Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Театр в школе 2023-2024 программа на 4 года (1)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ СЕВЕРОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Подписано

Логинова цифровой
подписью:
Галина
Галина Логинова
Петровна
2024.02.05
Петровна Дата:
13:30:49 +05'00'
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественной направленности
«Театр в школе»
Возраст обучающихся: 7-14 лет
Срок реализации: 4 года

Составитель: Казакова Анна Евгеньевна,
педагог дополнительного образования

Североуральский городской округ,
п. Третий Северный
2023

СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплекс основных характеристик программы..............................................3
1.1. Пояснительная записка....................................................................................3
1.2. Цель и задачи программы............................................................................... 4
1.3. Содержание программы ..................................................................................6
1.4. Планируемые результаты ................................................................................8
2. Комплекс организационно-педагогических условий.......................................9
2.1. Условия реализации программы ....................................................................9
2.2. Формы аттестации, оценочные материалы....................................................10
Список литературы ................................................................................................11

2

1.

1.1.

Комплекс
основных
характеристик
общеразвивающей программы

дополнительной

Пояснительная записка

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Хоровое пение» составлена на основе следующих нормативно-правовых
актов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ No 273).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018
г. No 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 No 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 No09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 NoВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
Программа «Театр в школе» входит в блок программ художественной
направленности.
Актуальность программы в том, что «Театр в школе» позволяет реализовать
гуманистическую направленность процессов воспитания и развития
личности ребенка в современном обществе, уделить особое внимание
духовно-нравственному и эстетическому воспитанию личности ребенка.
Школьный театр базируется на единстве коллективного творчества,
подчиненности общему замыслу с одной стороны, и максимальном
творческом проявлении каждого исполнителя – с другой, имеет опыт
индивидуализации и социализации.
Отличительной особенностью данной программы является использование
системного и деятельностного подхода в организации и проведении занятий,
вовлечение учащихся в продуктивную творческую деятельность, где он
выступает, с одной стороны, в качестве исполнителя, а с другой, автора
3

своего спектакля. Это все требует от ребенка осмысления действительности,
выявления своего собственного отношения, а, значит открытости миру в
противовес замкнутости и зажиму.
Дополнительные занятия в атмосфере театрального творчества формируют и
развивают коммуникативную культуру обучающихся, их игровую культуру,
формируют его систему ценностей в обществе.
Работа в группе укрепляет «чувство локтя», ребенок осознает свою
значимость в общем деле, свою индивидуальность в исполняемой роли,
воспитывает в себе чувство ответственности в выполнении каких-либо
поручении, обязанностей.
Наряду с этими неоспоримо важными компетентностями дополнительные
занятия в театральном кружке формируют устную речь, развивают ее
выразительные и интонационные возможности – в общем, формируют
культуру устной и сценической речи, развивают память, формируют
художественный вкус ребенка, в целом обогащают его жизнь новыми яркими
ощущениями.
Адресат программы. Программа разработана для детей 8-15 лет.
Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Программа
предусматривает обучение в группах от 15 человек, а также при
необходимости занятия в мини группах и индивидуальные работы над
ролью.
Уровень, объём и срок реализации программы.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Учебный год равен 136 часам (4
часа в неделю).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая,
групповая, коллективная.
Виды занятий – беседа, практическая игра, решение задач, выполнение
упражнений, занятие-сказка, тематические праздники, мастер-класс,
открытое занятие.
Формы подведения результатов: мини-спектакль, этюд, творческий отчёт,
практическое занятие, беседа, тренинги и упражнения, открытое занятие,
рефлексия.

1.2. Цель и задачи программы
Цель дополнительной общеразвивающей программы - гармоничное развитие
личности ребёнка средствами эстетического образования; развитие его
4

художественно-творческих умений, устранение зажатости и эмоциональное
раскрепощение, преодоление «боязни сцены».

