Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

факультативный курс Сочинение 10 класс

Логинова
Галина
Петровна

Подписано цифровой
подписью: Логинова
Галина Петровна
Дата: 2024.09.07
14:05:41 +05'00'

Пояснительная записка
Факультативный курс «Сочинение: размышление на тему…» предназначен для подготовки
учащихся 10 класса к итоговому сочинению по литературе, сопутствует анализу художественного
текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.
Программа курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Цель курса:
формирование умения создавать в условиях ограниченного времени собственный текст,
отражающий точку зрения обучающегося, аргументировать свою позицию, выстраивая
рассуждение на основе предложенного текста.
Задачи курса:
 способствовать развитию языковой, лингвистической, коммуникативной компетенции
обучающихся;
 формировать систему теоретических сведений о структуре и компонентах сочинениярассуждения;
 продолжить формирование умения работать с текстами художественных произведений и
литературно-критических статей;
 совершенствовать умения интерпретировать содержание текста; последовательно, логично
выражать мысли в письменной и устной форме; выражать свои мысли грамотно,
последовательно, связно, с соблюдением языковых норм;
 уметь создавать собственный текст определённой модели.
I. Планируемые результаты
Личностные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты в сфере отношений
обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:
- готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и
строить жизненные планы;
- готовность и способность обучающихся к
отстаиванию
личного
достоинства,
собственного мнения;
- готовность и способность обучающихся к
саморазвитию
и
самовоспитанию
в
соответствии
с
общечеловеческими
ценностями
и
идеалами
гражданского
общества;

1. Регулятивные универсальные учебные
действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать
параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
-ставить и формулировать собственные задачи
в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач;
-организовывать эффективный поиск ресурсов,
необходимых
для
достижения
поставленной цели;
-сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные
учебные действия
Выпускник научится:
-искать и находить обобщенные способы
решения задач;
-критически оценивать и интерпретировать
информацию с разных позиций, распознавать
и
фиксировать
противоречия
в
информационных источниках;

Личностные результаты в сфере отношений
обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
-формирование уважения к русскому языку как
государственному
языку
Российской
Федерации, являющемуся основой российской
идентичности
и
главным
фактором
национального самоопределения;
-воспитание уважения к культуре, языкам,

традициям и обычаям народов, проживающих -выстраивать индивидуальную образовательв Российской Федерации.
ную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные
ограничения;
Личностные результаты в сфере отношений 3.
Коммуникативные
универсальные
обучающихся к закону, государству и к
учебные действия
гражданскому обществу:
Выпускник научится:
-гражданственность;
– осуществлять деловую коммуникацию как со
-мировоззрение,
соответствующее сверстниками, так и со взрослыми;
современному уровню развития науки и -при осуществлении групповой работы быть
общественной практики;
как руководителем, так и членом команды;
-координировать и выполнять работу
в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
-развернуто, логично и точно излагать свою
точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
Личностные результаты в сфере отношений
обучающихся с окружающими людьми:
-нравственное сознание и поведение на основе
усвоения общечеловеческих ценностей,
-развитие компетенций сотрудничества со
сверстниками.
Предметные результаты
Выпускник на базовом
Выпускник на базовом уровне получит
уровне научится:
возможность научиться:
-использовать языковые средства адекватно -совершенствовать
орфографические
и
цели общения и речевой ситуации;
пунктуационные умения и навыки на основе
-правильно использовать лексические и знаний о нормах русского литературного
грамматические средства связи предложений языка;
при построении текста;
-использовать основные нормативные словари
-соблюдать в речевой практике основные и справочники для расширения словарного
орфоэпические, лексические, грамматические, запаса и спектра используемых языковых
стилистические,
орфографические
и средств;
пунктуационные
нормы
русского - осуществлять редактирование собственного
литературного языка;
текста;
-оценивать собственную и чужую речь с осуществлять
анализ
сочинения
позиции соответствия языковым нормам;
рассуждения по заданным критериям
- демонстрировать знание произведений
русской, родной и мировой литературы,
приводя примеры двух или более текстов,
затрагивающих общие темы или проблемы;
- в устной и письменной форме обобщать и
анализировать свой читательский опыт;
– осуществлять следующую продуктивную
деятельность:
создавать собственные тексты в жанре
сочинения-рассуждения
II. Содержание
Разделы и подразделы итогового сочинения 202-2025 учебного года
1 Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.

