Логинова Галина Петровна Подписано цифровой подписью: Логинова Галина Петровна Дата: 2024.09.10 15:12:47 +05'00' Оглавление Название раздела 1. Информационная карта к программе дополнительного образования «Юный доброволец» Стр. 2. Пояснительная записка 4-7 3. Планируемые результаты дополнительной общеобразовательной программы«Юный доброволец» 4. Учебно-тематический план 7-9 3-4 9-13 5. Содержание курса дополнительной общеобразовательной программы «Юный доброволец» 13- 14 6. Учебно-методическое обеспечение программы 15-16 7. Список литературы 16 17-18 8. Приложения 1. 1. 2. 3. Информационная карта к программе дополнительного образования «Юный доброволец» Наименование образовательного учреждения, реализующего образовательную программу Адрес учреждения Программа утверждена 4. Полное название программы 5. Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа Срок реализации программы 6. 7. Количество учебных групп, занимающихся по программе 8. Сведения об авторе (ФИО/ образование/ должность/ квалификационная категория) Характеристика программы 9. Тип программы 2 10. 11. Направленность 12. Уровень освоения Цель МАОУ «СОШ № 15 пос. Третий Северный» Да Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный доброволец» 8-11 лет 2 года 1 группа Машковцева Инна Александровна Модифицированная Социально-гуманитарная Формирование духовно-нравственных ценностей, активной гражданской позиции, развитие творческих способностей, готовности включения в социальнозначимую деятельность в процессе овладения знаниями, умениями, навыками волонтерской деятельности. Личностный: - духовно-нравственные качества, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру; - уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; Метапредметный: - умение работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность; - способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников. 13. Ожидаемые результаты 3 1 год обучении: I. применять знания о волонтерском движении в России; II. пользоваться правами и выполнять обязанности волонтеров; III. различать основные направления деятельности волонтеров; IV. различать основные формы работы волонтеров. 2 год обучения: V. организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий, нуждающихся в помощи; VI. аргументировано отстаивать свою позицию; VII. адекватно общаться с учащимися и взрослыми; VIII. принимать общечеловеческие ценности. 2. Пояснительная записка Программа составлена на основании следующих нормативных документов: Федерального уровня: -Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( редакция от 7.02.2023 года), (с изменениями и дополнениями вступил в силу с 28.02.2023 года); -Распоряжении Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. « 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; Писем МОиН РФ: -Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 093242 « Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»; - Приказ Министерства труда и социальной защиты Российский Федерации от 22 сентября 2021 года №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 1. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; • Нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность МАОУ «СОШ №15». Направленность программы «Юный доброволец»: социально – гуманитарная. Направлена на формирование социальной компетентности, опыта организации социально значимой деятельности, на формирование социально успешной личности. Уровень программы – базовый. Актуальность программы. В Концепции модернизации Российского образования подчеркивается: «…развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание». В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития социальной активности молодежи. Ведущие современные педагоги, психологи, философы и социологи считают, что добровольная общественная деятельность сегодня не только сможет помочь решить многие социальные проблемы общества, но и будет способствовать развитию социально значимых качеств юношей и девушек, формированию у них активной жизненной позиции еще с начала подросткового возраста. Важное место в системе современного воспитания детей и молодежи занимает добровольческая (волонтерская) деятельность. Волонтерство, добровольчество как инновационный воспитательный подход в обучении и воспитании школьников, является 4 одним из наиболее эффективных и целесообразных средств формирования у учащихся