Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ЮИДД

Логинова Подписано
цифровой
Логинова
Галина подписью:
Галина Петровна
Дата: 2022.02.17
Петровна 11:53:36 +05'00'

1

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик программы»

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель и задачи программы

5

1.3. Содержание общеразвивающей программы

6

1.4. Планируемые результаты

9

Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

11

2.1. Условия реализации программы

11

2.2. Формы аттестации, оценочные материалы

12

2.3. Список литературы

13

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
2

1.1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Юные инспекторы
дорожного движения» относится к социально-гуманитарной направленности,
учебно-познавательная.
Нормативные
документы
для
разработки
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
• Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 09.11.2018 № 196;
• Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
• Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» вместе
с «Методическими рекомендациями по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, образовательных программ среднего профессионального
образования и дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий»;
• Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
28.06.2019 № МР-81/02вц «О направлении методических рекомендаций»
вместе с «Методическими рекомендациями для субъектов Российской
Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме»;
• Устав МАОУ «СОШ № 15».
Актуальность данной программы заключается в том, что она
определяется социальным заказом, программа ориентирована на решение
наиболее значимых проблем дополнительного образования детей.
Необходимо с начальной школы сформировать у детей навыки безопасного
поведения на дороге и воспитать законопослушного гражданина общества.
Это может гарантировать в дальнейшем, что уже взрослые ученики будут
придерживаться данных правил как пешеходы и как водители автомобиля и
научат им своих детей.
Адресат программы. Данная программа рассчитана на возраст
учащихся 7-11 лет. Учебная группа формируется из учащихся
3

предпочтительно одной возрастной группы, но возможен разновозрастной
состав. Лица без ОВЗ. Рекомендуемое количество детей в группе – 15-20
человек.
Режим занятий. Занятия проводятся по 1 академическому часу 1 раз в
неделю.
Объем. Программа рассчитана на 1 учебный год. Количество часов в
неделю – 1 час, в год 34 часа.
Срок освоения. Период освоения программы определяется ее
содержанием и рассчитан на 1 год, 34 недели.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуальногрупповая, групповая.
Виды занятий: лекции, практические занятия, мастер-классы,
экскурсии, тематические и игровые мероприятия, тематические занятия с
обсуждением ситуаций, наблюдения, использование компьютерных
программ, просмотр видеофильмов, выступления агитбригады, различные
виды игр, конкурсы, эстафеты, диалоги, беседы, соревнования.
Формы подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: беседы, семинары, творческие отчеты,
практическое занятие, участие в соревнованиях.

1.2. Цель и задачи программы
4

Цель программы: формирование у учащихся культуры поведения на
дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, бережного
отношения к своей жизни и к жизни окружающих.
Задачи программы:
Обучающие:
- Научить основным правилам дорожного движения;
- Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному
поведению на улицах и дорогах;
- Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные
знания по данному вопросу;
- Сформировать умение применять на практике полученные знания,
обеспечив тем свою собственную безопасность.
Развивающие:
- Развивать мотивацию к безопасному поведению;
- Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной
ситуации;
- Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность,
активность, аккуратность.
Воспитательные:
- Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного
движения;
- Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного
движения.

5

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№

Название темы

1

Понятие об участниках
дорожного движения
Элементы улиц и дорог.
Изучение действий
участников
дорожного
движения.
Правила
безопасного
поведения на дорогах и
улицах.
Правила для пешеходов и
водителей транспортных
средств.
Правила
дорожного
движения.
Общие
положения.
Освоение
навыков
безопасного
движения
пешехода
и
велосипедиста.
Правила
дорожного
движения для пешеходов.
Правила
дорожного
движения для пассажиров.
Правила
дорожного
движения
для
велосипедистов.
Подготовка к походу на
велосипеде.

2

1

1

1
1

1
0

0
1

4

2

2

2

1

1

Семинар

2

1

1

Практическая
работа.
Викторна.

