Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Курс внеурочной деятельности Функциональная грамотность 10_11

Логинова Галина
Петровна

Подписано цифровой
подписью: Логинова Галина
Петровна
Дата: 2024.09.07 14:03:03
+05'00'

Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему
себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные
социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания,
умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях,
а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать
информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность,
осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности.
Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования спектром компонентов функциональной
грамотности и освоение способов их интеграции.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предлагает системное предъявление содержания,
обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности.
Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности «использовать все постоянно
приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Курс создает условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах,
отличных от урочных. Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности (читательской, математической,
естественно-научной, финансовой). В рамках каждого направления в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, а
также спецификой распределения учебного материала по классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение
которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность
обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, дело- вые игры, организацию
социальных практик . Таким образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их
самоопределение, расширить зоны по- иска своих интересов в различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с
окружающими, свое место среди других людей . В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование
личности .
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности,
размещенные
на портале Российской электронной школы (РЭШ,https://fg.resh.edu.ru/),
портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv .instrao .ru/),
электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media .prosv.ru/func/),
материалы из пособий «Функциональная грамотность.Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение», а также
разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а
также их индивидуальную и групповую работу
Задачами реализации учебного курса «Функциональная грамотность» являются: формирование компонентов финансовой культуры у
обучающихся старшего подросткового возраста с опорой на прочные знания о роли государства в экономическом развитии и проведении

денежно-кредитной и фискальной политики, компонентах финансовой системы, роли финансовых технологий и особенностей инвестирования,
в том числе при использовании цифровых сервисов, возможностей профессионального выбора молодёжи;
развитие личности на исключительно важном этапе её социализации — в старшем подростковом возрасте, становление её финансовой
культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к отношениям внутри финансовой
системы, определения позиций себя как инвестора;
способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю при использовании финансовых сбережений и будущей
пенсии; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности, ориентированной на получение доходов; мотивации к
применению страховых услуг;
освоение комплекса умений по обеспечению финансовой безопасности, защите персональных данных при использовании интернетсервисов, антикоррупционного поведения;
развитие компетентностей функционально грамотного человека в области финансово-экономических отношений: получать из
разнообразных источников и критически осмысливать финансовую информацию, систематизировать, анализировать полученные данные о
деньгах, инвестициях, доходности финансовых инструментов; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимыхдля активного участия в экономической жизни общества, семьи;
создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми,
финансово- экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично
развивающемся российском обществе;
формирование опыта применения полученных финансовых знаний и умений для выстраивания отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий в общегражданской и семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других
людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами
защите правопорядка в обществе.
Курс «Функциональная грамотность» позволяет реализовать межпредметные связи с учебными предметами «Обществознание»,
«История», «Математика», «География», «Русский язык», «Литература», «Физика», «Биология», «Информатика».
Место учебного курса в учебном плане
Общее число часов, отведённых на изучение учебного курса «Функциональная грамотность», — 68 ч (один час в неделю в каждом
классе): 10 класс — 34 ч, 11 класс — 34 ч.
Читательская грамотность
«Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением
для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» Читательская грамотность –
основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность
формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности.

Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными,
множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и
второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся
в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке
противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность
информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.
Математическая грамотность
Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности разработан на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом современных мировых требований, предъявляемых к
математическому образованию, Концепции развития математического образования в Российской Федерации и традиций российского
образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и
саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.
Функциональность математики определяется тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры нашего мира:
пространственные формы и количественные отношения. Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и
использования современной техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической, политической информации, малоэффективна
повседневная практическая деятельность. Каждому человеку приходится выполнять расчеты и составлять алгоритмы, применять формулы,
использовать приемы геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков,
принимать решения в ситуациях неопределенности и понимать вероятностный характер случайных событий.
Формирование функциональной математической грамотности естественным образом может осуществляться на уроках математики,
причем как в рамках, конкретных изучаемых тем, так и в режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный формат внеурочной
деятельности открывает дополнительные возможности для организации образовательного процесса, трудно реализуемые в рамках
традиционного урока. Во-первых, это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения математических
занятий: практические занятия в аудитории и на местности, опрос и изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и
презентация. Во-вторых, такой возможностью является интеграция математического содержания с содержанием других учебных предметов и
образовательных областей. В данной программе предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только
иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для
функционирования современного общества, но и создает естественную мотивационную подпитку для изучения как математики, так и
обществознания.
Естественно-научная грамотность
Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются
смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA: «Естественно-научная

грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с
естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Естественно-научно грамотный человек стремится
участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих
компетентностей:
 научно объяснять явления;
 демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования;
 интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов».
Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых
методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется образовательным
стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных
формах в зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения
(лабораторное оборудование, медиаресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности учащихся.
Финансовая грамотность
Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений, установок и моделей поведения, необходимых для принятия
разумных финансовых решений. С этой целью в модуль финансовой грамотности Программы включены разделы «Школа финансовых
решений» и «Основы финансового успеха». Изучая темы этих разделов, обучающиеся познакомятся с базовыми правилами грамотного
использования денежных средств, научатся выявлять и анализировать финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы,
обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые риски. Занятия по программе способствуют выработке умений и навыков,
необходимых при рассмотрении финансовых вопросов, не имеющих однозначно правильных решений, требующих анализа альтернатив и
возможных последствий сделанного выбора с учетом возможностей и предпочтений конкретного человека или семьи. Содержание занятий
создает условия для применения финансовых знаний и понимания при решении практических вопросов, входящих в число задач,
рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и обществознания.
Планируемые
результаты
среднего общего образования»

освоения

программы

учебного

курса «Функциональная грамотность» на уровне

Личностные результаты
– умение оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей;

– формирование собственной позиции по отношению к прочитанному;
– умение объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических и естественно-научных
знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей;

Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к себе, к своемуздоровью, к познанию себя:

– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,

креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность
вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и
осмысления истории, духовныхценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами

гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к
собственному физическому и психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к России как кРодине (Отечеству):

– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к

историко- культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее

многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской

идентичности и главным фактором национального самоопределения;

– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные

права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению

собственных прав и свобод без нарушения прав, и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и
гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, правовая и политическая грамотность;

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а

также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или

социальной организации;

– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных

формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
–

Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся с окружающими людьми:

– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,

мировоззрению;

– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей,
умение оказыватьпервую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного

сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);

– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому
творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность
в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к

непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки
разумногоприродопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятияценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, осознанный выбор будущей профессии как путь и

способреализации собственных жизненных планов;

– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных,

государственных, общенациональных проблем;

– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое

отношение к разным видам трудовой деятельности;

– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение

детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты

– способность находит и извлекать информацию из разных текстов

–
–
–
–
–
–

способность применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
анализ и интеграция информации, полученной из текста;
учение интерпретировать и оценивать математические данные в рамках личностно важной ситуации;
умение оценивать форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания;
умение интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте национальной и глобальной ситуации;
умение интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных, естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания;

– умение оценивать финансовые проблемы, делать выводы, строить прогнозы и предлагать пути решения.
1. Регулятивные универсальные учебные действия:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,

основываясь на соображениях этики и морали;

–

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достиженияпоставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранеецелью.
2. Познавательные универсальные учебные действия:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных

источниках;

–

использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках;

– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим

замечаниямв отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов

действия;

– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные

ограничения;

– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её

пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;

– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,

выступающий,эксперт и т. д.);

– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную

коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Система оценки внеурочной деятельности обучающихся носит комплексный подход и предусматривает оценку достижений, обучающихся
(портфолио) и оценку эффективности внеурочной деятельности лицея. Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит в
трех формах: оценка результата, полученного группой обучающихся в рамках одного направления;
Индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио;
качественная и количественная оценка эффективности деятельности лицея по направлениям внеурочной деятельности, полученная на основании
суммирования индивидуальных результатов учащихся и коллективных результатов групп обучающихся.
Представление коллективного результата, полученного группой обучающихся, в рамках одного направления может проводиться по
окончании учебной четверти в форме творческой презентации.
Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится. Результативность освоения программы внеурочной деятельности
определяется на основе участия обучающихся в конкурсных мероприятиях, выполнения творческих работ, представления «Портфолио».

