УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ СЕВЕРОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Готовимся стать сертифицированным специалистом по MS Excel»
Возраст обучающихся: 14-15 лет
Срок реализации: 1 года
Составитель:
Карпачева Наталья Викторовна
учитель информатики
г. Североуральск
2025 г.
Содержание
1. «Комплекс основных характеристик программы»
3
1.1. Пояснительная записка
3
1.2. Цель и задачи программы
5
1.3. Содержание общеразвивающей программы
6
1.4. Планируемые результаты
7
2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
14
2.1. Календарный учебный график
14
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации, оценочные материалы
14
15
2.4. Список литературы
23
2
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная
общеобразовательная
программа
технической
направленности «Готовимся стать сертифицированным специалистом по MS
Excel» имеет техническую направленность.
Программа разработана
документов:
на
основе
следующих
нормативных
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012
№ 273-ФЗ(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р);
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития
воспитания в РФ на период до 2025 года»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г.
№
629
«Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей в
приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и
социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844;
- Письмо Министерства образования и науки РФ N 09-3242 от 18 ноября 2015
г.
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648- 20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской
программой в содержание и распределение часов в данной рабочей программе
изменения не вносились.
3
Актуальность. Программа Готовимся стать сертифицированным
специалистом по MS Excel. составлена в соответствии с кодификатором
элементов содержания по информатике и требований к уровню подготовки
обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе.
Программа построена на принципах обобщения и систематизации учебного
материала по предмету «Информатика» и ориентирована на систематизацию
знаний и умений по информатике и информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ) для изучения задач различной сложности.
Изменения в системе оценки качества образования, связанные с
усилением коммуникативной направленности преподавания информатики,
требуют от учителя особых подходов по подготовке обучающихся.
Содержание программы направлено на систематизацию и расширение
знаний учащихся в области информатики. Учащиеся знакомятся с новыми
программами. Значительный объём учебного времени отводится на решение
тестов, практические занятия.
При проведении занятий используются различные формы обучения,
направленные на развитие способностей и самостоятельной работы учащихся.
Объяснение приёмов работы рекомендуется сопровождать демонстрацией
примеров. Индивидуальный подход к обучению реализуется методом
проектов. В ходе работы над проектом учащиеся занимаются с различными
методами, технологиями, решениями различных задач.
Учебно-методическое обеспечение занятий включает комплекс
дидактических материалов для учащихся, методические рекомендации для
педагогов по организации и проведению занятий, перечень рекомендуемой
литературы.
Для текущего контроля учащимся предлагается набор заданий,
принцип решения которых разбирается совместно с учителем.
Адресат: обучающиеся от 14 до 15 лет.
Объем и сроки освоения программы. Срок освоения программы – 1
год.
Объем учебных часов составляет –36 часов.
Для
успешной
реализации
программы
целесообразно
объединение обучающихся в учебные группы численностью 10-11
человек.
Форма обучения: Очная.
4
Особенности
организации
деятельности:
образовательной
разновозрастная группа.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу (45 минут), перерыв
10 минут.
1.2. Цель и задачи
Цели и задачи изучения программы
Целью данной программы является получение учащимися практического
опыта
решения
профессионально-ориентированных
задач
с
помощью
специальных возможностей электронных таблиц MS Excel.
Для этого необходимо решить следующие учебные задачи:
Закрепить теоретические знания при изучении MS Excel;
Показать возможность эффективного использования информационных
технологий в экономике;
Научить обучающихся использовать MS Excel для работы с экономической
информацией;
Развить умения рационально применять возможности MS Excel;
Выработать практические навыки расчетов с помощью MS Excel;
Продемонстрировать анализ полученных с помощью MS Excel результатов.
Учебный план
№
занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
Тема занятия
Входное тестирование
Урок 1. Запуск Excel. создание и
открытие рабочей книги
Урок 2. Работа с листами, строками и
столбцами
Урок 3. Ввод, редактирование и
просмотр данных
Урок 4. Типы стилистического
оформления
Урок 5. Работа с ячейками и
диапазонами
Урок 6. Создание и использование
формул
Урок 7. Ссылки на рабочем листе и за
его пределами
Отведённое время, ч.