8

4

4

2

1

1

Беседа

2

1

1

Беседа

2

1

1

Беседа

2

1

1

Практическая
работа.
Велосипедный
поход.
Творческая
работа «Мой
друг –
велосипед»

Освоение
приемов
профилактических
и
ремонтных
работ
велосипеда

6

2

4

1.1
1.2

2

2.1

2.2

3

3.1
3.2
3.3

3.4.

4

Всего Количество часов
часов Теория Практика

6

Формы
аттестации/
контроля
Беседа
Практическая
работа

4.1 Особенности устройства
велосипеда.
4.2 Особенности
маневрирования
на
велосипеде
4.3 Освоение
приемов
профилактических
и
ремонтных
работ
велосипеда.
5 Основы оказания первой
медицинской
доврачебной помощи
5.1 Состав
и
назначение
автоаптечки.
5.2 Классификация
возможных травм и первая
доврачебная
помощь
пострадавшим в ДТП.
5.3 Оказание первой помощи
пострадавшему.

1

1

0

беседа

4

1

2

Практическая
работа

3

0

2

Практическая
работа

4

2

2

1

1

0

Беседа

2

1

1

Семинар

1

0

1

Практическая
работа. Игра
«Аукцион
знаний».

Фигурное
вождение
велосипеда
Технические требования,
предъявляемые
к
велосипеду.
Тренировочные занятия по
фигурному катанию на
велосипеде.
Традиционно-массовые
мероприятия
Подготовка выступления
агитотряда, конкурсов.
Игра-соревнование
по
Правилам
дорожного
движения
«Безопасное
колесо».
Итоговое
занятие.
Выступление
агитбригады.
итого

3

1

2

1

1

0

Презентация
памятки

2

0

2

Соревнования

7

0

7

3

0

3

2

0

2

Выступление
отряда ЮИД

2

0

2

Выступление
отряда ЮИД

6
6.1

6.2

7
7.1
7.2

7.3

34

Содержание учебного плана
7

1. Понятие об участниках дорожного движения.
Теория:
1 . 1 . Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные
знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения.
1.2. Действия участников дорожного движения по знакам, определяющий
переход дороги: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Место
остановки автобуса».
Практика: Изучение действий участников дорожного движения
по конкретным дорожным знакам в поселке. Целевая прогулка «Места
предназначенные для движения пешеходов».
2. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах.
Теория:
2.1. Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания
разных транспортных средств.
Правила для пешеходов и водителей транспортных средств.
Разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях.
Перекресток – место пересечения, примыкания или разветвления дорог.
Виды перекрестков и правила разъезда на них. Ответственность за
нарушение правил.
2.2. Правила дорожного движения. Общие положения.
Регулируемые перекресток. Светофор. Разбор действий пешеходов и
велосипедистов в дорожных ситуациях; запрещающий знак; движение на
велосипеде запрещено. Предписывающий знак «Велосипедная дорожка».
Практика: Разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных
дорожных ситуациях. Работа с карточками – тренажёрами. Викторина «В
гостях у сфетофорчика».
3. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста.
Теория:
3.1. Правила дорожного движения для пешеходов.
Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных
перекрестках.
3.2. Правила дорожного движения для пассажиров.
3.3. Правила движения для велосипедистов. Краткие сведения об истории
создания велосипеда. Правила эксплуатации велосипеда. Технический осмотр
велосипеда перед выездом. Экипировка.
3.4. Порядок движения группы велосипедистов.
Практика: Подготовка велосипеда к походу. Разбор дорожной обстановки
на маршруте, определение опасных для движения мест.
Велосипедный поход. Творческая работа «Мой друг – велосипед».
4. Освоение приемов профилактических и ремонтных работ велосипеда
8

