Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ДЮП

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ СЕВЕРОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Социально-гуманитарной направленности
«Дружина юных пожарных»
Возраст обучающихся: 11-14 лет
Срок реализации: 4 года

Логинова
Галина
Петровна

Подписано
цифровой
подписью:
Логинова Галина
Петровна
Дата: 2024.09.20
09:17:15 +05'00'

Составитель:
Жданова Лилия Навиловна,
педагог дополнительного образования

Североуральский городской округ,
п. Третий Северный
2024

Содержание
1. Основные характеристики общеразвивающей программы ………... 3
1.1.

Пояснительная записка …………………………………………… 3

1.2.

Цель и задачи ……………………………………………………… 6

1.3.

Содержание общеразвивающей программы……………………... 8

1.4.

Планируемые результаты ………………………………………… 13

2. Организационно-педагогические условия ………………………….. 15
2.1.

Условия реализации программы …………………………………. 15

2.2.

Формы контроля и оценочные материалы ………………………. 17

2.3.

Список литературы ………………………………………………... 18

1.

Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Дружина юных пожарных» разработана в соответствии со следующими
нормативными правовыми актами и государственными программными
документами:
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании

в Российской Федерации»
2.

Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
3.

Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196.».
4.

Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении
санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи».
5.

Приказ

Министерства

образования

и

молодежной

политики

Свердловской области от 26 июня 2019 года №70-Д «Об утверждении
методических

рекомендаций

«Правила

2

персонифицированного

финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области».
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Актуальность. Противопожарная пропаганда среди детей и подростков
должна занимать одно из важных мест в воспитательном процессе.
Статистика показывает, что часто виновниками пожара становятся дети.
Большая часть пожаров происходит от небрежности в обращении с огнем.
Опасность возникновения пожаров и тяжесть их последствий
объясняется, прежде всего, увеличением пожароопасности окружающего
мира, обусловленной появлением сотен тысяч новых веществ и материалов,
созданных искусственно, с помощью

достижения химии и физики.

Открытый, понятный в своей опасности огонь, все больше прячется в
электрические

провода,

спирали,

в

керамику

газовых

тарелок,

в

микроволновой печи и лазерные лучи.
Именно поэтому важно изучать правила пожарной безопасности в
школе, так как приобретенные знания, навыки пользования первичными
средствами

пожаротушения,

внимательное

отношение

к

вопросам

соблюдения противопожарных норм и правил, дети пронесут через всю
жизнь, что поможет исключить пожары, возникновение которых связано с
незнанием этих правил.
Одним из эффективных средств снижения пожаров и загораний
является

противопожарная

агитационно-пропагандистская

работа.

Настоящая программа рассчитана на подготовку членов юношеских
добровольных пожарных дружин к проведению пожарно-профилактической
и массово-разъяснительной работы среди населения, обучению их правилам
пожарной безопасности и приемам самоспасения при пожаре на базе
общеобразовательного учреждения.

3

Отличительной особенностью программы является её вариативность:
возможность свободно планировать и изменять порядок изучения тем;
связывать изучение отдельных тем с особенностями местных условий. Все
образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических
знаний,

но

и

формирование

деятельностно-практического

опыта.

Практические задания способствуют развитию творческих способностей,
приобретению социального опыта и повышению статуса профессии
пожарного. Планируется привлечение к проведению занятий работников
пожарной охраны, медработников, преподавателя ОБЖ, тренеров по
пожарно-спасательному спорту.
Адресат. В реализации данной программы участвуют дети от 11 до 14
лет, не имеющие медицинских противопоказаний. Приём в объединение
осуществляется на добровольной основе в соответствии с интересами и
склонностями детей. Программа не предусматривает конкурсного отбора.
В этом возрасте начинают быть самостоятельными, приспосабливаются
к обществу вне семейного круга. При такой самостоятельности самое время
начать обучение по безопасности себя и окружающих, ответственности за
свою жизнь и здоровье. Программа позволит воспитать в обучающихся такие
качества,

как

дисциплинированность,

внимание,

собранность,

ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие
их у человека становится причиной несчастных случаев при неосторожном
обращении с огнем.
Кроме получения практических навыков, дети, обучающиеся по данной
программе, получают возможность реализации навыков общения друг с
другом и социумом.
Минимальное число детей, одновременно находящихся в группе - 12
максимальное – 20.
Режим занятий.
4

Занятия по данной дополнительной общеобразовательной программе
организованы

с периодичностью

один

раз

в

неделю

по

1

часу.