теория
1
0,5
практика
0,5
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Сроки
реализации
5
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Урок 8. Математические и
тригонометрические функции
Урок 9. Статистические и финансовые
функции
Урок 10. Текстовые и логические
функции, функции даты и времени
Урок 11. Печать результатов работы
Урок 12. Построение диаграмм
Урок 13. Модификация диаграмм
Урок 14. Настройка панелей
инструментов и меню
Урок 15. Сортировка и фильтрация
данных
Урок 16. Excel и Интернет
Урок 17. Связывание и консолидация
данных
Итоговый тест
Итоговое практическое задание
Резерв. Разбор задач Единого
государственного экзамена
ИТОГО
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
-
19
17
36
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Работа с электронной таблицей MS Excel
Меню. Панель быстрого доступа. Шаблоны, применение шаблона по
умолчанию. Структура данных в таблицах. Форматы данных. Вывод страницы на
печать: задание полей, масштабирование, выбор ориентации, сокрытие объектов
перед печатью, создание представлений: колонтитулы, сквозные строки (печать на
каждой странице заданных строк или столбцов). Формат по образцу.
Форматирование ячеек, объединение ячеек, поворот текста в ячейках,
перемещение данных в ячейках, создание примечаний, подбор по ширине, перенос по
словам, выравнивание. Вставка, специальная ставка. Закрепление областей листа
(меню
Вид).
Поворот
транспонированием).
листа
Показ
(замена
формул
строк
(Формула
на
столбцы
–>
–
вставка
показать
с
формулы).
Форматирование ячеек по условию. Удаление правил условного форматирования.
Формулы.
Маркер
заполнения
(автозаполнение).
Заполнение
массива
формулами. Относительная и абсолютная адресация. Отображение зависимостей в
формуле (ячейки). Функции: автосумма , ввод функций вручную, настройка строки
6
состояния для различных вычислений.
Диаграммы. Типы диаграмм, подписи данных, область построения.
Работа с массивами данных
Сортировка, фильтрация, группировка. Множественная сортировка (начинается
с последнего столбца)
Сравнение диапазонов данных (через условное форматирование). Поиск
одинаковых записей в таблице.
Текстовые функции: разделение строки по столбцам (данные – текст по
столбцам).
Проверка данных (данные – работа с данными)
Структурирование рабочих листов.
Связывание и консолидация данных. Связывание: формулы, содержащие
внешние ссылки; специальная вставка (вставить связь); обновление связей,
изменение ссылки, разрыв связей. Консолидация рабочих листов: консолидация через
специальную ставку (значения-сложить); использование команды Консолидация
(данные - консолидация); обновление консолидированных данных (например, при
добавлении строк)
1.4. Планируемые результаты
Личностное развитие
Изучение курса «ПК: настройка и техническая поддержка» дает возможность
учащимся достичь следующих результатов развития:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию приводить
примеры и контрпримеры;
критичность
мышления,
умение
распознавать
логически
некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта;
представление об информатике как сфере человеческой деятельности, об этапах
развития компьютерной техники, о необходимости и значимости технической
поддержки компьютера;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
поставленных задач;
7
умение контролировать процесс и результат учебной деятельности.
Формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности
Познавательная деятельность
Обучающийся научится:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности. Исследовать
несложные
практические
ситуации,
выдвигать
предположения,
понимать
необходимость их проверки на практике. Использовать практические и лабораторные
работы, несложные эксперименты для доказательства выдвигаемых предположений;
описывать результаты этих работ;
использовать под руководством учителя для познания окружающего мира
метод наблюдение;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
осуществлять сравнение, сопоставление;
строить логическое рассуждение;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования;
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в
условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем;
видеть необходимую задачу в контексте проблемной ситуации в других
дисциплинах, в окружающей жизни;
понимать
и
использовать
технические
и
программные
средства
для
интерпретации, аргументации;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их
проверки;
применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть
различные стратегии решения задач;
8
понимать сущности алгоритмических предписаний и уметь действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения
учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение
задач исследовательского характера.