Задачи:
обучающие:
 освоение элементов актерского мастерства на практике через
выступления в спектаклях и мероприятиях;
 обучение технике сценической речи на основе дыхательной
гимнастики;
 обучение мышечному контролю и снятию зажимов;
 развитие умения действовать на сцене по принципу «Я в предлагаемых
обстоятельствах»;
 развитие чувства ритма;
 ознакомление с профессиями художника-декоратора, гримера,
музыканта, хореографа;
 обучение воспитанников методике работы с поэтическим,
драматическим и прозаическим текстами;
 обучение умению сосредотачиваться на выполнении индивидуального
задания, исключая из поля внимания помехи извне.
развивающие:
 Развитие у детей: наблюдательности;
 творческой фантазии и воображения;
 внимания и памяти;
 ассоциативного и образного мышления;
 чувства ритма.
 раскрытие и развитие голосовых возможностей каждого ребенка.
 развитие эмоциональности детей, в том числе способности к
состраданию, сочувствию, сопереживанию.
 развитие навыков выполнения простых физических действий на сцене.
 развитие умения анализировать предлагаемый материал и
формулировать свои мысли, уметь донести свои идеи и ощущения до
слушателя.
воспитывающие:
 Формирование партнерских отношений в группе, общения друг с
другом, взаимного уважения, взаимопонимания;
 воспитание самодисциплины, умение организовывать себя и свое
время;
5

 формирование и развитие эстетического вкуса;
 развитие способностей полноценного восприятия и правильного
понимания прекрасного в искусстве и жизни;
 способствовать удовлетворению ребенка в самовыражении;
 воспитание патриотизма, уважения к наследию русской культуры,
следования традициям родного края;
 обогащение внутреннего мира детей, выявление и развитие их
творческих способностей.
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план 1 год обучения
Количество часов
№

Название раздела

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

1

0

1

2

Основы театральной культуры

1

1

2

3

Сценическая речь

2

16

18

4

Основы актёрского мастерства

2

16

18

5

Сценическое движение

2

16

18

6

Работа над пьесой и спектаклем

0

45

45

7

Хоровое творчество

0

34

34

ИТОГО: 136 часов
Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие (1)
Теория:Знакомство с коллективом. Выявление уровня и объема знаний о
театре.
Требования к нормам поведения. Инструктаж по технике
безопасности. Обсуждение плана работы на год. Особенности занятий.
Требования к знаниям и умениям.
Практика: знакомство-представление себя.
6

Раздел 2. Основы театральной культуры (2)
Теория: Зарождение искусства. Обряды и ритуалы в первобытном
обществе. Особенности театрального искусства. Отличие от других видов
искусства. Виды и жанры театрального искусства. Устройство
древнегреческого театра.
Церковный, школьный театр. Создание
профессионального театра. Создание профессионального театра.
Любительские театральные общества. Этикет. Культура восприятия
театральной постановки. Анализ постановки. Театральная гостиная.
Театральное закулисье: театральные профессии. Устройство сцены и
зрительного
зала.
Практика: Творческий этюд.
Раздел 3. Сценическая речь (18)
Теория: Орфоэпия. Дыхание. Дикция, скороговорки. Логическое
ударение. Логические паузы, знаки препинания. Словесное действие.
Диапазон, гибкость и звучность голоса. Выполнение исполнительских
задач, подчиненных сверхзадаче, раскрытие последовательности развития
идеи произведения. Четкая передача мыслей автора путем расстановки
логических пауз (чтение текста на речевые звенья) и ударений.
Интонирование
знаков
препинания.
Представление
(видение)
изображенной автором жизни. Особенности чтения стихов, соблюдение
подстрочных пауз.
Практика: Воплощение произведения в звучащем слове. Поговорки,
пословицы. Считалки, загадки. Потешки, прибаутки. Стихи.
Раздел 4. Основы актёрского мастерства (18)
Теория: Сценическое внимание. Развитие
Сценическое взаимодействие.

воображения, фантазии.

Практика: Игры. Действия без предметов.
Раздел 5. Сценическое движение (18)
Теория: Ритмика. Основы хореографии. Особенности старинного танца
XVIII века – гавота. Поклоны, позы, шаги. Старинные костюмы и
прически, манера персонажей в сказочных спектаклях «Золушка»,
«Спящая красавица».
Практика: Поклоны и реверанс XVIII века. Простейшая композиция
гавота (па де грас). Поклоны для девочек, шаг с приставкой и наклон
головы для мальчиков. Па галопа (боковые) по 6й позиции. Па галопа по
3-й открытой позиции, шаг полонеза. Пластические этюды. Игры.
7