социального опыта, воспитания гуманности и морально-нравственных ценностей. На государственном уровне, привлечению молодых людей к добровольчеству, придаётся особое значение. В Указе Президента «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (Москва, Кремль 31 декабря 2015 года №683), «Стратегии развития воспитания на период до 2025 г.», (распоряжение Правительства от 29 мая 2015 г. №996-р), «Концепции развития дополнительного образования детей» (распоряжение Правительства от 24 апреля 2015 года №729-р) указывается на необходимость развития системы дополнительного образования детей, подчеркивается важность их включения в социально-значимую деятельность, в волонтерские практики. В современных условиях развитию волонтёрского движения среди школьников уделяется особое внимание. Волонтерское движение в школе имеет огромное нравственно-воспитательное значение. Это гарантия того, что молодое поколение вырастет открытым, честным, в любую минуту готовым на бескорыстную помощь ближнему. Школа создаёт среду, в которой у молодого поколения появляются и начинают развиваться межличностные отношения, ощущение коллектива, команды, возникает чувство сообщества, к которому принадлежит подросток, молодой человек. Развитие добровольческого движения в школе является показателем эффективной социально-педагогической работы школы, готовности педагогов, учащихся и родителей к сотрудничеству, а волонтёрские практики становятся важнейшим инструментом формирования у школьников активной гражданской позиции и ответственности. В связи с этим разработка дополнительной общеобразовательной программы «Юный доброволец» направленная на подготовку и участие детей в волонтерской, добровольческой деятельности, является актуальной. Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы Участие подростков в социально ценной волонтерской (добровольческой) деятельности способно вызвать позитивные изменения в личности. Волонтёрская деятельность предоставляет молодому человеку: проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности; сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать направление профессиональной подготовки; овладеть полезными социальными и практическими навыками напрямую не относящимися к профессиональному выбору человека, но важными для жизни. Подростки, прошедшие через волонтерские программы и мероприятия социально- педагогического характера, нередко: связывают свою будущую профессиональную жизнь с социальной сферой; серьезно и позитивно меняются в духовно-нравственном плане; становятся творческими и деятельными. Детско-юношеское волонтёрство способствует преодолению таких серьёзных 5 рисков в подростковой среде, как: рост потребительских тенденций; распространение социальной пассивности; падение трудовой этики, деградации смысла труда («работать, чтобы лучше потреблять»); «уход» детей и подростков в виртуальную реальность при отсутствии контроля родителей; распространение психоактивных веществ (наркомании, алкоголизма и табакокурения) и асоциального поведения среди детей и подростков. Цель программы - формирование духовно-нравственных ценностей, активной гражданской позиции, развитие творческих способностей, готовности включения в социально-значимую деятельность в процессе овладения знаниями, умениями, навыками волонтерской деятельности. Задачи программы 1. задачи в обучении: - познакомить с историей возникновения и развития волонтерства в России и странах мира; - сформировать представление о современных направлениях волонтерской деятельности в России; - познакомить с нормативно-правовыми документами волонтёрской деятельности; - овладеть разнообразными формами организации и реализации мероприятий социального значения; - овладеть психологическими знаниями, позволяющими подросткам лучше понимать себя и уметь взаимодействовать с людьми различных социальных категорий; - овладеть определенными трудовыми навыками и способствовать профессиональной ориентации; - обучить организации и проведению мероприятий по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде и пропаганде здорового образа жизни; - овладеть различными видами информационных технологий 2. задачи в развитии: - развить оперативность мышления; логическое, аналитическое мышление; - развить зрительную, слуховую память; развить устойчивость внимания; - развить наблюдательность, познавательную активность; развить выносливость; 3. задачи в воспитании: - воспитать интерес к духовно-нравственным ценностям российского общества и государства; - воспитать толерантные отзывчивость; - воспитать чувство коллективизма, готовность безвозмездно, бескорыстно служить обществу; - воспитать коммуникативные качества, сформировать культуру речи; 6 качества личности, умение милосердие, работать в доброту, команде; - воспитать инициативность, исполнительскую дисциплину, - ответственность; воспитать лидерские качества, уверенность в себе; сформировать потребность в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья; воспитать потребность в саморазвитии и самосовершенствовании. - 3. Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Юный доброволец» В ходе изучения данного курса предполагается ориентация на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов. Личностные результаты освоения программы «Юный доброволец» должны отражать: - духовно-нравственные качества, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру; - уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; - моральное сознание и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. Метапредметные результаты освоения программы «Юный доброволец» проявляются в: - расширении круга приёмов составления разных типов плана; - расширении круга структурирования материала; - умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность; - ознакомление с современными профессиями и профессиями будущего; - обогащении ключевых деятельностных и др.); - умении организовывать волонтёрскую деятельность; - способности оценивать результаты собственной и одноклассников. 7 компетенций (коммуникативных, волонтёрской деятельности Направления работы: - духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность; патриотическое и гражданское благоустройство школы и микрорайона; воспитание – шефство; - здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ; - формирование толерантности – организация досуга обучающихся; предусмотрено инклюзивное обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в общих группах обучающихся. Программа направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД): в блок личностных УУД входит ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций; в блок регулятивных УУД входит постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка; в блок познавательных УУД входит умение осуществлять поиск необходимой информации, знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в России; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; участие в КТД; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Анализ результатов освоения программы дополнительного образования «Юный доброволец»: - текущий контроль знаний в процессе устного опроса; - текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой; - тематический контроль умений и навыков в форме проведения мероприятий, организации и проведения подвижных игр во время перемен, коллективной творческой деятельности, по окончании каждого тематического раздела; - тематический контроль знаний, умений и навыков в форме тестирования, проведения совместных мероприятий, который проводится один раз в триместр. (Приложение 1,Приложение 2). 8 4. Учебно-тематический план 1 год обучения (2 -3, 4 класс) № Раздел/ Тема занятия Количество часов Аудиторные 1 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 9 Раздел «Мы-волонтеры»- 4 часов Вводный урок. Волонтерское 1 движение. Первый сбор «Эстафета добрых дел»: составление плана работы Организационное заседание 1 волонтерской команды. Распределение поручений. Разработка Законов отряда, эмблемы отряда Права и обязанности волонтера 1 Разработка «Паспорта Волонтера» 1 или визитки «Ты хочешь стать волонтером?», кодекс настоящего волонтера, куда могут войти «10 заповедей волонтера» или «права волонтера» Раздел «Доброта, забота, милосердие»- 10 часов Изготовление праздничной 1 открытки с Днём пожилого человека Поздравление пожилых людей 0 на квартирах с Днём пожилого человека Изготовление сувениров для 1 ветеранов Великой Отечественной войны Поздравление ветеранов 0 Великой Отечественной войны с Днём рождения 1 Изготовление закладок для книг в подарок школьному библиотекарю Поздравление 0 библиотекаря школы с Днём школьных библиотек 22 октября- день бумажного 1 Внеаудиторные Всего 0 1 0 0,5 0 0 0,5 1 0 1 0,5 1 0 1 0,5 1 0 1 1 1 0 1 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 