Содержание внеурочной деятельности, 10 класс
Название раздела

Содержание

Форма организации

Модуль «Основы
финансовой
грамотности»

Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. Как сберечь личный капитал? Модель трех
капиталов. Как сберечь личный капитал. Риски предпринимательства. Бизнес- инкубатор. Бизнесплан. Государство и малый бизнес. Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели. Кредит и
депозит. Расчетно- кассовые операции ириски, связанные с ними.

Поисковые и
научные
исследования
Диспут

Модуль «Основы
читательской
грамотности»

Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник
информации. Сопоставление содержания текстов официально – делового стиля. Деловые ситуации в
текстах. Применение информации из текста в измененной ситуации. Типы текстов: текст- инструкция
(указания к выполнению работы, правила, уставы, законы). Поиск ошибок в предложенном тексте.
Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Работа с не сплошным текстом: формы,
анкеты, договоры.

Поисковые и
научные
исследования
Диспут

Модуль «Основы
математической
грамотности»

Информация в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Применение формул в Поисковые и
повседневной жизни. Формулировка ситуации на языке математики. Применение математических научные
исследования
понятий, фактов. Интерпретация, использование и оценивание математических результатов.
Диспут

Модуль «Основы
естественнонаучной
грамотности»

Применение естественнонаучных знаний для объяснения различных явлений. Распознавание,
использование и создание объяснительных моделей и представлений. Научное обоснование прогнозов
о протекании процесса или явления. Объяснение принципа действия технического устройства или
технологии.

Поисковые и
научные
исследования
Диспут

Содержание внеурочной деятельности, 11 класс
Название раздела

Содержание

Форма организации

Модуль «Основы
финансовой
грамотности»

Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги:
история и современность. Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех
она разная? От чего это зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты,
прибыль, дивиденды. Социальные выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги? Мир профессий
и для чего нужно учиться? Личные деньги.

Модуль «Основы
читательской
грамотности»

Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как
источник информации. Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные
ситуации в
текстах.
Критическая
оценка степени достоверности, содержащейся в
тексте информации. Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование).
Составление плана на основе исходного текста. Типы задач на грамотность.
Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со смешанным текстом. Составные тексты.

Поисковые
и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.
Видео-лекции,
мастер-классы,
семинары,
викторины
Образовательного
Альянса Южной
Столицы «Сбер в
пример»,
«Финансовая
грамотность»
Поисковые и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.

Модуль «Основы
математической
грамотности»

Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. Вычисление величины,
применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. Текстовые
задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа.
Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). Логические задачи, решаемые с
помощью таблиц. Графы и их применение в
решении задач.

Поисковые
и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.

Модуль «Основы
естественнонаучной
грамотности»

Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. Масса. Измерение массы тел. Строение вещества.
Атомы и молекулы. Модели атома. Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование
явления теплового расширения для измерения температуры. Плавление и отвердевание. Испарение и
конденсация. Кипение. Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной
системы. Царства живой природы.

Поисковые
и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» 10 КЛАСС (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО 34 ЧАСА
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Кол-во часов
всего

ПР/ЛР/
РР

Модуль «Основы финансовой грамотности» 9 часов
Потребление или инвестиции?
1.
1
2.

Активы в трех измерениях. Как
сберечь личный капитал?

1

1

1

1

Модель трех капиталов.
3.
Риски предпринимательства.
4.

1
Бизнес- инкубатор. Бизнес-план.

