МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15»
ОБСУДИЛИ
На педагогическом совете
протокол №____ от _______
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «СОШ № 15»
_____________ Г.П. Логинова
Приказ от __________ № ____
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ГОТОВИМСЯ СТАТЬ СЕРТИФИЦИРОВАННЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ ПО MS
EXCEL»
(возраст обучающихся – от 14 до 17 лет)
Срок обучения 1 год
Составитель: Н.В. Карпачева
учитель информатики
г. Североуральск
2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
общеразвивающая
программа
«Готовимся
стать
сертифицированным специалистом по MS Excel» для обучающихся 9 класса разработана
на основе авторской программы «Готовимся стать сертифицированным специалистом по
MS Excel» О.Б. Богомолова (Элективный курс. Информатика. Учебное пособие.
Готовимся стать сертифицированным специалистом по MS Excel О.Б. Богомолова, М.:
«Бином. Лаборатория знаний», 2010 г), допущенной Министерством образования и науки
РФ, в соответствии с ФКГОС 2004г., ООП СОО и дополнительной общеразвивающей
программой МАОУ «СОШ № 15» на 2021-2022 учебный год.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской
программой в содержание и распределение часов в данной рабочей программе изменения
не вносились.
Психолого-педагогические особенности обучающихся данного класса обусловлены
следующим:
старший школьный возраст главным образом связан с задачами первого периода
юношеского возраста - постановка жизненных целей.
ведущей деятельностью данного периода жизни человека является
самоопределение как практика становления, связанная с конструированием возможных
образов будущего, проектированием и планированием в нем своей индивидуальной
траектории (своего пути).
развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося,
направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает
формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и
личностного смысла учения.
процессы самоопределения реализуются через осуществление набора проб и
приобретение опыта подготовки к принятию решений о мере, содержании и способе
своего участия в образовательных и социальных практиках, которые могут выражаться в
разных формах.
Процессы самоопределения реализуются через осуществление набора проб и
приобретение опыта подготовки к принятию решений о мере, содержании и способе
своего участия в образовательных и социальных практиках, которые могут выражаться в
разных формах. В качестве таких форм для юношества выступают:
1. внутренний мир и самопознание;
2. любовь и семья;
3. ценности и товарищество;
4. интересы и профессия;
5. мораль и общественная позиция.
В данном классе прослеживается достаточная мотивация к изучению предмета,
поэтому необходимо осваивать более продуктивные приемы работы с учебным
материалом, создать условия для индивидуальной работы обучающихся.
Данный курс поможет учащимся получить признание своего профессионального
уровня владения современными средствами информационных и коммуникационных
технологий и, соответственно, оказаться «на гребне волны» в современном
информационном обществе. Кроме того, поскольку в связи с возрастающей конкуренцией
на рынке образовательных услуг все большее количество образовательных учреждений
заинтересовано
в
независимой
оценке
качества
обучения,
сертификация Microsoft Office Specialist (MOS) позволит школам готовить будущих
пользователей к грамотному применению современных информационных технологий.
Направленность программы
«Готовимся стать сертифицированным специалистом MS Excel» является
программой общеинтеллектуальной направленности.
Актуальность программы
Программа позволит подготовить школьников к сдаче сертификационного
экзамена по владению программой Microsoft Excel – одной из наиболее популярных
систем обработки электронных таблиц. Представленные в этом курсе материалы и
практические задания расширяют рамки общеобразовательного предмета «Информатика».
Структура программы соответствует перечню тем сертификационного экзамена.
Каждая тема предваряется списком вопросов на повторение, позволяющих
актуализировать уже имеющиеся знания школьников (из базового курса информатики
либо полученных при изучении предыдущих тем данного курса); далее следует описание
выполнения практических заданий по изучаемой теме и список контрольных вопросов,
позволяющих ученику (либо учителю) провести самоконтроль (либо текущий контроль)
полученных знаний.
Цели и задачи изучения программы
Целью данной программы является получение учащимися практического опыта
решения профессионально-ориентированных задач с помощью специальных
возможностей электронных таблиц MS Excel.