Раздел 6. Работа над пьесой и спектаклем (45)
Теория: Работа за столом. Чтение, обсуждение пьесы, анализ. Тема,
сверхзадача, событийный ряд. Определение темы пьесы. Анализ
сюжетной линии. Главные события, событийный ряд. Основной
конфликт. Анализ пьесы по событиям. Выделение в событии линии
действий, определение мотивов поведения, целей героев. Выстраивание
логической
цепочки.
Практика: Работа над отдельными эпизодами. Творческие пробы. Показ
и обсуждение. Работа над созданием образа, выразительностью и
характером персонажа. Закрепление мизансцен отдельных эпизодов.
Репетиции в сценической выгородке. Выразительность речи, мимики,
жестов. Работа над характером персонажей. Поиск выразительных
средств и приемов. Изготовление реквизита, декораций, оформление
сцены. Выбор музыкального оформления. Прогонные и генеральные
репетиции. Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на
результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и
таланта. Показ и обсуждение спектакля. Премьера. Творческие встречи.
Анализ показа спектакля. Оформление альбома.
Раздел 7. Хоровое творчество (34)
Теория: Знакомство с такими понятиями, как гигиена певческого голоса,
певческое
дыхание,
артикуляционный
аппарат,
дикция,
звукообразование, унисон.
Практика: Вокально-хоровая работа (пение различных упражнений для
усовершенствования голосового аппарата, изучение различных
музыкальных произведений). Участие в школьных концертах и
конкурсах.
Учебно-тематический план 2 год обучения
Количество часов
№

Название раздела

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

1

1

2

2

Сценическая речь

2

22

24

3

Основы актёрского мастерства

2

20

22

8

4

Сценическое движение

2

22

24

5

Работа над ролью

0

18

18

6

Работа над пьесой и спектаклем

0

25

25

7

Хоровое творчество

1

20

21

ИТОГО: 136 часов
1. Вводное занятие (2)
Теория: Знакомство с планами на учебный год. Инструктаж по
технике безопасности.
Практика: Творческие игры на сплочение, развитие доверия.
2. Сценическая речь (24)
Теория: Орфоэпия. Дыхание. Дикция, скороговорки. Логическое
ударение. Логические паузы, знаки препинания. Словесное действие.
Диапазон,
гибкость
и
звучность
голоса.
Выполнение
исполнительских задач, подчиненных сверхзадаче, раскрытие
последовательности развития идеи произведения. Четкая передача
мыслей автора путем расстановки логических пауз (чтение текста на
речевые звенья) и ударений. Интонирование знаков препинания.
Представление (видение) изображенной автором жизни. Особенности
чтения стихов, соблюдение подстрочных пауз.
Практика: Воплощение произведения в звучащем слове. Поговорки,
пословицы. Считалки, загадки. Потешки, прибаутки. Стихи.
3. Основы актерского мастерства (22)
Теория: Сценическое внимание. Развитие воображения, фантазии.
Сценическое взаимодействие.
Практика: Игры. Действия без предметов.
4. Сценическое движение (24)
Теория: Ритмика. Основы хореографии. Особенности старинного
танца XVIII века – гавота. Поклоны, позы, шаги. Старинные костюмы
и прически, манера персонажей в сказочных спектаклях «Золушка»,
«Спящая красавица».
Практика: Поклоны и реверанс XVIII века. Простейшая композиция
гавота (па де грас). Поклоны для девочек, шаг с приставкой и наклон
головы для мальчиков. Па галопа (боковые) по 6й позиции. Па галопа
по 3-й открытой позиции, шаг полонеза. Пластические этюды. Игры.
5. Работа над ролью (18)
Практика: Работа над литературой, инсценировки.
6. Работа над пьесой и спектаклем (25)
9