Продолжительность занятий в группах устанавливается в соответствии с
санитарными нормами и правилами и рассчитана в академических часах
(академический час – 40 минут) с учетом возрастных особенностей
обучающихся.
Объем общеразвивающей программы: для освоения программы на весь
период обучения запланировано 135 учебных часов.
Срок освоения программы, определенный ее содержанием - 4 года.
Формы занятий: индивидуальная, групповая.
На занятиях используются индивидуальные и групповые формы
работы. Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых
задач.
Программа предусматривает такие методы и формы работы, которые
дают возможность воспитанникам максимально проявлять свою активность в
решении задач данной области, развивают их эмоциональное восприятие,
знания, умения, навыки.
Для отслеживания результатов обучения, учащихся после каждой темы
рекомендуется проводить контрольное тестирование, по окончании первого
полугодия - промежуточную диагностику, по окончании учебного года итоговую диагностику. Диагностика может быть проведена в форме
компьютерного тестирования, контрольного задания, проведения олимпиады,
экзамена и соревнований по пожарно-спасательному спорту.
1.2

. Цель и задачи программы

Цель программы: создание условий для развития личности детей и
подростков, способных ориентироваться и действовать в пожароопасной
5

среде, а также воспитание социальной ответственности, уверенности и
активной

жизненной

позиции

в

деле

пропаганды

и

агитации

по

профилактике пожаров.
Задачи программы:
1. Воспитательные:


воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма,

гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии
пожарного;


воспитание

самодисциплины,

силы

воли,

мужества,

стойкости,

стремления к преодолению трудностей;


воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.

2. Образовательные:
1.

дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных

ситуациях;
2.

дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края,

физической культуры и спорта, медицины;
3.

научить основам строевой подготовки;

4.

приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными

средствами пожаротушения.
3. Развивающие:


развитие детского технического творчества,



развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения

тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;


развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации

встреч с работниками пожарной охраны.

6

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Количество часов
№

Название раздела, темы

Всего

Теория

Практика

16

11

5

1
1
2

1
1
2

2

1

2

2

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

14

8

6

1
3
2

1
1
1

2
1

2

1

1

1 год
Раздел 1. Становление пожарного дела и
история пожарной охраны и добровольного
пожарного общества
Вводное занятие
Инструктаж по технике безопасности
Почетная профессия «Пожарный»
Положение о ДЮП – цели, задачи, права и
обязанности членов дружины.
История развития пожарной охраны в
Древней Руси
Образование Дружин юных пожарных в
СССР
Историческая справка о развитии пожарной
охраны и добровольных пожарных
организаций.
История пожарной охраны в Свердловской
области
История пожарной части №53
г.Североуральска
Раздел 2. Пожар. Причины возникновения
пожаров
Человек и огонь
Основные правила пожарной безопасности.
Последствия пожаров
Действия при пожаре в квартире, подъезде,
соседней квартире
7

1

Пожар автомобиля, в гараже, на балконе
Лесные пожары

1
1

1
1

Способы прекращения пожаров

2

1

1

Противопожарный режим в школе

2

1

1

Экскурсия в пожарную часть
Тестирование по пожарной безопасности
ГТО

1

1

1

1

Итого

32

19

13

7

5

2

1

1

2

2

4

2

2

8
1

4
1

4

2

1

1

1

1

2

1

2 год
Раздел 3. Аварийные ситуации
Положение о ДЮП – цели, задачи, права и
обязанности членов дружины
Особенности современного жилища.
Чрезвычайные ситуации в быту: поражение
токам, утечка газа, разрушение
Раздел 4. Причины возникновения пожаров
Причины возникновения бытовых пожаров.
Способы тушения огня подручными
средствами
Меры пожарной безопасности при
эксплуатации электробытовых, газовых
приборов, отопительных печей.
Основные причины пожаров при
праздновании Нового года (фейерверки,
петарды, бенгальские огни, хлопушки).
Организация и проведения рейда в школе по
проверке выполнения правил пожарной
безопасности.
Раздел 5. Огнетушители
Первичные средства пожаротушения
Виды огнетушителей. Их применение
Раздел 6. Люди огненной профессии
Профессия «пожарный»
Опасность огненной профессии
Служба «01»
Боевая одежда пожарного
Спасательные узлы в работе пожарных
Автотехника МЧС
Экскурсия в пожарную часть
Тестирование по пожарной безопасности.
ГТО