Для этого необходимо решить следующие учебные задачи:
Закрепить теоретические знания при изучении MS Excel;
Показать возможность эффективного использования информационных технологий
в экономике;
Научить обучающихся использовать MS Excel для работы с экономической
информацией;
Развить умения рационально применять возможности MS Excel;
Выработать практические навыки расчетов с помощью MS Excel;
Продемонстрировать анализ полученных с помощью MS Excel результатов.
Общая характеристика дополнительной общеразвивающей программы
Современное обучение должно обеспечивать социальную адаптацию обучающихся
к нынешним социально-экономическим условиям, дать определенные знания, умения и
навыки для реализации профессиональной деятельности, предоставить возможность
развить свои способности в том направлении, к которому они имеют большую
склонность. Современный выпускник школы должен обладать культурой мышления,
достаточной для продолжения обучения в высшем учебном заведении выбранного
направления и уметь применять полученные им знания для решения задач, возникающих
в его будущей профессиональной деятельности. Кроме того, необходимо, чтобы у
старшеклассника появился опыт реальной деятельности в рамках наиболее общих
профессиональных направлений так, чтобы он смог примерить на себя и социальную
роль.
Общеизвестно, что желающие получить престижную, высокооплачиваемую и
вместе с тем интересную работу в сфере информационной индустрии должны не только
обладать всеми необходимыми для этого знаниями, но и иметь возможность
документально подтвердить наличие этих знаний при приеме на работу. И если несколько
десятков лет назад достаточным документальным подтверждением уровня знаний
специалиста были школьный аттестат и вузовский диплом, то сегодня, с появлением
высокоспециализированных программных пакетов, предназначенных для различных
областей применения, претенденту на рабочее место важно обладать сертификатом
специалиста по этим пакетам и отдельным программным средствам одной из признанных
на мировом уровне систем профессиональной сертификации.
В отношении применения программных приложений, созданных компанией
Microsoft, одной из основных систем сертификации является Microsoft Office Specialist
(MOS), поскольку наиболее полно оценить знание программного продукта и умение
применять его на практике может именно разработчик этого программного продукта.
Сертификаты Microsoft Office Specialist имеют широкое признание во всем мире и
подтверждают высокий уровень владения программным обеспечением офисной серии,
используемым практически во всех областях науки и производства, а значит, могут
повысить конкурентоспособность своего владельца при соискании практически любой
должности в соответствующих профессиональных областях.
Не следует, однако, считать, что подобная сертификация доступна лишь
профессиональным пользователям или слушателям специализированных коммерческих
курсов подготовки. На самом деле подготовиться к сдаче сертификационного экзамена
может любой школьник (при наличии у него желания и стремления к изучению
информатики и ИКТ) под руководством учителя, например, в рамках профильного
элективного курса или дополнительной общеразвивающей программы.
Предлагаемый курс позволит учителям подготовить школьников к сдаче
сертификационного экзамена по владению программой Microsoft Excel версии 2003-2010
– одной из наиболее популярных систем обработки электронных таблиц. Представленные
в этом курсе материалы и практические задания расширяют рамки общеобразовательного
предмета «Информатика и ИКТ» и основываются на знаниях, умениях и навыках, полученных школьниками в ходе изучения этого базового предмета.
Структура предлагаемого элективного курса соответствует перечню тем
сертификационного экзамена. Каждая тема предваряется списком вопросов на
повторение, позволяющих актуализировать уже имеющиеся знания школьников (из
базового курса информатики либо полученных при изучении предыдущих тем данного
курса); далее следует описание выполнения практических заданий по изучаемой теме и
список контрольных вопросов, позволяющих ученику (либо учителю) провести самоконтроль (либо текущий контроль) полученных знаний.
Сроки изучения программы
Общий объем учебного времени, на который рассчитана программа, составляет 36
часов. (1 час в неделю в течении 1 учебного года)
Данный курс составлен на основе авторской программы Богомоловой Ольги
Борисовны, доктора педагогических наук, автора серии практикумов по информатике для
учащихся средней общеобразовательной школы и методических пособий, учителя
информатики, методиста по информатике и ИКТ издательства «БИНОМ. Лаборатория
знаний». Базируется на программе по информатике для средней общеобразовательной
школы и предполагает повышение уровня образования за счёт углубленного изучения
материала по информационным технологиям, изучаемым в общеобразовательной школе.