Теория: Работа за столом. Чтение, обсуждение пьесы, анализ. Тема,
сверхзадача, событийный ряд. Определение темы пьесы. Анализ
сюжетной линии. Главные события, событийный ряд. Основной
конфликт. Анализ пьесы по событиям. Выделение в событии линии
действий, определение мотивов поведения, целей героев. Выстраивание
логической
цепочки.
Практика: Работа над отдельными эпизодами. Творческие пробы. Показ
и обсуждение. Работа над созданием образа, выразительностью и
характером персонажа. Закрепление мизансцен отдельных эпизодов.
Репетиции в сценической выгородке. Выразительность речи, мимики,
жестов. Работа над характером персонажей. Поиск выразительных
средств и приемов. Изготовление реквизита, декораций, оформление
сцены. Выбор музыкального оформления. Прогонные и генеральные
репетиции. Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на
результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и
таланта. Показ и обсуждение спектакля. Премьера. Творческие встречи.
Анализ показа спектакля. Оформление альбома.
Раздел 7. Хоровое творчество (21)
Теория: Повторение таких понятий, как гигиена певческого голоса,
певческое
дыхание,
артикуляционный
аппарат,
дикция,
звукообразование, унисон.
Практика: Вокально-хоровая работа (пение различных упражнений для
усовершенствования голосового аппарата, изучение различных
музыкальных произведений). Участие в школьных концертах и
конкурсах.
Учебно-тематический план 3 год обучения
Количество часов
№

Название раздела

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

1

0

1

2

Основы театральной культуры

2

4

2

3

Сценическая речь

1

21

22

4

Основы актёрского мастерства

1

17

18

10

5

Сценическое движение

1

21

22

6

Работа над пьесой и спектаклем

3

38

41

7

Хоровое творчество

2

28

30

ИТОГО: 136 часов
Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие (1)
Теория: Приветствие. Выявление уровня и объема знаний о театре.
Требования к нормам поведения. Инструктаж по технике безопасности.
Обсуждение плана работы на год. Особенности занятий. Требования к
знаниям и умениям.
Раздел 2. Основы театральной культуры (2)
Теория: Зарождение искусства. Обряды и ритуалы в первобытном
обществе. Особенности театрального искусства. Отличие от других видов
искусства. Виды и жанры театрального искусства. Устройство
древнегреческого театра.
Церковный, школьный театр. Создание
профессионального театра. Создание профессионального театра.
Любительские театральные общества. Этикет. Культура восприятия
театральной постановки. Анализ постановки. Театральная гостиная.
Театральное закулисье: театральные профессии. Устройство сцены и
зрительного
зала.
Практика: Творческий этюд.
Раздел 3. Сценическая речь (22)
Теория: Орфоэпия. Дыхание. Дикция, скороговорки. Логическое
ударение. Логические паузы, знаки препинания. Словесное действие.
Диапазон, гибкость и звучность голоса. Выполнение исполнительских
задач, подчиненных сверхзадаче, раскрытие последовательности развития
идеи произведения. Четкая передача мыслей автора путем расстановки
логических пауз (чтение текста на речевые звенья) и ударений.
Интонирование
знаков
препинания.
Представление
(видение)
изображенной автором жизни. Особенности чтения стихов, соблюдение
подстрочных пауз.
Практика: Воплощение произведения в звучащем слове. Поговорки,
пословицы. Считалки, загадки. Потешки, прибаутки. Стихи.
Раздел 4. Основы актёрского мастерства (18)
11

Теория: Сценическое внимание. Развитие
Сценическое взаимодействие.

воображения, фантазии.

Практика: Игры. Действия без предметов.
Раздел 5. Сценическое движение (22)
Теория: Ритмика. Основы хореографии. Особенности старинного танца
XVIII века – гавота. Поклоны, позы, шаги. Старинные костюмы и
прически, манера персонажей в сказочных спектаклях «Золушка»,
«Спящая красавица».
Практика: Поклоны и реверанс XVIII века. Простейшая композиция
гавота (па де грас). Поклоны для девочек, шаг с приставкой и наклон
головы для мальчиков. Па галопа (боковые) по 6й позиции. Па галопа по
3-й открытой позиции, шаг полонеза. Пластические этюды. Игры.
Раздел 6. Работа над пьесой и спектаклем (41)
Теория: Работа за столом. Чтение, обсуждение пьесы, анализ. Тема,
сверхзадача, событийный ряд. Определение темы пьесы. Анализ
сюжетной линии. Главные события, событийный ряд. Основной
конфликт. Анализ пьесы по событиям. Выделение в событии линии
действий, определение мотивов поведения, целей героев. Выстраивание
логической
цепочки.
Практика: Работа над отдельными эпизодами. Творческие пробы. Показ
и обсуждение. Работа над созданием образа, выразительностью и
характером персонажа. Закрепление мизансцен отдельных эпизодов.
Репетиции в сценической выгородке. Выразительность речи, мимики,
жестов. Работа над характером персонажей. Поиск выразительных
средств и приемов. Изготовление реквизита, декораций, оформление
сцены. Выбор музыкального оформления. Прогонные и генеральные
репетиции. Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на
результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и
таланта. Показ и обсуждение спектакля. Премьера. Творческие встречи.
Анализ показа спектакля. Оформление альбома.
Раздел 7. Хоровое творчество (30)
Теория: Повторение таких понятий, как гигиена певческого голоса,
певческое
дыхание,
артикуляционный
аппарат,
дикция,
звукообразование, унисон.
Практика: Вокально-хоровая работа (пение различных упражнений для
усовершенствования голосового аппарата, изучение различных
музыкальных произведений). Участие в школьных концертах и
конкурсах.
12