2
8
2
6
10
2
2
3
1
1
1
1

2
4
1
3
7
2
1
1
1
1
1

4
1
3
3
1
2

1

1

Итого

1

1

35

20

15

4

3

1

3 год
Раздел 7. Закон и порядок
8

Закон РФ о пожарной
безопасности
Ответственность за нарушение
правил пожарной безопасности
Раздел 8. Пожар. Способы прекращения
пожара
Классификация и статистика
пожаров
Способы прекращения пожара
Особенности тушения пожаров
в различных условиях
Раздел 9. Основные правила пожарной
безопасности.
Противопожарный режим в
школе
Системы пожарной
сигнализации
Современная квартирахимическая лаборатория
Предупреждение пожаров на
предприятиях, объектах массового скопления
людей
Раздел 10. Основы медицинских
знаний
Общая характеристика повреждений и их
последствий для здоровья человека
Основные правила оказания первой
медицинской помощи при различных видах
повреждений.
Тестирование по пожарной безопасности.
ГТО

Итого

1

1

3

2

1

9

5

4

2

2

3

1

2

4

2

2

10

5

5

2

1

1

2

1

1

4

2

2

2

1

1

9

4

5

3

2

1

6

2

4

2

2

34

17

17

Раздел 11. Пожарно-прикладной спорт
Общие сведения о соревнованиях по ППС,
виды и характер соревнований, оценка
результатов.

10

4

6

Пожарные тренировки, эстафеты

6

6

Строевая подготовка

2

2

Агитационно-пропагандистская работа

14

14

Итоговые занятия.

2

2

4 год

Итого
Итого по программе

34
135
9

4
60

30
75

Содержание программы
Раздел 1. Становление пожарного дела и история пожарной охраны
и добровольного пожарного общества. Опустошительные пожары на
Древней Руси. Необходимость организованных государственных мер по
борьбе

с

пожарами.

История

создания

противопожарной

службы.

Государственная противопожарная служба. Цель её создания. Структура:
пожарные

части,

государственный

пожарный

надзор.

Добровольные

пожарные формирования. Медали «За отвагу», «За спасение погибавших».
Экскурсия в пожарную часть. Дружины юных пожарных.
Раздел 2. Пожар. Причины возникновения пожаров. Причины
возникновения бытовых пожаров. Способы тушения огня подручными
средствами. Основные правила пожарной безопасности. Последствия
пожаров. Действия при пожаре в квартире, подъезде, соседней квартире.
Пожар автомобиля, в гараже, на балконе. Лесные пожары. Правила
поведения в лесу, у водоёма, в зоне отдыха людей. Способы разведения
костра.

Меры

предосторожности

от

поражения

молнией.

Способы

прекращения пожаров. Противопожарный режим в школе.
Раздел 3. Аварийные ситуации. Пожарная безопасность-комплекс
организованных мероприятий и технических средств, направленных на
предотвращения

пожара.

Инженерно-технические

мероприятия.

Противопожарный режим. Правила содержания и эксплуатации первичных
средств пожаротушения, внутренних пожарных кранов. Технические и
автоматические средства противопожарной защиты. Противопожарный
режим в жилом доме: недопустимость применения открытого огня для
отогревания замороженных систем центрального отопления, эксплуатации
неисправных нагревательных приборов, использования керосина, бензина и
10

других легкогорючих жидкостей для растопки печей, устройства на путях
эвакуации кладовых и т.д.
Раздел 4. Причины возникновения пожаров. Способы тушения огня
подручными средствами. Меры пожарной безопасности при эксплуатации
электробытовых, газовых приборов, отопительных печей. Основные причины
пожаров при праздновании Нового года (фейерверки, петарды, бенгальские
огни, хлопушки). Организация и проведения рейда в школе по проверке
выполнения правил пожарной безопасности.
Раздел 5. Огнетушители. Виды, назначения, правила содержания и
порядок применения первичных средств тушения пожаров. История
возникновения

и

развития

огнетушащих

средств.

Классификация

огнетушителей, область их применения.
Раздел 6. Люди огненной профессии. Профессия «пожарный».
Опасность огненной профессии. Необходимость профессии пожарного.
Готовность пожарных немедленно прийти на помощь. Опасность огненной
профессии. Условия, в которых работает пожарный. Телефон пожарной
охраны «01», телефон службы спасения «112». Боевая одежда пожарного.
Спасательные узлы в работе пожарных.
Автотехника МЧС. Герои- пожарные. Отработка навыка вызова по телефону
пожарной команды.
Раздел 7. Закон и порядок. Закон РФ «О пожарной безопасности».
Указ

Президента

РФ

«Об

установлении

Дня

пожарной

охраны».