Формы организации:
Обучение строится с использованием следующих форм занятий:
Лекция. На лекции излагается минимально необходимый объем информации из
рассматриваемой предметной области: ключевые теоретические вопросы, информация об
используемых программных средствах, основные технологии решения. В поддержку
лекционного курса учащимся предлагаются тематические презентации. В каждое
лекционное занятие включается повторение пройденного материала.
Практическое занятие. При проведении практических занятий используются
развивающие упражнения, представляющие алгоритмические предписания для решения
конкретной задачи. Логическая последовательность упражнений позволяет более
индивидуализировать процесс обучения и обеспечивает приобретение учащимися
необходимых умений и навыков.
Проверка знаний. Осуществляется в виде выполнения практических работ при
изучении каждой темы. Предусмотрено итоговый тест и итоговое практическое задание.
Описание ценностных ориентиров содержания программы:
В процессе реализации программы у обучающихся формируется следующая
система ценностей:
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и
самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой
деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и
поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в
обществе.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни,
состояния нормального человеческого существования. Уважение к труду, творчество и
созидание, целеустремлённость и настойчивость.
Ценность науки – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Кол-во часов
Теория
Практика
14
13
№
Название разделов
1
Работа с электронной
таблицей MS Excel
27
2
Работа с массивами
данных
Итого
9
4
5
36
18
18
Всего
Задачи, решаемые учащимися в разных видах деятельности
Освоить стартовые формы университетского образования и связанные с этим
способы личностной организации.
Выработать приемы и методы организации индивидуальной учебной деятельности.
Овладеть приемами систематизации, типологизации и классификации знаний.
Выделить сферу своих интересов в связи с современными экономическими,
политическими, социальными и научными проблемами. Освоить экспериментальные и
поисковые формы организации деятельности.
Овладеть стартовыми методиками организации коллектива.
Сформировать стартовые представления о сфере своих профессиональных
интересов
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Работа с электронной таблицей MS Excel
Меню. Панель быстрого доступа. Шаблоны, применение шаблона по умолчанию.
Структура данных в таблицах. Форматы данных. Вывод страницы на печать: задание
полей, масштабирование, выбор ориентации, сокрытие объектов перед печатью, создание
представлений: колонтитулы, сквозные строки (печать на каждой странице заданных
строк или столбцов). Формат по образцу.
Форматирование ячеек, объединение ячеек, поворот текста в ячейках, перемещение
данных в ячейках, создание примечаний, подбор по ширине, перенос по словам,
выравнивание. Вставка, специальная ставка. Закрепление областей листа (меню Вид).
Поворот листа (замена строк на столбцы – вставка с транспонированием). Показ формул
(Формула –> показать формулы). Форматирование ячеек по условию. Удаление правил
условного форматирования.
Формулы. Маркер заполнения (автозаполнение). Заполнение массива формулами.
Относительная и абсолютная адресация. Отображение зависимостей в формуле (ячейки).
Функции: автосумма , ввод функций вручную, настройка строки состояния для различных
вычислений.
Диаграммы. Типы диаграмм, подписи данных, область построения.
Работа с массивами данных
Сортировка, фильтрация, группировка. Множественная сортировка (начинается с
последнего столбца)
Сравнение диапазонов данных (через условное форматирование). Поиск
одинаковых записей в таблице.
Текстовые функции: разделение строки по столбцам (данные – текст по столбцам).
Проверка данных (данные – работа с данными)
Структурирование рабочих листов.
Связывание и консолидация данных. Связывание: формулы, содержащие внешние
ссылки; специальная вставка (вставить связь); обновление связей, изменение ссылки,
разрыв связей. Консолидация рабочих листов: консолидация через специальную ставку
(значения-сложить); использование команды Консолидация (данные - консолидация);
обновление консолидированных данных (например, при добавлении строк)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностное развитие
Изучение курса «ПК: настройка и техническая поддержка» дает возможность
учащимся достичь следующих результатов развития:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию приводить примеры и
контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта;
представление об информатике как сфере человеческой деятельности, об этапах
развития компьютерной техники, о необходимости и значимости технической поддержки
компьютера;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
поставленных задач;
умение контролировать процесс и результат учебной деятельности.
Формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности
Познавательная деятельность
Обучающийся научится:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности. Исследовать
несложные практические ситуации, выдвигать предположения, понимать необходимость
их проверки на практике. Использовать практические и лабораторные работы, несложные
эксперименты для доказательства выдвигаемых предположений; описывать результаты
этих работ;
использовать под руководством учителя для познания окружающего мира метод
наблюдение;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
осуществлять сравнение, сопоставление;
строить логическое рассуждение;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования;
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в
условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем;
видеть необходимую задачу в контексте проблемной ситуации в других
дисциплинах, в окружающей жизни;
понимать и использовать технические и программные средства для интерпретации,
аргументации;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их
проверки;
применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные
стратегии решения задач;
понимать сущности алгоритмических предписаний и уметь действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения
учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера.
Информационно-коммуникативная деятельность
Обучающийся научится:
адекватно воспринимать устную речь и передавать содержание прослушанного
текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
осознанно бегло читать тексты различных стилей и жанров, проводить
информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения
(ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
владеть монологической и диалогической речью, строить монологическое
контекстное высказывание; вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать
точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);
владеть устной и письменной речью; создавать письменные высказывания,
адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью
свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять планы;
приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в
устной или письменной форме результаты своей деятельности;
адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач; выбирать и использовать выразительные средства языка и
знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с
коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей;
использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные
источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие
базы данных.
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения.
Обучающийся получит возможность научиться:
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое
лидерство);
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;
Рефлексивная деятельность
Обучающийся научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической
задачи в познавательную;
самостоятельно организовывать учебную деятельность (постановка цели,
планирование.).
оценивать свои учебные достижения, поведение.
соблюдать нормы поведения в окружающей среде
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Обращение с устройствами ИКТ
Обучающийся научится:
осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети
Интернет;
входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через
Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты.
Коммуникация и социальное взаимодействие
Обучающийся научится:
использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве
образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение
комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
Поиск и организация хранения информации
Обучающийся научится:
использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые
сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в
информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для
поиска необходимых книг;
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Обучающийся получит возможность научиться:
планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя
методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые
средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
Формирование читательской компетентности, умений и навыков работы с
текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и
общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт;
объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать
соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом,
объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять
его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом
тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного
и критического понимания текста:
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный
момент информацию;
понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;
проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации:
формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в
частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к
другому;
интерпретировать текст:
сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного
характера;
обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
откликаться на содержание текста:
связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других
источников;
оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о
мире;
находить доводы в защиту своей точки зрения;
откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его
форму, а в целом — мастерство его исполнения;
РЕЗУЛЬТАТЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ
Обучающийся научится:
разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели;
проводить эксперименты и статистическую обработку данных с помощью
компьютера;
понимать основные принципы устройства и функционирования современных
стационарных и мобильных компьютеров;
использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с
использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение
диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов;
построение графиков и диаграмм;
владеть основными сведениями о табличных (реляционных) базах данных, их
структуре, средствах создания и работы, в том числе выполнять отбор строк таблицы,
удовлетворяющих определенному условию; описывать базы данных и средства доступа к
ним;
проектировать собственное автоматизированное место;
следовать основам безопасной и экономичной работы с компьютерами и
мобильными устройствами;
соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным
компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Знать:
Что такое ЭТ, основные информационные единицы, интерфейс ЭТ;
Типы стилистического оформления, работу с ячейками и диапазонами;
Математические и тригонометрические функции;
Статистические и финансовые функции;
Текстовые и логические функции, функции даты и времени;
Графические возможности MS Excel и графический способ прогнозирования;
Уметь:
Запускать MS Excel, работать с листами, строками и столбцами;
Вводить, редактировать и просматривать данные, работать с ячейками и
диапазонами;
Использовать математические, тригонометрические, статистические и финансовые,
текстовые, логические, функции даты и времени, при решении задач;
Осуществлять сортировку, фильтрацию, подведение итогов и сводные отчеты в
базах данных, организованных на основе списков в MS Ecxel;
Подбирать вид графического отображения экономической информации в
зависимости от ее характера;
Применять полученные знания при построении и модификации диаграмм;
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно
использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.