Учебно-тематический план 4 год обучения
Количество часов
№

Название раздела

Теория

практика

всего

1

Вводное занятие

1

1

2

2

Сценическая речь

1

15

16

3

Основы актёрского мастерства

1

13

14

4

Сценическое движение

1

15

16

5

Работа над ролью

1

11

12

6

Работа над пьесой и спектаклем

3

41

44

7

Хоровое творчество

1

31

32

ИТОГО: 136 часов
1. Вводное занятие (2)
Теория: Обсуждение плана на год. Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Творческие игры
2. Сценическая речь (16)
Теория: Орфоэпия. Дикция, эмоциональные паузы, голосовой диапазон,
логические и эмоциональные акценты. Особенности дыхания при
исполнении вокальных фрагментов. Произношение согласных и гласных
звуков в вокальных фрагментах. Сочетание вокальной и пластической
выразительности. Особенности артикуляции при произношении
английского текста. Интонации как средство раскрытия образа. Приемы
установления контакта со зрителем.
Практика: Воплощение в одинаковом тексте разного эмоционального и
образного содержания. Исполнение небольших вокальных фрагментов на
русском и английском языках. Скороговорки, творческие придумки.
Просмотр спектаклей и фильмов (на русском и английском языках).
3. Основы актерского мастерства (14)
Теория: Взаимодействие с партнерами, контакт со зрителем.
Использование основных элементов актерского мастерства, связанных с
созданием художественного образа при исполнении роли в спектакле или
13

в концертном номере. Особенности актерской игры в жанре мюзикла.
Взаимодействие актера и режиссера. Практика: Игры, исполнение
только текста роли, текста с движением, с танцем и с вокалом, учебные
этюды и работа над ролями в театральных постановках. Просмотр
спектаклей и фильмов на русском и английском языках.
4. Сценическое движение (16)
Теория: Технические приемы сценического движения, в том числе с
использованием различных театральных аксессуаров (шляпы, трости,
плаща, т.д.) для создания художественного образа. Взаиморасположение
и взаимодействие с партнерами на сцене. Полонез. Полька. Вальс.
Практика: Специальные вспомогательные физические упражнения.
Разучивание и отработка полонеза, польки и вальса; изображение
пластики животных, пластики разных образов.
5. Работа над ролью (12)
Работа над учебными заданиями и над воплощением ролей в
создаваемых спектаклях творческого объединения.
6. Работа над пьесой и спектаклем (44)
Теория: Работа за столом. Чтение, обсуждение пьесы, анализ. Тема,
сверхзадача, событийный ряд. Определение темы пьесы. Анализ сюжетной
линии. Главные события, событийный ряд. Основной конфликт. Анализ
пьесы по событиям. Выделение в событии линии действий, определение
мотивов поведения, целей героев. Выстраивание логической цепочки.
Практика: Работа над отдельными эпизодами. Творческие пробы. Показ и
обсуждение. Работа над созданием образа, выразительностью и характером
персонажа. Закрепление мизансцен отдельных эпизодов. Репетиции в
сценической выгородке. Выразительность речи, мимики, жестов. Работа над
характером персонажей. Поиск выразительных средств и приемов.
Изготовление реквизита, декораций, оформление сцены. Выбор
музыкального оформления. Прогонные и генеральные репетиции. Репетиции
как творческий процесс и коллективная работа на результат с
использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта. Показ
и обсуждение спектакля. Премьера. Творческие встречи. Анализ показа
спектакля. Оформление альбома.
Раздел 7. Хоровое творчество (32)
Теория: Повторение таких понятий, как гигиена певческого
голоса,
певческое дыхание, артикуляционный аппарат, дикция, звукообразование,
унисон.
Практика: Вокально-хоровая работа (пение различных упражнений для
усовершенствования голосового аппарата, изучение различных музыкальных
произведений). Участие в школьных концертах и конкурсах.
14