Теория:
4.1. Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей
велосипеда. Физические основы устойчивости двухколесного велосипеда.
4.2. Особенности маневрирования на велосипеде в условиях площадки для
фигурного вождения велосипеда. Освоение приемов безопасного падения.
4.3. Практика: Освоение приемов профилактических и ремонтных работ
велосипеда.
5. Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.
Теория:
5.1. Состав и назначение автоаптечки.
5.2. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь
пострадавшим в ДТП. Обработка ран и способы остановки кровотечения.
Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила
транспортировки пострадавших.
Практика:
5.3. Отработка различных приемов оказания первой доврачебной помощи
пострадавшему. Правила транспортировки пострадавших. Игра «Аукцион
знаний».
6. Фигурное вождение велосипеда
Теория:
6.1. Технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка.
Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов
велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные
требования к движению велосипедистов. Правила проезда велосипедистами
нерегулируемых перекрестков. Правила проезда велосипедистами
пешеходного перехода.
Практика:
6.2. Тренировочные занятия по фигурному вождению (на площадке)
Составление памятки «Юному велосипедисту». Прохождение отдельных
препятствий на велосипеде. Фигурное вождение велосипеда. Препятствия
(прохождение трассы). Соревнование.
7. Традиционно-массовые мероприятия
Теория:
7.1. Организация смотров, викторин и соревнований по правилам
безопасного дорожного движения. Подготовка конкурса эрудитов по
истории транспортных средств и на знание правил дорожного движения.
Подготовка соревнований «Безопасное колесо». Подготовка выступлений
агидбригады ЮИД
Практика:
7.2. Проведение смотров, викторин, конкурса эрудитов,
соревнований «Безопасное колесо» и т.п. Выступление агидбригады ЮИД.
Участие в муниципальном конкурсе «Безопасное колесо».
9

1.4. Планируемые результаты
Метапредметными
результатами
изучения
курса
является
формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
• обучающиеся научатся понимать и принимать учебную задачу,
сформулированную учителем;
• обучающиеся научатся осуществлять контроль, коррекцию и оценку
результатов своей деятельности
Познавательные УУД:
• обучающиеся научатся проводить сравнение и классификацию
объектов;
• обучающиеся научатся понимать и применять полученную
информацию при выполнении заданий;
• обучающиеся научатся проявлять индивидуальные творческие
способности.
Коммуникативные УУД:
• обучающиеся научатся работать в группе, учитывать мнение
партнёров, отличные от собственных;
• обучающиеся научатся обращаться за помощью;
• обучающиеся научатся предлагать помощь и сотрудничество;
• обучающиеся научатся слушать собеседника;
• обучающиеся научатся формулировать свои затруднения;
• обучающиеся научатся формулировать собственное мнение и
позицию;
• обучающиеся научатся договариваться и приходить к общему
решению;
• обучающиеся научатся осуществлять самоконтроль и взаимный
контроль;
Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
• оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с
точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
• объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих
нравственных ценностей;
• в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного
движения, делать выбор, как поступить;
• осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к
личной безопасности и безопасности окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся знают:
- правила движения на проезжей части;
- сигналы светофора;
- значения важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки
10

проезжей части
Учащиеся умеют:
- пользоваться общественным транспортом;
- характеризовать слова «опасность», «опасный», ориентироваться в
окружающей среде,
- объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный
и невнимательный»,
- предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в
окружающей среде;
- выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в
них;
- представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос
«что будет, если …»;
- осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в
неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).
- объяснять значение правил дорожного движения;
- группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие,
запрещающие,
предписывающие,
информационные,
знаки
особых
предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;
- соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге;
находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные
ситуации дорожного движения;
- анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути
транспорта при разных дорожных условиях;
- выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых
и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);
- проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами;
разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать
особенности их поведения в зависимости от ситуации;
- анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать
их причины, определять пути исправления.
- выработать навыки по оказанию первой медицинской помощи.