10 журавлика. Изготовление поделокоригами для младших школьников 13 ноября – Всемирный день доброты. «Наши добрые дела» Изготовление тематического плаката 0 1 1 1 0 1 0 1 0 1 1 1 0 1 0 1 0,5 1 0 1 1 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0,5 1 0,5 1 0 1 0 1 Изготовление для мам подарков ко 1 Дню матери Изготовление подарков ко Дню 1 инвалида. Проведение благотворительной 1 акции «Спешите делать добро» Изготовление новогодних игрушек 1 из бумаги для школьной новогодней ёлки К Всероссийскому дню зимующих 1 птиц. Плакат: «Покормите птиц зимой» Раздел «Мы -за здоровый образ жизни»- 2 часов Организация и проведение игры 1 «Полезные и вредные привычки» Проведение Недели Здоровья в 1 школе 8 февраля – День зимних видов 0 спорта Раздел «Доброта, забота, милосердие»- 5 часов 17 февраля – День спонтанного 1 проявления доброты. Игра «Назови ласково» Изготовление открыток для 1 ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла с Днём защитника Отечества Запись видео-поздравления для 1 ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла с Днём защитника Отечества 1 Изготовление подарков для учителей ко Дню 8 Марта Изготовление поздравительного 0 плаката со стихотворениями для учителей и мам ко Дню 8 Марта Международный день детской 0 книги. Ремонт книг школьной библиотеки 12.04 – Международный день 1 милосердия. «Будьте Милосердным» Раздел: Моя малая родина - мой дом, моя Отчизна!»- 2 часа Проектирование действий по 1 30. 31. 32. 33. 34. 35. благоустройству. Выставка рисунков « Мой новый двор» Трудовой десант. Уборка мусора во дворе школы. Участие к акции «Ветеран живёт рядом». КТД Оформление плаката с обращением к обучающимся и их родителям о сохранении чистоты Раздел «В кругу друзей»- 2 часов Могу ли я быть волонтером? (анкетирование) Итоговое занятие «Итоги акции «Эстафета добрых дел» Подведение итогов года. Планы и перспективы. 0 1 1 0 1 1 1 0 1 0,5 0 1 0,5 0,5 1 1 0 1 25 9 34 Итого: 34 часов Учебно-тематический план 2 год обучения (3 -4, 5 класс) № 1 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 11 Раздел/ Тема занятия Количество часов Аудиторные Раздел «Мы-волонтеры» - 2 часа Первый сбор после летных 1 каникул. «Эстафета добрых дел»: составление плана работы Организационное заседание 1 волонтерской команды. Распределение поручений. Разработка Законов отряда, эмблемы отряда Раздел «Доброта, забота, милосердие»- 7 часа Изготовление праздничной 1 открытки с Днём пожилого человека 0 Поздравление пожилых людей на квартирах с Днём пожилого человека Проведение акции 1 Внеаудиторные Всего 0 2 0 2 0 2 1 2 0 2 Всемирный день доброты. «Наши добрые дела» Ремонт книг «Книжке – новую жизнь!» Акция «Вахта памяти». Уборка памятников 0 1 2 1 0 2 0 1 2 Изготовление для мам подарков 1 0 2 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 12 ко Дню матери 1 Проведение благотворительной акции «Спешите делать добро» 1 Изготовление подарков ко Дню инвалида. Поздравление учеников-инвалидов Всероссийский день зимующих 0 птиц. Акция «Покормите птиц зимой» Конкурс рассказов «Мы рады 1 вам птицы!» Раздел «Мы- за здоровый образ жизни»- 5 часов Агитбригада «Здоровым быть – 1 успешным быть!» Выпуск буклетов о вреде 1 энергетических напитков (Кокаколы, Фанта и др.) 1 Конкурс плакатов или газет «Мы и наше здоровье» 0 Проведение Недели Здоровья в школе 0 8 февраля – День зимних видов спорта 1 Агитбригада «Здоровым быть – успешным быть!» Минутки здоровья для учащихся 1 начальной школы «Береги зрение смолоду» Раздел «Доброта, забота, милосердие»- 4 часов 17 февраля – День спонтанного 1 проявления доброты. Тренинг «Доброта как Солнце» Изготовление открыток для 1 ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла с Днём защитника Отечества Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла на квартирах с Днём защитника Отечества Изготовление подарков для тружениц тыла, ветеранов труда ко Дню 8 марта Поздравление тружениц тыла и ветеранов труда на квартирах с Днем 8 марта Международный день милосердия. Акция «Будьте Милосердными» 1 4 1 2 0,5 2 0 2 0 2 0 2 0 2 0 2 0,5 2 0 2 0,5 4 0 2 0 2 2 0,5 2 1 0 2 0 0,5 2 1 0,5 2 0 Участие к акции «Ветеран живёт рядом» Раздел « Поселок - мой дом, моя Отчизна!»- 2 часа 2 Проектирование действий по благоустройству. Подготовка к акции «Мой дом - моя улица» Трудовой десант 0 КТД Оформление и 0 распространение электронных листовок с обращением к жителям города о сохранении чистоты Раздел «В кругу друзей»- 3 часов Итоговый сбор «Волонтер – это 1 здорово!» 