1.4. Планируемые результаты
В результате успешного освоения программы обучающиеся будут знать:

основы истории театра и театральных жанров;

особенности театра как вида искусства
будут уметь:
 расставлять логическое ударение и динамические оттенки в
художественном произведении;
 включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять
инициативу и активность;
 проявлять наблюдательность, способность к сопереживанию,
зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественный
вкус и творческое воображение
 работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от
собственных;
 обращаться за помощью;
 предлагать помощь и сотрудничество, слушать собеседника;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 осуществлять взаимный контроль;
 адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Метапредметные результаты:
 развитие мотивации к художественной деятельности; развитие
 познавательная потребности, способность к анализу и синтезу, и
наглядно- образному мышлению; саморазвитие, самостоятельность,
ответственность, активность, аккуратность;
 способность брать на себя инициативу в организации совместного
действия и нести за это ответственность;
 соотнесение своих действий с планируемыми результатами,
осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения
результата,
 сотрудничество и совместная деятельность с педагогом и
сверстниками; работа индивидуально и в группе: нахождение
общего решения и разрешение конфликтов на основе согласования
позиций и учета интересов;
2.

Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Условия реализации программы
Учебно-методическое обеспечение:
 нормативно-правовые документы;
15

 утвержденная дополнительная образовательная программа;
 методические материалы (разработки, рекомендации, пособия);
 специальная литература (книги, пособия, журналы, сборники,
видеокассеты).
Материально-техническое обеспечение:
Кабинет рассчитан на 12 - 20 человек. Кабинет оснащен раздаточным
игровым материалом, имеется в достаточном количестве методическая
литература, видео-, фото- материалы. Источники сети Интернет.
Техническое оснащение занятий:
 компьютер
 проектор
 демонстрационная доска
 словарь терминов
 синтезатор
 колонки
Кадровое обеспечение
Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного
образования, имеющим высшее или среднее профессиональное образование,
обладающим профессиональными знаниями. Педагогу необходимо знать
специфику дополнительного образования.
Методические материалы:
Методическое
обеспечение
программы
содержит
необходимые
информационные ресурсы для ведения качественного образовательного
процесса и представлено в виде фоно- и видео - медиатеки, тематической
литературы, методических разработок занятий, фотоальбомов. Методическое
обеспечение программы регулярно пополняется.
 методические пособия и учебные пособия по обучению театральному
искусству, актёрскому мастерству и сценической речи;
 литература по театральному искусству;
 словари терминов;
 описание техники безопасности.
Дидактические материалы:
 иллюстрации;
 фотографии;
 видео – аудиозаписи;
 фонограммы
 музыкальный центр (колонки);
 материалы для изготовления реквизита (в зависимости от тематики
концертного номера).
16

Методы обучения: индивидуальные, групповые.
2.2.Формы аттестации. Оценочные материалы
Для выявления и предупреждения возможных отклонений от
прогнозируемого результата необходимо проводить контроль: входящий,
промежуточный и итоговый.
- Входящий контроль – проводится в начале учебного года с целью
выявления имеющихся знаний и умений детей по программе на начало
учебного года;
- промежуточный контроль – проводится по завершении полугодия с целью
определения уровня усвоения теоретических знаний и практических умений
детей на середину учебного года в соответствии с пройденным материалом;
- итоговый контроль – проводится в конце учебного года с целью
определения уровня усвоения теоретических знаний и практических умений
детей по программе на конец учебного года.
Применяемые формы контроля:
 наблюдения;
 открытые и зачётные занятия (по полугодиям);
 педагогический анализ результатов;
 мониторинг.
Лучшей проверкой усвоения знаний и умений являются и концертная
деятельность. Внутренние концерты показывают, насколько воспитанники
усвоили практический материал, а конкурсы, в свою очередь, говорят о
сплоченности коллектива.
Список информационных источников
Литература для сцены речи:
1. Басни И. Крылова, С. Михалкова, Я. Бжехви, Б. Заходера.
2. Поэзия и проза.
3. Народный фольклер: потешки, пословицы и поговорки, скороговорки.
4. Сказки.
Драматургия для чтения и постановки спектакля:
1. Пьесы классиков и совр-ных драматургов. А. Чехов, А. Островский,
А.Пушкин и т. д.
1. 2.Пьесы – сказки.
2. Поэзия – современная и классика. Рассказы о войне, о жизни советских
людей.
3. 4.Пьесы для постановки: «Бедный рыцарь». С. Кубаева и С. Белова;
«Котик – Наоборотик». А. Тареев; «Исчезновение принцессы Фефѐлы –
17