5.

1
Государство и малый бизнес.

6.
7.

1
Бизнес подростков и идеи.
Молодые предприниматели.

1

Кредит и депозит.
8.
9.

1
Расчетно-кассовые операции и
риски, связанные с ними.

1

1

Основные виды деятельности обучающихся

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
(для учителя и обучающихся)

Выявлять и анализироватьфинансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение.
Выявлять и анализироватьфинансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение.
Выявлять и анализироватьфинансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение.
Выявлять и анализироватьфинансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение.
Выявлять и анализироватьфинансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение.
Выявлять и анализироватьфинансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение.
Выявлять и анализироватьфинансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение.
Выявлять и анализироватьфинансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение.

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya- gramotnost

Выявлять и анализироватьфинансовую информацию.

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya- gramotnost

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya- gramotnost
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya- gramotnost
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya- gramotnost
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya- gramotnost
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya- gramotnost
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya- gramotnost
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya- gramotnost

Модуль «Основы читательской грамотности» 8 часов
Определение основной темы и
идеи в драматическом
10
1
произведении.
Учебный текст как источник
11
1
1
информации.
Сопоставление содержания
12
1
1
текстов официально –делового
стиля. Деловые ситуации в текстах.
Применение информации из текста
13
1
1
в измененной ситуации.

15

Типы текстов: текст-инструкция
(указания к выполнению работы,
правила, уставы, законы).
Поиск ошибок в предложенном
тексте.

16

Типы задач на грамотность.
Информационные задачи.

14

17

Работа с не сплошным текстом:
формы, анкеты, договоры.

Формулировка ситуации на языке
математики.

Использовать информацию из текста для различных целей
Использовать информацию из текста для различных целей

Использовать информацию из текста для различных целей

1
Интегрировать и интерпретироватьинформацию

1

1

1

1

1

1

Интегрировать и интерпретироватьинформацию
Интегрировать и интерпретироватьинформацию

Применение формул в
повседневной жизни.

22-23

Использовать информацию из текста для различных целей

Использовать информацию из текста для различных целей

Модуль «Основы математической грамотности» 10 часов
Информация в форме таблиц,
диаграмм столбчатой или
18-19 круговой, схем.
2
1

20-21

Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение.

2

1

2

1

Извлекать информацию (из текста, таблицы, диаграммы), Распоз
навать математические объекты, описывать ход и результаты
действий, Предлагать и обсуждать способы решения, Прикиды
вать, оценивать, вычислять результат,
Устанавливать и использовать зависимости междувеличинами,
данными,
Извлекать информацию (из текста, таблицы, диаграммы), Распоз
навать математические объекты, описывать ход и результаты
действий, Предлагать и обсуждать способы решения, Прикиды
вать, оценивать, вычислять результат,
Устанавливать и использовать зависимости междувеличинами,
данными,
Извлекать информацию (из текста, таблицы, диаграммы), Распоз
навать математические объекты, описывать ход и результаты
действий, Предлагать и обсуждать способы решения, Прикиды

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatel skaya- gramotnost/
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatel skaya- gramotnost/
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatel skayagramotnost/
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatel skayagramotnost/
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatel skayagramotnost/
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatel skayagramotnost/
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatel skayagramotnost/
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatel skayagramotnost/
http://skiv.instrao.ru/

http://skiv.instrao.ru/

http://skiv.instrao.ru/

Применение математических
понятий, фактов.