Зачетная работа (устный или письменный ответ)
«Зачёт» - полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала,
правильным использованием терминов. Ответ излагается последовательно, с
использованием своих примеров. Обучающийся сравнивает материал с предыдущим.
Самостоятельно может вывести теоретические положения на основе фактов, наблюдений,
опытов. Сравнивает различные теории и высказывает по ним свою точку зрения с
приведением аргументов. Или при ответе неполно раскрыто содержание материала, но
показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для
дальнейшего усвоения программного материала. Имеются ошибки в определении
понятий, использовании терминов, которые исправляются при наводящих вопросах
учителя.
«Незачёт» - знания отрывочные несистемные, допускаются грубые ошибки.
Недостаточные знания не позволяют понять материал или отказ от ответа.
Тестовое задание.
«Зачёт» - если выполнено от 50 до 100 % работы.
«Незачёт» - если работа выполнена менее чем на 50 %.
Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого
раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку
«портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс
заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата,
творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.
.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
1. Учебно-методический комплект
Учебное пособие О.Б. Богомолова. «Готовимся стать сертифицированным
специалистом MS Excel» – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2010 г.
2. Технические средства обучения:
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и
картинок;
мультимедийный проектор;
экспозиционный экран;
персональный компьютер для учителя (1 шт.);
персональный компьютер для обучающихся (10 шт.)
сканер;
принтер лазерный;
фотокамера цифровая;
3. Экранно-звуковые пособия:
видеофильмы по тематике программы;
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие
тематике программы.
4. Оборудование класса:
ученические двухместные столы с комплектом стульев;
стол учительский с тумбой;
шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература, использованная при подготовке программы
Элективный курс «Готовимся стать сертифицированным специалистом
по MS Excel» Учебное пособие, М.: Издательство «Бином» Лаборатория знаний, 2010 год.
Информатика. Задачник практикум под редакцией Семакина И., Хеннера Е. В 2
томах. – М: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
Литература, рекомендованная для обучающихся
Информатика. Задачник – практикум под редакцией Семакина И., Хеннера Е. В 2
томах. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
Карпов Б. Microsoft MS Excel 2000: Справочник, 2-е издание. - СПб.: Питер, 2001.
Информатика: Базовый курс / С.В. Симонович [и др]. – СПб.: Питер, 2002. –
640с.:ил.
Интернет-ресурсы
http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный
центр
информационных
образовательных ресурсов (ОМC)
http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
http://school-collection.edu.ru Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Тема занятия
Входное тестирование
Урок 1. Запуск Excel. создание и
открытие рабочей книги
Урок 2. Работа с листами, строками и
столбцами
Урок 3. Ввод, редактирование и
просмотр данных
Урок 4. Типы стилистического
оформления
Урок 5. Работа с ячейками и
диапазонами
Урок 6. Создание и использование
формул
Урок 7. Ссылки на рабочем листе и за
его пределами
Урок 8. Математические и
тригонометрические функции
Урок 9. Статистические и финансовые
функции
Урок 10. Текстовые и логические
функции, функции даты и времени
Урок 11. Печать результатов работы
Урок 12. Построение диаграмм
Урок 13. Модификация диаграмм
Урок 14. Настройка панелей
инструментов и меню
Урок 15. Сортировка и фильтрация
данных
Урок 16. Excel и Интернет
Урок 17. Связывание и консолидация
данных
Итоговый тест
Итоговое практическое задание
Резерв. Разбор задач Единого
государственного экзамена
ИТОГО
Отведённое время, ч.
теория
1
0,5
практика
0,5
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
-
19
17
36
Сроки
реализации