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
Раздел 8. Пожар. Способы прекращения пожара. Особенности
современного жилья. Чем оно опасно для человека. Виды опасных и вредных
факторов современного жилища. Причины возникновения бытовых пожаров.
Условия

возникновения

пожара.

Поражающие

факторы

пожаров

(температура, ядовитый газ, дым, копоть, потеря видимости). Основные
11

правила поведения при возникновении пожара. Способы эвакуации из
горящего здания (в том числе высотного). Организация и проведения рейда в
школе по проверке выполнения правил пожарной безопасности. Способы
тушения огня подручными средствами. Знаки пожарной безопасности.
Практика. 3наки пожарной безопасности: запрещающие, предупреждающие,
указательные, предписывающие. Примеры их применения и места установки.
Раздел

9.

Основные

правила

пожарной

безопасности.

Противопожарные требования к территории и помещениям детского
учреждения.

План

эвакуации.

Правила

пожарной

безопасности

при

проведении вечеров, дискотек, массовых мероприятий. Практическое
изучение плана эвакуации. Общие требования к содержанию путей
эвакуации, эвакуационным выходам. Первичные средства пожаротушения
(огнетушители, внутренние пожарные краны, щиты с набором пожарного
инвентаря). Места их установки, правила содержания и порядок применения
на пожаре.
Раздел 10. Основы медицинских знаний. Освоение приемов оказания
первой доврачебной помощи в аварийных ситуациях. Степени пожаров
оказания помощи при ожогах. Отравления продуктами горения, оказание
первой доврачебной помощи. Практическое занятие: тренинги по освоению
приемов по оказанию первой доврачебной помощи при ожогах.
Раздел

11.

Пожарно-прикладной

спорт.

Общие

сведения

о

соревнованиях по ППС, виды и характер соревнований, оценка результатов.
Знакомство со спортивным оборудованием. Строевая подготовка. Работа с
пожарными рукавами, стволами, боевое развёртывание. Укладка и одевание
боевой одежды и снаряжения. Практические навыки на полосе препятствий.
Экскурсия в пожарную часть.

1.4. Планируемые результаты
12

Освоив стартовый уровень программы, учащиеся должны знать:


историю развития пожарной охраны;



меры

пожарной

безопасности

при

обращении

с

бытовыми

электрическими приборами, предметами бытовой химии;


особенности тушения пожаров;



правила оказания первой доврачебной помощи при неотложной

ситуации;


основные правила пожарной безопасности;



первичные средства пожаротушения.
Освоив стартовый уровень программы, учащиеся должны уметь:



действовать в ситуации возникновении пожара дома, в школе, на

транспорте;


действовать в ситуации возникновения пожара в лесу;



проводить рейды в школе по проверке выполнения правил пожарной

безопасности;


оказывать первую медицинскую помощь при неотложной ситуации;



организовать эвакуацию в школе в случае учебной тревоги;



вести

агитационно-пропагандистскую

безопасности.

13

работу

по

пожарной

Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы:
 Учебная аудитория;
 Компьютер;
 Мультимедиа проектор;
 Различные виды конструктора;
 Материалы и инструменты: бумага, картон, клей, готовые промышленные
конструкторы;
 Инструменты для работы с картоном и бумагой.
Кадровое обеспечение
Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного
образования, имеющим высшее или среднее профессиональное образование,
обладающим профессиональными знаниями шахматной игры. Педагогу
необходимо

знать

специфику

дополнительного

образования,

иметь

практический опыт в сфере организации интерактивной деятельности детей.
Методические материалы
В процессе работы по программе используются информационнометодические материалы:
14

 учебная,

методическая

литература,

детская

литература,

журналы,

интернет ресурсы;
 методические разработки и планы - конспекты занятий, методические
указания и рекомендации к практическим занятиям;
 развивающие и диагностические процедуры: тесты, игры, кроссворды,
викторины, конкурсы;
 сценарии воспитательных мероприятий;
 наглядные пособия: образцы поделок, шаблоны, развертки моделей,
схемы, чертежи, инструкционные карты, таблицы;
 раздаточный и дидактический материал.
Методы обучения:
 словесный метод: беседа, рассказ, объяснение, сообщение, обсуждение,
диалог, консультация, инструктаж;
 наглядно-демонстрационный

метод:

демонстрации

таблиц,

схем,

иллюстраций, картин, рисунков, предметов, информационного материала;
 практический метод: выполнение работ с применением полученных
знаний, практические задания;
 проектно-исследовательский: творческие

проекты

с

элементами

исследования;
 диалогический метод;
 метод

информационной

поддержки: самостоятельная

работа

со

специальной литературой, журналами, Интернет-ресурсами.
 игровые;
 методы опроса: собеседование, тестирование;
 объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, дискуссионный метод;
 метод воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация и
др.
Информационное обеспечение:
15

 Совет безопасности РФ- http://www.scrf.gov.ru
 Министерство внутренних дел РФ - http://www.mvd.ru
 МЧС России - http://www.emercom.gov.ru
 Министерство здравоохранения и соцразвития РФ - http://www.minzdravrf.ru
 Министерство обороны РФ - http://www.mil.ru
 Министерство образования и науки РФ - http://mon.gov.ru/
 Справочник пожарного - http://www.0-1.ru/

2.2. Формы контроля и оценочные материалы
Для оценки результативности знаний применяется начальный, текущий
и итоговый
мониторинг
навыков
пожаробезопасного
поведения,
применяются тесты, педагогическая диагностика о пожарной безопасности,
экологической культуре воспитанников, кейс-метод (проанализировать
ситуацию, предложить решение, описать план действий и т.д.).
Одним из показателей успешности реализации программы является
активность участия детей в информационно-пропагандистской деятельности
Дружины юных пожарных.
При подведении итогов реализации Программы так же учитываются
результаты участия юных пожарных в конкурсах и соревнованиях по
пожарной безопасности разного уровня.
Одним из наиболее адекватных инструментов динамики личностных
достижений, учащихся служит портфель достижений (портфолио). В
портфель достижений, учащихся в результате реализации Программы
дополнительного образования «Дружина юных пожарных» могут войти:
работы, представленные на различные конкурсы, грамоты и сертификаты по
итогам этих конкурсов, результаты тестирования, созданные обучающимся в
ходе обучения памятки, плакаты, рисунки, тексты по пожарной
безопасности.

16

2.3. Список литературы
Литература для педагога
1. Алексеенко

В.А.

Основы

безопасности

жизнедеятельности/

В.А.

Алексеенко. – М.: Просвещение, 2014.
2. Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: методические
рекомендации/ Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова.- М.:
Просвещение,2013.
3. Бариев Э.Р. Пожарная безопасность и предупреждение чрезвычайных
ситуаций// Словарь терминов и определений/Э.Р. Бариев. – Волгоград:
Учитель, 2015.
4. Виноградова С.В «Юные друзья пожарных». Программа работы кружка,
конспекты занятий, внеклассные мероприятия. Волгоград/ «Учитель» 2015.
Литература для учащихся
1. Горбунова Н. А. Основы безопасности жизнедеятельности. –Волгоград, 2013.
2. Как вести себя при пожаре в детском саду или школе // Азбука безопасности.
– 2013. – №3.
3. Как себя вести при опасности? [: памятка /Сост С. Шатиров, И. Свиридова,
худож. И. Мустафин.- Кемерово, 2014.
4. Кто в пожаре виноват. – Новосибирск: ПИРАНТ, 2015.
5. О правилах пожарных [ Стихи] / автор стихов А.М. Бобровицкий.- Юрга:
Кемеровская областная общественная организация ВДПО, 2013.
6. Практическое пособие «Оказание первой помощи пострадавшим» МЧС
России 2014.

17

7. Радзиевский, С.И. Безопасность жизнедеятельности // Учебное пособие / С.И.
Радзиевский. – Севастополь: РИБЭСТ, 2013.
Интернет – ресурсы
1.

http://vdpo-ek.ru/press-sluzhba/anons/

сайт Свердловского областного отделения Всероссийского добровольного
пожарного

общества/Пресс

служба/Альманах

«Все

о

пожарной

безопасности»
2.

http://vdpo59.ru/detskaya-stranichka_1_1/ сайт Пермского областного

отделения Всероссийского добровольное пожарного общества. Методическое
пособие для проведения занятий по правилам пожарной безопасности с
учащимися общеобразовательных школ
3.

http://www.zanimatika.narod.ru/OBJ1.htm

учителя,

воспитателя,

родителя/Школа

Методическая

копилка

безопасности/Противопожарная

азбука.
4. http://www.pojarnayabezopasnost.ru/

сайт

"Пожарная

Безопасность".

Обучающие и иные информационные материалы, посвященные пожарной
безопасности.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».