3». И. Титова. А. Староторжский; «Красная Шапочка, Томагочи и
Серый Волк». Супонин; «Золотой цыпленок». Супонин; «Игра в
фанты». Н. Коляда; «В поиске друга». М. Давыдова. «Крах Черного
рыцаря» М. Давыдова.
Учебные пособия и литература по предмету «Сценическое мастерство
актера»:
1. Н. Акимов «Театральное наследие». М. « Искусство», 1978.
2. Л. Новицкая «Тренинг и мурштра». М. «Советская Россия»,1969.
3. Б. Захава «Мастерство актера и режиссера» М. «Искусство»,1969.
4. З. Я. Корогодский «Начало». М. «Советская Россия»,1975.
5. З. Я. Корогодский «Играй театр». М. «Советская Россия»,1975.
6. З. Я. Корогодский «Этюд и школа». М. «Советская Россия»,1975.
7. В. Немирович –
«Искусство»,1973.

Данченко

«О

творчестве

актера».

М.

8. О. Ремез «Искусство делать искусство». М. «Искусство»,1974.
9. М. Чехов «Литературное наследие» в 2 – х томах. М. «Искусство»
,1995.
10. Е. Вахтангов «Записки, статьи, письма». М. «Искусство»,1939.
11. К.С. Станиславский . Полное издание сочинений(8 т.)
12. 12. Н.Горчаков «Режиссерские уроки
К.
Станиславского». М. «Искусство»,1952.

С.

Учебные пособия и литература по предмету «История театра»:
1. Ю. Алянский. «Азбука литературы». Л. Детская литература, 1990.
2. Энциклопедия для детей. «Искусство» том 7, часть 3. Издат.
«Аванта»,2001.
3. А. Кузьмин. «У истоков русского театра». М. «Просвещение»,1984.
4. В. Федорова. «Русский театр 19 века». М. «Знание»,1983.
5. А. Некрылова. «Русские народные городские праздники, увеселения и
зрелища». Л. «Искусство», 1988.
6. С. Никулин. «Русская драматургия начала 20 века».
7. Н. Акимов. «Театральное
«Искусство».1978.

наследие»

Рекомендованная литература для педагога
18

в

2

–

х

томах.

М.

1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для
постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.
2. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005
3. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и
реализации замысла школьного урока: Учебное пособие для студентов
пединститутов, учителей лицеев, колледжей, гимназий и средних школ. М.,АО «Аспект Пресс», 1993.
4. Кошелев В.А. Об одном театре – и не только о нем./ Литература в школе,
1991,№3.
5. Маранцман В.Г. Театр и школа. /Литература в школе, 1991, №1
6. Рылеева Е.В. Вместе веселее! – Игры и рабочие материалы – М.:
ЛИНКАПРЕСС.- 2000.
7. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., Худож. лит., 1938.
8. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей
детских театральных коллективов. Под ред. Никитиной А.Б. – М., Гуманит.
издат. центр ВЛАДОС,2000.
9. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности :
Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
10. Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов.
- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Рекомендованная литература для родителей
1. Злотников В.С. Создаем школьный театр. http://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/15/15
2. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.:
Школьная пресса.. – 2000. 3. Речицкая Е.Г. Развитие творческого
воображения младших школьников. - М., Владос, 2002.
4. Субботина Л.Ю.Детские фантазии: Развитие воображения у детей. –
Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
Рекомендованная литература для детей
19

1. Аксенова М.; Володин В. А. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство.
Часть 3. Музыка. Театр. Кино. – М., Мир энциклопедий Аванта+; Астрель,
2008.
2. Рылеева Е.В. Вместе веселее! – Игры и рабочие материалы – М.: ЛИНКАПРЕСС.-2000

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».