Информационно-коммуникативная деятельность
Обучающийся научится:
адекватно воспринимать устную речь и передавать содержание прослушанного
текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
осознанно бегло читать тексты различных стилей и жанров, проводить
информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения
(ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
владеть монологической и диалогической речью, строить монологическое
контекстное высказывание; вступать в речевое общение, участвовать в диалоге
(понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);
владеть устной и письменной речью; создавать письменные высказывания,
адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной
степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять планы;
приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в
устной или письменной форме результаты своей деятельности;
адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач; выбирать и использовать выразительные средства языка и
знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии
с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей;
использовать для решения познавательных и коммуникативных задач
различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернетресурсы и другие базы данных.
9
формулировать
собственное
мнение
и
позицию,
аргументировать
и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения.
Обучающийся получит возможность научиться:
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое
лидерство);
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;
Рефлексивная деятельность
Обучающийся научится:
целеполаганию,
включая
постановку
новых
целей,
преобразование
практической задачи в познавательную;
самостоятельно организовывать учебную деятельность (постановка цели,
планирование.).
оценивать свои учебные достижения, поведение.
соблюдать нормы поведения в окружающей среде
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Обращение с устройствами ИКТ
Обучающийся научится:
осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной
сети Интернет;
входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе
10
через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные
объекты.
Коммуникация и социальное взаимодействие
Обучающийся научится:
использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
осуществлять
образовательное
взаимодействие
в
информационном
пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий,
получение
комментариев,
совершенствование
своей
работы,
формирование
портфолио);
Поиск и организация хранения информации
Обучающийся научится:
использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые
сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты
поиска;
использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в
информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для
поиска необходимых книг;
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Обучающийся получит возможность научиться:
планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя
методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые
средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
Формирование читательской компетентности, умений и навыков работы с
текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
11
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и
общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой
на предыдущий опыт;
объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать
соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом,
объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами,
определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в
запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или
синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие
полного и критического понимания текста:
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный
момент информацию;
понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки,
оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы,
изображения;
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации:
формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в
частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к
другому;
интерпретировать текст:
12
сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного
характера;
обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
откликаться на содержание текста:
связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других
источников;
оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о
мире;
находить доводы в защиту своей точки зрения;
откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его
форму, а в целом — мастерство его исполнения;
Способы определения результативности программы
Обучающийся научится:
разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели;
проводить эксперименты и статистическую обработку данных с помощью
компьютера;
понимать основные принципы устройства и функционирования современных
стационарных и мобильных компьютеров;
использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с
использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение
диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов;
построение графиков и диаграмм;
владеть основными сведениями о табличных (реляционных) базах данных, их
структуре, средствах создания и работы, в том числе выполнять отбор строк таблицы,
удовлетворяющих определенному условию; описывать базы данных и средства
доступа к ним;
проектировать собственное автоматизированное место;
13
следовать основам безопасной и экономичной работы с компьютерами и
мобильными устройствами;
соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным
компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Знать:
Что такое ЭТ, основные информационные единицы, интерфейс ЭТ;
Типы стилистического оформления, работу с ячейками и диапазонами;
Математические и тригонометрические функции;
Статистические и финансовые функции;
Текстовые и логические функции, функции даты и времени;
Графические возможности MS Excel и графический способ прогнозирования;
Уметь:
Запускать MS Excel, работать с листами, строками и столбцами;
Вводить, редактировать и просматривать данные, работать с ячейками и
диапазонами;
Использовать
математические,
тригонометрические,
статистические
и
финансовые, текстовые, логические, функции даты и времени, при решении задач;
Осуществлять сортировку, фильтрацию, подведение итогов и сводные отчеты в
базах данных, организованных на основе списков в MS Ecxel;
Подбирать вид графического отображения экономической информации в
зависимости от ее характера;
Применять полученные знания при построении и модификации диаграмм;
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
№
Год
Всего
обучения учебных
недель
Количество
Объем
учебных дней
учебных
Режим работы
часов
14
1
1
36
36
36
1 раза в
неделю по 1
академическому
часу
2.2.Условия реализации программы
Необходимые ресурсы для качественной реализации программы:
материально-техническое обеспечение – помещение из расчета 2 кв.м
на 1 учащегося;
Технические средства образовательного процесса
1. Учебно-методический комплект
Учебное пособие О.Б. Богомолова. «Готовимся стать сертифицированным
специалистом MS Excel» – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2010 г.