24-25

2

1

Интерпретация, использованиеи
оценивание математических
результатов.
26-27

2

1

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Применение естественнонаучных
28-29 знаний для объяснения различных
2
1
явлений.
Распознавание, использование и
создание объяснительных моделей
и представлений.
30-31

2

1

Научное обоснование прогнозов о
протекании процесса или явления.
32-33

2

1

вать, оценивать, вычислять результат,
Устанавливать и использовать зависимости междувеличинами,
данными,
Читать, записывать, сравнивать математические объекты (числа,
величины, фигуры), Применять правила, свойства (вычислений,
нахождения результата), Применять приемы проверки
результата, Интерп ретировать ответ, данные,
Выдвигать и обосновывать гипотезу, Формулировать
обобщения и выводы, Распознав ать истинные и ложные
высказывания об объектах, строитьвысказывания, приводить
примеры и контрпримеры, выявлять сходства и различия
объектов, измерять объекты, конструировать математические
отношения, моделировать ситуацию математически,
Наблюдать и проводить аналогии
Читать, записывать, сравнивать математические объекты (числа,
величины, фигуры), Применять правила, свойства (вычислений,
нахождения результата), Применять приемы проверки
результата, Интерп ретировать ответ, данные,
Выдвигать и обосновывать гипотезу, Формулировать
обобщения и выводы, Распознав ать истинные и ложные
высказывания об объектах, строитьвысказывания, приводить
примеры и контрпримеры, выявлять сходства и различия
объектов, измерять объекты, конструировать математические
отношения, моделировать ситуацию математически,
Наблюдать и проводить аналогии
Объяснениепринципов действия технологий.
Выдвижение идейпо использованиюзнаний для
разработки и совершенствованиятехнологий.
Объяснение происходящих процессов на основе полученных
новых знаний.
Анализ методовисследования и интерпретация результатов
экспериментов.

Получение выводовна основе интерпретации данных (табличных,
числовых), построение рассуждений.
Проведение простых исследований ианализ их результатов.

http://skiv.instrao.ru/

http://skiv.instrao.ru/

Портал РЭШ
(Российская электронная
школа) https://f g.resh.edu.ru
Естественно- научная
грамотность.
Сборник эталонных заданий.
Выпуск 2: учеб. пособие для
общеобразовательных
организаций / под ред. Г. С.
Ковалёвой, А. Ю. Пентина.
— М. ; СПб. Просвещение, 2021.
Естественно- научная
грамотность.
Сборник эталонных заданий.
Выпуск 2: учеб. пособие для
общеобразовательных

34

Объяснение принципа действия
технического устройства или
технологии.

ИТОГО:

Объяснение происходящих процессов.
Анализ методовисследования и интерпретация результатов
экспериментов.

1
34

организаций / под ред. Г. С.
Ковалёвой, А. Ю. Пентина.
— М. ; СПб. :
Портал РЭШ
(Российская электронная
школа) https://f g.resh.edu.ru

17

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» 11 КЛАСС (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО 34 ЧАСА
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Кол-во часов
всего

Модуль «Основы финансовой грамотности» 9 часов
Удивительные факты и истории о
1.
1
деньгах.
2.

Нумизматика. «Сувенирные»
деньги.

1

3.

Откуда берутся деньги? Виды
доходов.

1

4.
5.

Заработная плата. Почему у всех
она разная? От
чего это зависит?
Собственность и доходы от нее.

ПР/ЛР/
РР

Основные виды деятельности обучающихся

Выявлять и анализироватьфинансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение.
Выявлять и анализироватьфинансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение.
Выявлять и анализироватьфинансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение.
Выявлять и анализироватьфинансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение.

1
1

6.

Арендная плата, проценты,
прибыль, дивиденды.

1

1

7.

Социальные выплаты: пенсии,
пособия.

1

1

8.

Как заработать деньги? Личные
деньги.

1

1

9.

Мир профессий и для чего нужно

1

1

Выявлять и анализироватьфинансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение.
Выявлять и анализироватьфинансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение.
Выявлять и анализироватьфинансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение.
Выявлять и анализироватьфинансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение.
Выявлять и анализироватьфинансовую информацию.

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
(для учителя и обучающихся)

учиться?

Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение.

