Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Факультативный курс Пишем изложение и сочинение-рассуждение 9кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
Приложение к основной образовательной
программе основного общего образования

Логинова
Галина
Петровна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Факультативного курса
«Пишем изложение и сочинение-рассуждение»
Уровень: основное общее образование
Класс: 9

г. Североуральск
пос. Третий Северный
2023 г.

Подписано
цифровой
подписью:
Логинова Галина
Петровна
Дата: 2023.09.08
16:14:16 +05'00'

Пояснительная записка
Данный факультативный курс призван помочь учащимся успешно
подготовиться к ОГЭ по русскому языку: повторить материал, изученный ранее,
углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи. Курс
состоит из трех частей, каждая из которых соответствует той или иной части
экзаменационной работы. Достижение указанных целей осуществляется в процессе
совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой),
культуроведческой компетенции.
Цель факультативного курса – научить девятиклассников активно
прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты,
структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный
текст, аргументировать. Программа рассчитана на 34 часа учебных занятий.
Задачи изучения элективного курса:
➢ помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться
более осознанно и свободно пользоваться богатствами родного языка для
передачи своих мыслей и чувств;
➢ работать не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением
подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент;
➢ соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи;
➢ развивать речевое чутьё, гибкость и смелость мышления, вызвать стремление
быть вдумчивым и проницательным читателем;
➢ формировать умение мыслить творчески, рассуждать логично, доказательно, с
опорой на анализ текста художественного произведения или жизненный опыт;
➢ формировать собственный письменный стиль каждого ребёнка;
➢ выявлять творческие способности у каждого школьника;
➢ помочь
ребёнку
преодолеть
комплексы,
справиться
со
своими
коммуникативными проблемами, развивать речь, память, внимание,
способствовать становлению характера, умению побороть себя и свои пороки;
➢ помочь ученикам раскрыть красоту и богатство русского языка, показать им его
многообразные возможности, приучить обучающихся вдумчиво относиться, к
слову, и побудить к созданию собственных творческих работ.
➢ научить применять обобщённых знаний и умений при анализе текста.

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками (основного общего образования)
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
➢ Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России; осознание своей этнической и национальной принадлежности,
формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
➢ Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
➢ Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов.
➢ Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

➢ Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в
том числе и информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
➢ Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей
➢ Формирование установки на здоровый образ жизни, мотивации к творческому
труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
➢
➢
➢
➢
➢
➢
➢

➢
➢
➢

Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации.
Активное использование речевых средств и средств для решения
коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках),
сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с
содержанием учебного предмета «Русский язык».
Формирование умения составлять план, тезисы, конспект художественного,
научно-популярного, публицистического текста, устного сообщения, делать
необходимые выписки.

Предметные результаты:
Программа
направлена
на
формирование
функциональной
грамотности,
совершенствование речевой деятельности учащихся на основе знаний об устройстве
русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения.
➢ Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как
явлению культуры; осмысление родного языка как средства общения, средства
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства
освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание
эстетической ценности родного языка.
➢ Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и
учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому
взаимодействию
и
взаимопониманию,
потребности
в
речевом
самосовершенствовании.

➢ Овладение видами речевой деятельности, практическими умениями
нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами
речевого этикета.
➢ Освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её
функционирования.
➢ Развитие
способности
опознавать,
анализировать,
сопоставлять,
классифицировать и оценивать языковые факты.
➢ Обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма
используемых в речи грамматических средств.
➢ Совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности.
➢ Формирование умений стилистически корректного использования лексики и
фразеологии русского языка.
➢ Овладение образовательным минимумом знаний о фонетической, лексической и
грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи.
➢ Формирования умения передавать содержание прочитанного близко к тексту,
сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением
элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением
собственных суждений о прочитанном, - в устной и письменной формах.
➢ Овладение орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью.
К концу обучения в 9 классе учащиеся научатся:
знать / понимать:
➢ связь языка и истории, культуры русского и других народов;
➢ смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык,
языковая норма, культура речи;
➢ основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
➢ орфоэпические,
лексические,
грамматические,
орфографические
и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы
речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официальноделовой сферах общения;
уметь:
➢ осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
➢ анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;
➢ проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей
и разновидностей языка;
говорение и письмо
➢ создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных
дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
➢ применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
➢ соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка;
➢ соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения,
в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
➢ использовать основные приёмы информационной переработки устного и
письменного текста;