2. Технические средства обучения:
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и
картинок;
мультимедийный проектор;
экспозиционный экран;
персональный компьютер для учителя (1 шт.);
персональный компьютер для обучающихся (10 шт.)
сканер;
принтер лазерный;
фотокамера цифровая;
3. Экранно-звуковые пособия:
видеофильмы по тематике программы;
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие
тематике программы.
4. Оборудование класса:
ученические двухместные столы с комплектом стульев;
стол учительский с тумбой;
15
шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Кадровое
обеспечение.
В
реализации
программы
участвует
педагог,
обладающий профессиональными знаниями в предметной области, знающий
специфику образовательной деятельности дополнительного образования,
имеющий практические навыки.
2.3. Формы аттестации
Способы отслеживания и контроль результатов.
Входной контроль (предварительная аттестация) – это оценка исходного
уровня знаний учащихся перед началом образовательного процесса.
Представляет собой тестирование, в ходе которого выясняется исходный
уровень знаний и умений).
Текущая аттестация – это оценка качества усвоения учащимися
содержания программы в период обучения после начальной аттестации до
промежуточной (итоговой) аттестации.
Текущая аттестация представляет собой: устный опрос по материалу
предыдущих занятий, наблюдение за выполнением практических заданий на
каждом занятии, оказание помощи, рекомендации, советы, анализ работы в
конце занятия. В конце занятия опрос или тестирование. Тематический
Итоговая аттестация – это оценка качества усвоения учащимися уровня
достижений, заявленных в образовательной программе по завершении всего
образовательного курса программы.
Итоговая аттестация проходит в форме выполнения контрольного задания,
указанной в приложении на которой учащиеся демонстрируют свой уровень
знаний.
Критерии оценки теоретических знаний и практических умений
обучения:
В (высокий уровень) – в полной мере владеет знаниями об устройстве,
16
назначении и характеристиках комплектующих деталей компьютера, о
возможностях
различных
устанавливает,
настраивает
операционных
и
работает
систем.
с
Самостоятельно
различным
программным
обеспечением.
С (средний уровень) – достаточно хорошо знает и умеет пользоваться ПК.
В работе допускает незначительные ошибки.
Н (низкий уровень) – в некоторой степени владеет специальными
знаниями, при работе с ПК нуждается в помощи педагога.
Критерии оценки личностных качеств:
Самоконтроль – умение контролировать свои поступки (приводить к
должному свои действия). Метод диагностики – наблюдение.
В (высокий уровень) – ребёнок постоянно контролирует себя сам.
С (средний уровень) – периодически контролирует себя сам.
Н (низкий уровень) – постоянно действует под контролем извне.
Самооценка – способность оценивать себя адекватно своим реальным
достижениям. Метод диагностики – наблюдение.
Интерес к занятиям – осознанное участие в освоении образовательной
программы. Метод диагностики – анкетирование.
В (высокий уровень) – Интерес постоянно поддерживается ребёнком
самостоятельно.
С (средний уровень) – интерес периодически поддерживается самим
ребёнком.
Н
(низкий
извне.
уровень)
–
интерес
к
занятиям
продиктован
Критерии оценки творческой активности:
В (высокий уровень) – при решении творческих задач всегда инициативен,
принимает активное участие в фестивалях, конкурсах, соревнованиях в
17
учреждении и городских мероприятиях, достигает хороших результатов.
С
(средний
уровень)
–
периодически
проявляет
активность
и
инициативность при решении творческих задач, не всегда ориентирован на
результат.
Н (низкий уровень) – при решении творческих задач неактивен, не
проявляет инициативы, нерезультативен, работает репродуктивно.
2.3.1Оценочные материалы
Показатели
качества реализации
ДООП
Уровень
социального
обучающихся:
развития
опыта
Методики
1.Взаимоотношение детей и родителей
-Методика Оливера Сакса «Незаконченные
предложения»;
- сочинение – размышление «Моя будущая
семья»
2.Диагностика личности
- Исследование психо – эмоционального
состояния младших школьников. Графическая
методика «Кактус»М.А. Панфиловой
Уровень
теоретической
подготовки
обучающихся
Инструктаж по ТБ.
обсуждение.