Модуль «Основы читательской грамотности» 8 часов
Формирование читательских
10
1
умений с опорой на текст и
внетекстовые знания.
Электронный текст как источник
информации.
11

12

14
15
16
17

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskaya
-gramotnost/

Интегрировать и интерпретироватьинформацию

(Читательская грамотность.
Сборник эталонных заданий.
Выпуск 1. Учеб. пособие для
общеобразоват. организаций. В
2-х ч. Часть 2. ‒ Москва,
Санкт- Петербург:
«Просвещение», 2020).
Читательская грамотность.
Сборник эталонных заданий.
Выпуск 1. Учеб. пособие для
общеобразоват. организаций.
В 2-х ч. Часть 2. ‒ Москва,
Санкт- Петербург:
«Просвещение», 2020).

1

Сопоставление содержания текстов
научного стиля.

13

Использовать информацию из текста для различных целей

Использовать информацию из текста для различных целей

1
Образовательные ситуации в
текстах. Критическая оценка
степени достоверности,
содержащейся в тексте
информации.
Типы текстов: текст-аргументация
(комментарий, научное
обоснование).
Составление плана на основе
исходного текста.
Типы задач на грамотность
Аналитические (конструирующие)
задачи.
Работа со смешанным текстом.
Составные тексты.

Использовать информацию из текста для различных целей

1

1

1

1

Интегрировать и интерпретироватьинформацию

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskaya
-gramotnost/

Интегрировать и интерпретироватьинформацию

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskaya
-gramotnost/
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskaya
-gramotnost/

1
Интегрировать и интерпретироватьинформацию

1
Использовать информацию из текста для различных целей

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskaya
-gramotnost/

Извлекать информацию (из текста, таблицы, диаграммы), Распоз
навать математические объекты, описывать ход и результаты
действий, Предлагать и обсуждать способы решения, Прикиды
вать, оценивать, вычислять результат,
Устанавливать и использовать зависимости междувеличинами,

http://skiv.instrao.ru/

1

Модуль «Основы математической грамотности» 10 часов
Числа и единицы измерения:
время, деньги, масса, температура,
18
1
1
расстояние.

11 класс, 2021:
«Домашние животные»,
«Здоровое питание»

данными,

19-20

Вычисление величины,
применение пропорций прямо
пропорциональных отношений
для решения проблем.

2

1

Текстовые задачи, решаемые
арифметическим способом: части,
проценты, пропорция, движение,
работа
21-22

2

1

Инварианты: задачи на четность
(чередование, разбиение на пары).

23-24

2

1

Логические задачи, решаемые с
помощью таблиц.

25-26

27

2

Графы и их применение в решении
задач.

1

1

Извлекать информацию (из текста, таблицы, диаграммы), Распоз
навать математические объекты, описывать ход и результаты
действий, Предлагать и обсуждать способы решения, Прикиды
вать, оценивать, вычислять результат,
Устанавливать и использовать зависимости междувеличинами,
данными,
Читать, записывать, сравнивать математические объекты (числа,
величины, фигуры), Применять правила, свойства (вычислений,
нахождения результата), Применять приемы проверки
результата, Интерп ретировать ответ, данные,
Выдвигать и обосновывать гипотезу, Формулировать
обобщения и выводы, Распознав ать истинные и ложные
высказывания об объектах, строитьвысказывания, приводить
примеры и контрпримеры, выявлять сходства и различия
объектов, измерять объекты, конструировать математические
отношения, моделировать ситуацию математически,
Наблюдать и проводить аналогии
Читать, записывать, сравнивать математические объекты (числа,
величины, фигуры), Применять правила, свойства (вычислений,
нахождения результата), Применять приемы проверки
результата, Интерп ретировать ответ, данные,
Выдвигать и обосновывать гипотезу, Формулировать
обобщения и выводы, Распознав ать истинные и ложные
высказывания об объектах, строитьвысказывания, приводить
примеры и контрпримеры, выявлять сходства и различия
объектов, измерять объекты, конструировать математические
отношения, моделировать ситуацию математически,
Наблюдать и проводить аналогии
Читать, записывать, сравнивать математические объекты (числа,
величины, фигуры), Применять правила, свойства (вычислений,
нахождения результата), Применять приемы проверки
результата, Интерп ретировать ответ, данные,
Выдвигать и обосновывать гипотезу, Формулировать
обобщения и выводы, Распознав ать истинные и ложные
высказывания об объектах, строитьвысказывания, приводить
примеры и контрпримеры, выявлять сходства и различия
объектов, измерять объекты, конструировать математические
отношения, моделировать ситуацию математически,
Наблюдать и проводить аналогии
Читать, записывать, сравнивать математические объекты (числа,
величины, фигуры), Применять правила, свойства (вычислений,
нахождения результата), Применять приемы проверки
результата, Интерп ретировать ответ, данные,