II. Содержание факультативного курса
Раздел 1. Текст как результат речевой деятельности
Тема, основная мысль.
Абзац. Зачин (первое предложение). Виды зачинов. Синтаксическое строение
зачинов.
Ключевые слова. Взаимодействие названия (заголовка) и текста. Способы
связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь). Средства связи
между предложениями в тексте (лексические и грамматические). Смысловая и
композиционная целостность текста.
Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки.
Знать: основные правила работы с текстом.
Уметь: различать характер заданий к тексту.
Раздел 2. Средства выразительности в тексте
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические
(синонимы,
антонимы,
паронимы,
многозначные
слова,
фразеологизмы,
стилистически
окрашенная
лексика,
термины,
диалектизмы
и
др.);
словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки);
морфологические, синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды
однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.);
специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические, тропы,
средства экспрессивного синтаксиса).
Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Стилистические возможности языковых средств.
Знать: основные средства выразительности.
Уметь: различать средства выразительности; находить в тексте средства
выразительности; анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Раздел 3. Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова
Выразительное чтение как тест на понимание текста. Тон и темп чтения.
Логические паузы и ударения. Интонация текста.
Знать: основные правила выразительного чтения.
Уметь: умение выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста,
его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы.
Раздел 4. Синтаксические и пунктуационные нормы текста
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное
предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки
препинания
в
сложносочинённом
предложении.
Знаки
препинания
в
сложноподчинённом предложении.
Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Знать: синтаксические и пунктуационные нормы.
Уметь: использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного
текста.
Раздел 5. От анализа текста к изложению
Виды изложений. Способы и приёмы компрессии (сокращения) текста.
Главная и второстепенная информация в тексте. Исключение второстепенной
информации, подробностей, деталей, обобщение однородных явлений и фактов,
сочетание исключения и обобщения. Письменное воспроизведение текста с заданной
степенью свёрнутости.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Учимся редактировать текст. Типы речевых, грамматических ошибок.
Предупреждение речевых, логических, фактических ошибок.

Знать: основные требования к изложению, способы компрессии текста.
Уметь: выделять ключевые слова в тексте, применять способы компрессии текста,
воспроизводить текст разных стилей с заданной степенью свёрнутости, редактировать
текст.
Раздел 6. Сочинение — это тоже текст
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм
написания сочинения – рассуждения. Речевые клише, используемые в сочинениирассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функциональносмысловым типом речи.
Знать: структуру сочинения-рассуждения.
Уметь: создавать текст в письменной форме в соответствии с заданной темой и
функционально-смысловым типом речи.

III. Тематическое планирование
Раздел
Текст как результат речевой
деятельности (6 ч.)

Средства выразительности
в тексте (4 ч.)

№

Тема

1

Определение, признаки и характеристика текста как
единицы языка

2

Тема, идея, проблема текста и способы их установления
и формулирования

3

Роль ключевых слов текста

4

Способы и средства связи между предложениями в
тексте

5

Характер смысловых отношений между частями текста

6

Смысловая и композиционная целостность текста

7

Особенности
использования
лексических,
словообразовательных,
морфологических,
синтаксических средства выразительности в тексте

8

Специальные изобразительно-выразительные средства в
тексте и их роль

9

Выбор и организация языковых средств в соответствии с
темой и основной мыслью текста

10

Практическая работа «Анализ текста с точки зрения
использования в нём средств выразительности»

Выразительное чтение текста 11
как искусство звучащего слова
12
(2 ч.)

Выразительное чтение как тест на понимание текста

Синтаксические и
13
пунктуационные нормы текста

Словосочетание и предложение

Логические паузы и ударения. Интонация текста

(4 ч.)

От анализа текста
к изложению
(9 ч.)

Сочинение — это тоже текст
(9 ч.)

14

Функции сложного предложения в тексте

15

Пунктуация в сложном предложении текста

16

Текстовые
иллюстрации
пунктуационных норм

17

Виды изложений

18

Глубина
и
точность
понимания
проблематики исходного текста

19

Способы и приёмы компрессии (сокращения) текста.

20

Главная и второстепенная информация в тексте

21

Пишем сжатое изложение

22

Ключевые слова и их роль в определении границ
главной информации.

23

Соотношение микротемы и абзацного строения текста

24

Представление об абзаце как о пунктуационном знаке

25

Практическая работа по предупреждению речевых,
логических, фактических ошибок

26

Структура сочинения-рассуждения

27

Алгоритм написания сочинения – рассуждения

28

Речевые
клише,
рассуждении

29

Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на
лингвистическую тему

30

Написание сочинения – рассуждения 15.2

31

Написание сочинения – рассуждения 15.3

32

Создание текста в соответствии с заданной темой и
функционально-смысловым типом речи

33

Критерии оценки сочинения-рассуждения.
сочинений, коррекция работ

34

Резервный урок

синтаксических

используемые

в

и

содержания,

сочинении-

Анализ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».