Беседа, дискуссия,
18
Оценочные
Контрольное занятие, интеллектуальная игра
материалы
(указать - Тема: «Уроки Мальвины»;
конкретно
в
Анкета «Моя оценка мероприятия»;
соответствии с формами
аттестации)
Викторина «ИКТ»;
Упражнение «Клавитатурный тренажер»;
Контрольно-практическая
OpenOffice
работа
в
2.3.2.Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса – очно.
Методы обучения: на занятиях в комплексе используются различные
формы и методы. При изучении нового материала применяются словесные
методы (рассказ, объяснение, беседа) в сочетании с практическими методами
(упражнения),закрепление происходит через выполнение практических заданий
с применением частично-поисковых и проблемно-поисковых методов основной
19
формой организации учебного занятия является самостоятельная работа в виде
урока.
Формы
организации
индивидуально-групповая
образовательного
и
групповая;
процесса:
выбор
той
индивидуальная,
или
иной
формы
обосновывается с позиции темы проводимого занятия;
Формами организации учебной деятельности обучающихся, которые
подразумевает программа: индивидуальная работа; фронтальная работа;
групповая форма работы; индивидуально-групповая; коллективная
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесные методы (источником знаний является устное или печатное слово);
наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы,
явления, наглядные пособия); практические методы (обучающиеся получают
знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
обучающихся:
фронтальный
–
одновременная
работа
со
всеми
обучающимися;
коллективный – организация проблемно-поискового или творческого
взаимодействия между всеми обучающимися; индивидуально-фронтальный –
чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; индивидуальный
– индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Педагогические технологии, на которые опирается данная программа:
1. Личностно-ориентированное обучение. В центре внимания –
личность ребенка, который должен реализовать свои возможности.
Содержание, методы и
22 приемы личностно-ориентированных технологий обучения направлены,
прежде всего, на то, чтобы раскрыть и развить способности каждого ребенка.
20
2. Развивающее
обучение
–
создание
условий
для
развития
психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств
и отношений между людьми; при котором учитываются и используются
закономерности развития, уровень и особенности индивидуума.
3. Игровые технологии, в основу которых положена педагогическая игра
как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и
усвоение общественного опыта. Игра, обладая высоким развивающим
потенциалом, является одной из форм организации занятия или может быть той
или иной его частью (введения, объяснения, закрепления, упражнения,
контроля).
4. Технология
деятельность
сотрудничества
взрослых
и
используется
детей,
как
скрепленная
развивающая
взаимопониманием,
проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и
результата этой деятельности.
5. Здоровье
сберегающие
технологии
–
это
система
работы
образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех
участников – взрослых и детей. В детских объединениях они представлены в
виде комплексов упражнений и подвижных игр для физкультминуток.
6. Информационно-коммуникационные технологии – используются для
повышения качества обучения. Деятельность педагога в данной области
ориентирована
на
использование
в
ходе
занятия
мультимедийных
информационных средств обучения. Кроме того, в образовательном процессе
возможно использование элементов дистанционного обучения.
7. Технологии развития критического мышления – представляет собой
целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через
чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных
приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать обучающегося
(пробудить в нём
исследовательскую,
творческую
активность),
затем
предоставить ему
21
условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить
приобретённые знания. 23
8. Проектная технология – это изучение, проектирование, разработка,
применение,
внедрение,
поддержка
и
управление
компьютерными
и
некомпьютерными технологиями с явной целью передачи намерений дизайна
продукта и его конструктивности.
9. Технология проблемного обучения – это система обучения, основанная
на
получении
новых
знаний
обучающимися
посредством
разрешения
проблемных ситуаций как практического, так и теоретического характера. При
решении проблемных задач проявляется и развивается процесс мышления у
любого человека.
10. Технология интегрированного обучения – это такая организация
процесса обучения, которая подразумевает включение бинарных учебных
занятий, а также занятий с использованием межпредметных связей.
11. Технологии уровневой дифференциации – это технология обучения в
одной группе детей разных возможностей. Основной принцип технологии –
предъявление обучающемуся минимальных обязательных требований.
Принципы, на которых базируется данная программа.
принцип гармоничного воспитания личности; принцип опоры на
интерес обучающегося;
принцип индивидуального темпа движения;
принцип гуманности (доброта, доброжелательность);
принцип системности и последовательности;
принцип успешности;
22
принцип доступности;
принцип ориентации на особенности и способности;
принцип природосообразности ребенка;
принцип индивидуального подхода;
принцип практической направленности;
принцип связи теории с практикой;
принцип повторений теорий и навыков;
принцип постепенности подачи материала от простого к сложному;
принцип учета возрастных особенностей;
принцип динамичности и др.