11

Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Условия реализации программы

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Материально-техническое обеспечение
Компьютер
Мультимедийный проектор
Магнитная доска, набор магнитов
Фотоаппарат
Плакаты по правилам дорожного движения; видеоматериалы
Набор дорожных знаков
Интерактивная доска
Аптечка медицинская
Самокат
Модели для оказания первой доврачебной помощи (кабинет центра
образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
Кадровое обеспечение программы

Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного
образования, имеющим высшее или среднее профессиональное образование,
обладающим профессиональными. Педагогу необходимо знать специфику
дополнительного образования, иметь практический опыт в сфере
организации интерактивной деятельности детей.
Методические материалы
Презентации, тематические карточки, обучающие карточки,
раздаточный материал «Правила дорожного движения». Аптечка для
оказания первой медицинской помощи. Тренировочные билеты по ПДД.
Методы, используемые при реализации программы:
в обучении - практический (практическая работа в библиотеках,
практическая работа при оказании первой медицинской помощи, вождение
велосипеда); наглядный (изучение правил дорожного движения,
демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи,
аптечки…); словесный (как ведущий-инструктаж, беседы, разъяснения);
работа с книгой (чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на
вопрос); видеометод (просмотр, обучение);

в воспитании – методы формирования сознания личности,
направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ,
дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и
формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация,


12

приучение, упражнения); методы стимулирования
деятельности (соревнования, поощрения).

поведения

и

В практической работе по реализации программы можно использовать
следующие формы деятельности:
Создание ситуации выбора (разбор дорожно-транспортных
происшествий);

Уроки творчества (составление викторин, сочинение писем водителю,
стихотворений по правилам дорожного движения, рисование рисунков,
плакатов, выступление
с агитбригадами);

Соревнования, состязания (по вождению велосипеда, по оказанию
первой медицинской помощи пострадавшему в дорожно-транспортных
происшествиях);

Час вопросов и ответов (встречи с инспектором ГИБДД, медсестрой,
работа
в группах);

Викторины, конкурсы, кроссворды;

Игра «Да – нет» (при проверке знаний по правилам дорожного
движения);

Проведение «минуток» по профилактике несчастных случаев на дороге
в группе,
в своих классах;

Составление схемы «Безопасный маршрут Дом – школа – дом»;

Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов,
викторин по правилам дорожного движения.


2.2. Формы аттестации, оценочные материалы
Цель проведения контроля:
- Выявление уровня развития способностей и личностных качеств детей
и их соответствие прогнозируемым результатам дополнительной
общеобразовательной программы.
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики.
Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного
материала, степень сформированности умений осваивать новые виды
деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и
социального развития ребёнка.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения,
позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём
протяжении ее реализации. Это дает возможность отслеживать динамику
роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его
индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог
вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
13

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся: повседневное
наблюдение за работой учащихся, устный опрос по пройденной теме,
анкетирование, беседа, семинар, результаты выполнения практической
работы, презентация творческих работ, соревнования.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения
поставленных задач. Способом проверки результата обучения являются
повседневное систематическое наблюдение за учащимися и собеседование.
Подведение итогов осуществляется путём соревнований, проводимых
по специальному плану на основе положения о Российском смотре
«Безопасное колесо». Критериями выполнения программы служат:
активность участия детей в мероприятиях по пропаганде, в конкурсах, в
творческих мероприятиях, в проявление самостоятельности, в применении
полученных знаний на практике.
2.3. Список литературы
1.Правила дорожного движения Российской Федерации (последняя редакция).
2. Бубнов В.Г. Основы медицинских знаний. - Москва, 2000.
3. Головко В.В. Основы безопасности дорожного движения. – М., 2007
4. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. – М., 2008
5. Куперман А.И. Безопасность дорожного движения. – М.,2007.
Цифровые ресурсы:
CD диск «Правила дорожного движения для школьников» Тесты.
Список литературы для учащихся:
1. Жульнев Н.Я. Правила дорожного движения для начинающих 2016 (со всеми
изменениями) / Н.Я. Жульнев – М.: Эксмо, 2016
2. Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для средн. И ст. возраста:
Кн. для дошкольников, воспитателей д/сада и родителей. / К.Ю. Белая, В.Н.
Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. - М.: Просвещение, 2005.
3. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет /
Т.А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2015

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».