение выводовна основе интерпретации данных (табличных, числовых), построение рассуждений. Проведение простых исследований ианализ их результатов. Портал РЭШ (Российская электронная школа) https://fg.resh.edu.ru 1 Объяснение происходящих процессов. Анализ методовисследования и интерпретация результатов экспериментов. Портал РЭШ (Российская электронная школа) https://fg.resh.edu.ru 1 Объяснение происходящих процессов. Анализ методовисследования и интерпретация результатов экспериментов. Портал РЭШ (Российская электронная школа) https://fg.resh.edu.ru 1 1 1 1 1 1 34 1 14 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Печатные пособия для учителя: Ковалева Г.С., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А. и др Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1 − М.: Просвещение, 2021. Ковалева Г.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А. и др. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021. Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л., Половникова А.В. и др. Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021. Ковалева Г.С., Пентин А.Ю., Заграничная Н.А. и др. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021 . Российский учебник. Институт стратегии развития образования. [Электронный ресурс] https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2941962.pdf Технические средства о б у ч е н и я : И н т е р ак т и в н а я до с к а , н о ут б ук с ко ло н к ам и и доступом к сети Интернет, принтер (при необходимости). Цифровые и электронные образовательные ресурсы: - Открытые on-line задания PISA https://fioco.ru/ Российская электронная школа https://resh.edu.ru/