http://skiv.instrao.ru/

http://skiv.instrao.ru/

http://skiv.instrao.ru/

http://skiv.instrao.ru/

http://skiv.instrao.ru/

Выдвигать и обосновывать гипотезу, Формулировать
обобщения и выводы, Распознав ать истинные и ложные
высказывания об объектах, строитьвысказывания, приводить
примеры и контрпримеры, выявлять сходства и различия
объектов, измерять объекты, конструировать математические
отношения, моделировать ситуацию математически,
Наблюдать и проводить аналогии

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» 7 часов
Получение выводовна основе интерпретации данных (табличных,
Тело и вещество. Агрегатные
числовых),
построение рассуждений.
28
1
состояния вещества.
29
30

31

32

33
34

Масса. Измерение массы тел.
Строение вещества.
Атомы и молекулы. Модели атома.
Тепловые явления. Тепловое
расширение тел. Использование
явления теплового расширения
для измерения температуры.
Плавление и отвердевание.
Испарение и конденсация.
Кипение.
Представления о Вселенной.
Модель Вселенной. Модель
солнечной системы.
Царства живой природы.
ИТОГО:

Проведение простых исследований ианализ их результатов.
Объяснение происходящих процессов.
Анализ методовисследования и интерпретация результатов
экспериментов.
Получение выводовна основе интерпретации данных (табличных,
числовых), построение рассуждений.
Проведение простых исследований ианализ их результатов.
Объяснение происходящих процессов.
Анализ методовисследования и интерпретация результатов
экспериментов.

Портал РЭШ (Российская
электронная школа)
https://fg.resh.edu.ru
Портал РЭШ (Российская
электронная школа)
https://fg.resh.edu.ru
Портал РЭШ (Российская
электронная школа)
https://fg.resh.edu.ru
Портал РЭШ (Российская
электронная школа)
https://fg.resh.edu.ru

Получение выводовна основе интерпретации данных (табличных,
числовых), построение рассуждений.
Проведение простых исследований ианализ их результатов.

Портал РЭШ (Российская
электронная школа)
https://fg.resh.edu.ru

1

Объяснение происходящих процессов.
Анализ методовисследования и интерпретация результатов
экспериментов.

Портал РЭШ (Российская
электронная школа)
https://fg.resh.edu.ru

1

Объяснение происходящих процессов.
Анализ методовисследования и интерпретация результатов
экспериментов.

Портал РЭШ (Российская
электронная школа)
https://fg.resh.edu.ru

1

1

1

1

1

1

34

1

14

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия для учителя:
Ковалева Г.С., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А. и др Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.
Часть 1 − М.: Просвещение, 2021.
Ковалева Г.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А. и др. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.
Часть 1. − М.: Просвещение, 2021.
Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л., Половникова А.В. и др. Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.
Часть 1. − М.: Просвещение, 2021.
Ковалева Г.С., Пентин А.Ю., Заграничная Н.А. и др. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий.
Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021
.
Российский
учебник.
Институт
стратегии
развития
образования.
[Электронный
ресурс]
https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2941962.pdf
Технические средства о б у ч е н и я : И н т е р ак т и в н а я до с к а , н о ут б ук с ко ло н к ам и и доступом к сети Интернет, принтер (при
необходимости).
Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
-

Открытые on-line задания PISA https://fioco.ru/
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».