27. 28. 29. 30. 31. Итоговое мероприятие «Прощай, начальная школа!» Подведение итогов года. Планы и перспективы. 32. 33. 0 2 0 2 0,5 0,5 2 2 0 2 1 0 2 1 0 2 25 9 34 Итого: 34 часов Содержание курса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный доброволец» 4. I год обучения (2-3,4 класс) Раздел 1. Мы – волонтеры! Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Ведение дневника волонтеров позволит прослеживать деятельность учащихся. Раздел 2. Участие в благотворительных акциях по трем направлениям- __ часов - Доброта, забота, милосердие» - «Поселок – мой дом, моя Отчизна!» - «В кругу друзей» Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании – это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки. Учащиеся ухаживают и заботятся о зеленых насаждениях, птицах, занимаются уборкой территории. 13 Раздел 3. Пропаганда ЗОЖ Обучающиеся участвуют в спортивных соревнованиях «Веселые старты», проводят утреннюю зарядку, зарядки-пятиминутки для младших ребят (зарядка для осанки, глаз), организуют школьные Недели Здоровья, радиопередачи о правильном питании, готовят выступление агит отряда «Пульс», тем самым пропагандируют ЗОЖ среди сверстников. Всего- 34 часа II год обучения (3-4, 5 класс) Раздел 1. Мы – волонтеры! – 2 часа Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Ведение дневника волонтеров позволит прослеживать деятельность учащихся. Раздел 2. Участие в благотворительных акциях по трем направлениям- __ часов 1. «Доброта, забота, милосердие» 2. «Моя малая родина – мой дом, моя Отчизна!» 3. «В кругу друзей» 3. Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании – это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки. Учащиеся ухаживают и заботятся о зеленых насаждениях, птицах, занимаются уборкой территории. Раздел 3. Пропаганда ЗОЖ Обучающиеся участвуют в спортивных соревнованиях «Веселые старты», проводят утреннюю зарядку, зарядки-пятиминутки для младших ребят (зарядка для осанки, глаз), организуют школьные Недели Здоровья, радиопередачи о правильном питании, готовят выступление агит отряда «Пульс», тем самым пропагандируют ЗОЖ среди сверстников. Всего- 34 часа. Год обучения 1 14 Наполняемость групп (чел.) 18 Продолжительность занятий (час.) 1 Количество занятий в неделю 1 Количество часов в неделю 1 Количество часов в год 34 5. Учебно - методическое обеспечение программы Содержание программы разделено на два блока. У каждого блока своя тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет обучающемуся отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг. Программа содержит теоретические и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, анкетирование по созданию базы добровольческой деятельности. Освоение программы «Юный доброволец» обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях. Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации. Существует два наиболее распространенных направления образовательных учреждениях среди младших школьников: - волонтерской деятельности Социальное волонтерство Экологическое волонтерство Социальное волонтерство – самое широкое из направлений добровольчества, поскольку в эту группу могут быть включены очень разные действия, будь то помощь инвалидам, пожилым людям, бездомным и другим социально уязвимым категориям. В рамках направления социального волонтерства оказывается помощь пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны, детям блокадного Ленинграда, сиротам в домах ребенка и детских домах. Пожилые и несовершеннолетние граждане – это самые незащищенные категории населения, именно они больше всего нуждаются в защите, внимании и поддержке. Еще одна широкая сфера волонтерства – это природоохранная деятельность. Волонтеры экологических организаций – это люди, которые на основе личных убеждений участвуют в экологической деятельности и деятельности по охране природы, в этом случае присутствует желание человека помочь окружающей среде и улучшить обстановку, в которой живет человечество. Экологическое волонтерство предполагает участие в таких мероприятиях, как посадка деревьев, уборка мусора, установка аншлагов, благоустройство городского пространства, проведение бесед с детьми на тему экологии. Такое волонтерство помогает улучшить обстановку в городе или районе, получить определенные знания и навыки. Ведущий вид деятельности: общественно-полезная деятельность и личностное общение со сверстниками 15 в Форма и режим занятий: Реализация программы проводится во внеурочной форме. На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективная. Содержательными формами проведения занятий могут быть: • практическое занятие, беседа, участие в акции, организация и проведение игр во время школьных перемен, информационные плакаты. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы является помощь в проведении итогового мероприятия «Прощай, начальная школа!» 16 Список литературы 1. Дополнительное образование детей: сборник авторских про-грамм / ред.-сост. З.И. Невдахина. Вып. 3. — М.: Народное образование, 2007. 2. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования// Библиотекажурнала «Воспитание школьников» — Изд. доп. Вып. 77. — М.: Школьная Пресса, 2008. 3. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход. Методические рекомендации / Под ред. проф. Н.Ф. Радионовой. —СПб.: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005. 4. Словарь-справочник терминов, используемых в системе дополнительного образования детей /Сост. Л.Н. Буйлова, И.А. Дрогов и др. — М.: ЦРСДОД Минобразования РФ, 2001. 5. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003. 6. Статья «Коллективно-творческая деятельность в школе» /»Воспитание школьника». 2002. -№6 7. Устав Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», [Электронный ресурс]: рдш. РФ. 8. Пособие А.В. Волохова, М.Р. Мирошкиной, И.И. Фришмана Программы деятельности волонтеров детских общественных объединений в системе дополнительного образования.М.:УЦ «Перспектива», 2011; 9. Бугаенко А. А. Дополнительная общеобразовательная программа «Школа доброй воли» МОУ СОШ №7 Новоселицкого района Ставропольского края. 17 Приложение 1 Промежуточная аттестация в 1 триместре для 1 группы по Теме: «Кто такие волонтеры?» Как еще можно назвать волонтеров? А) добровольцы Б) помощники В) активисты Какое детское движение стало основой для волонтерской деятельности? А). «Тимуровское движение» Б) «Юные инспекторы дорожного движения» В) «Юные пожарные» А) 5 апреля Международный день волонтерства отмечается: Б) 5 сентября В) 5 декабря Зарождение благотворительной помощи в России произошло при: А) Петре Первом Б) князе Владимире Святославиче В) Екатерине II А) конфеты Что можно считать вознаграждением за труд волонтеров? Б) благодарность В) деньги - С какого возраста можно стать волонтером? А) с 14 лет, если младше, то в сопровождении родственников или руководителя отряда Б) с 18 лет В) с 45 лет г) в любом возрасте 7) Слово «волонтерство» образовано от латинского voluntarius. Что оно означает? А) Своевольный Б) Благодушный В) Добровольный Г) Готовый действовать Ответы на тест по Теме: «Кто такие волонтеры?» - А, Б - А - В - Б 18 - Б - А 7. В План подготовки к мероприятию: 1. Этап организации - Определение (выбор) команды - Определение цели мероприятия 19 Приложение 2 Определение тематики мероприятия (познавательное, развлекательное, культурное, творческое и т.д.) - Определение места и времени проведения мероприятия - Поиск материалов и оборудования (что нужно для проведения) Распределение ролей при подготовке и далее на самом мероприятии (ведущие, фотографы, ответственные за раздаточный материал, и т.д.) 2. Этап проведения мероприятия - Эмоциональный настрой всех участников мероприятия Четкость и ответственность выполнения волонтерами заданий и упражнений для достижения цели проводимого мероприятия. - Содействие (помощь) в достижении цели мероприятия всех участников. 3. Этап подведения итогов (обмен впечатлениями, опытом, Анализ мероприятия: что получилось/не получилось реализовать) Промежуточная аттестация во II триместре для 1 группы: Поздравление учителей во время школьного концерта с Международным женским днем, вручение им самодельных цветов Промежуточная аттестация в III триместре для 1 группы: Проведение подвижных игр для обучающихся первых классов на свежем воздухе Промежуточная аттестация в I триместре для 2 группы: Постановка сценки «Мамины помощники» ко Дню матери Промежуточная аттестация во II триместре для 2 группы: Проведения мероприятия в посвященное Дню космонавтики Итоговая аттестация в III триместре для 2 группы: Проведение мероприятия «Прощай, начальная школа!» с викторинами и загадками. 20