Алгоритм учебного занятия – на занятии педагогом объясняется учебный
материал, показываются основные моменты работы с ПК, потом учащиеся
осваивают тему посредством выполнения практических заданий.
Во время практической работы детям оказывается дифференцированная
помощь в виде консультаций, показа, объяснения, поиска и исправления
ошибок и т.п.
В ходе беседы с учащимися педагог выясняет запросы детей по
изучаемому
программному
материалу.
На
итоговых
занятиях
детям
сообщаются дополнительные сведения по соответствующим темам, что
способствует формированию и поддержанию у обучающихся устойчивого
интереса к занятиям в
предоставляется
объединении.
В
ходе
обучения
детям
возможность
23
самостоятельно познакомиться со специальной литературой, узнать о новинках в
области современных компьютерных технологий.
2.4. Список литературы
Для родителей:
1. Журнал «Вестник образования» 2003-2008 г.
2. Керниган Б., Пайк Р. UNIX. Программное окружение. — СПб.: СимволПлюс, 2003. - 416 с.: ил.
3. Прахов
А.
Blender.
3D-моделирование
и
анимация.
Руководство
для начинающих. — СПб.: БХВ-Петербург, 2009. - 272 с.: ил.
4. Семакин
И.Г,
Хеннер
Е.К.
Информационные
системы
и
модели.
Учебное пособие — М.: БИНОМ, 2005 — 303 с.: ил.
5. Хахаев И.А. Графический редактор GIMP М.: НОИ Интуит, 2016. — 341 с.
6. Шредер К. Linux. Сборник рецептов — СПб.: Питер, 2006. - 432 с.: ил.
7. The
KTurtle
Handbook (http://docs.kde.org/development/en/kdeedu/kturtle/index.html)
8. Никитенко
П.А.
Среда
kTurtle.
Пособие
для
учителя.
2009-
(http://forum.altlinux.org/index.php?action=dlattach;topic=6850.0;attach=4919)
9. Форум сообщества ALTLinux (http://forum.altlinux.org/)
Список литературы для детей:
1. Фигурнов «IBM для пользователя» 1996г.
2. Ефимова «Курс компьютерных технологий»
3. Nortonutilites 7.0 1993г.
4. "Microsoftoffice " 2000г.
5. Фаронов «Турбо паскаль» 1998г.
6. Колесы «ЕХСЕL 97» 1997г.
7. Пасько « Word 97» 1997г.
8. С. Окулов «Основы программирования» 2002г.
24
9. ЛебланкДи-Анн. Linux для "чайников" — М.: Диалектика, 2005 — 336с.
10. Хахаев И.А. Графический редактор GIMP М.: НОИ Интуит, 2016. - 341 с.
Список литературы для педагога:
1. Фигурнов «IBM для пользователя» 1996г.
2. Семакин И.Г, Хеннер Е.К. Информационные системы и модели. Учебное
пособие — М.: БИНОМ, 2005 — 303 с.: ил.
3. Никитенко
П.А.
Среда
kTurtle.
Пособие
для
учителя.
2009
-
(http://forum.altlinux.org/index.php?action=dlattach;topic=6850.0;attach=4919)
4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Методическое пособие для 5-6
классов.М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. URL:
5. Бородин М.Н. Информатика. УМК для основной школы: 5-6, 7-9 классы.
Методическое пособие для учителя. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
6. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания
информатики: Учебное пособие / под ред. М.П. Лапчика. М.:ACADEMIA 2001
(глава 9, пп.9.2; 9.3; 9.4; список литературы стр. 230-231)Лапчик М.П., Семакин
И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики: Учебное пособие / под
ред.
М.П.
Лапчика.
М.:ACADEMIA 2001
(глава
9,
пп.9.2;
9.3;
9.4;
список
литературы стр. 230-231)
7. Самылкина
Н.Н.
Построение
тестовых
заданий
по
информатике.
Методическое пособие. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2003
8. Златопольский В.М. Интеллектуальные игры в информатике.– СПб.: БХВПетербург, 2004. – 400 с.
25