1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и
выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.
2 Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
3 Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек.
Введение. Цели и задачи курса. Тематические направления 2024-2025 учебного года.
Многообразие форм сочинений. Подходы к трактовке художественного текста.
Требования к написанию сочинения. Критерии оценивания сочинения. Алгоритм написания
сочинения.
Анализ формулировки темы. Выбор темы и логический анализ ее формулировки.
Понимание темы. Знание и понимание привлекаемого литературного материала. Обобщение
опыта работы над сочинениями разных жанров.
Работа с формулировкой темы. Проблемный вопрос в темах различной формулировки,
преобразование темы - понятия в вопрос. Ключевые слова темы.
Работа с темой-цитатой, темой-афоризмом. Средства художественной выразительности в
теме-цитате. Анализ проблематики тем-афоризмов. Толкование темы-афоризма.
Сужение и расширение темы. Широкое и узкое понимание темы. Работа с текстами,
определение темы текста.
Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме. Выстраивание ассоциативных цепочек
из ключевых слов и вопросов к теме. Синквейн, диамант и штрих к ключевым словам темы.
Тонкие и толстые вопросы в рамках темы.
Структура сочинения-рассуждения. Типы речи: рассуждение, повествование, описание. Их
основные признаки и различия. Структура рассуждения: тезис-доказательство-вывод. Вступление
- главная часть - заключение.
Композиция сочинения. Композиция сочинения с учетом различия родов и жанров
используемых для аргументации произведений. Композиция образов в произведении.
Композиция отдельных частей произведения. Примеры сочинений с разной композицией.
Написание вступления к сочинению-рассуждению. Анализ вступлений к школьным
сочинениям. Виды вступлений. От вопроса темы к вступлению. Анализ образцовых вступлений.
Творческая работа. Синквейн, диамант и штрихи как опорный конспект к написанию вступления.
Заключение к сочинению. Анализ заключений к школьным сочинениям. Виды заключений. От
главного вопроса темы к заключению. Анализ образцовых заключений.
Творческая работа.
Главная часть сочинения: аргументация. Работа с вопросами темы. Формулировка
аргументов. Виды и структура аргументов в сочинении-рассуждении. Анализ аргументации в
школьном сочинении.
Пробное сочинение в формате допуска к ЕГЭ по темам этого учебного года.
Анализ работ. Работа над ошибками.
Включение иллюстративного материала из произведений русской и мировой литературы в
текст сочинения. Работа с иллюстративным материалом. Способы включения иллюстративного
материала в текст сочинения. Анализ проблематики темы и эпизодов художественных
произведений, ее иллюстрирующих. Анализ школьных сочинений и примеров из художественной
литературы, представленных в них.
Соразмерность частей сочинения. Работа над композицией сочинения рассуждения.
Соответствие сочинения критериям оценки. Работа над абзацным членением текста.
Структурные компоненты сочинения, их объем и соразмерность. Творческая работа.

Основы грамотного письма. Виды грамматических ошибок. Грамматические ошибки и их
виды. Грамматическая норма. Типичные грамматические ошибки в школьных сочинениях.
Орфографические и пунктуационные ошибки. Редакторская работа с текстом.
Речевые ошибки в сочинении. Речевые ошибки и их виды. Типичные речевые ошибки в
школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом. Практикум. Этические и фактические
ошибки. Определение этической и фактической ошибки. Их виды и способыпредупреждения.
Редакторская работа с текстом.
Логические ошибки в сочинении. Логические ошибки и их виды. Типичные логические
ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом.
Изобразительно-выразительные средства языка и речи. Тропы и синтаксические фигуры.
Определение различных изобразительно-выразительных средств языка и речи.
Функции тропов и синтаксических фигур в речи, их основные признаки. Творческая работа.
Изобразительные возможности лексики. Основные термины лексикологии. Практическая
работа с антонимами, синонимами, омонимами, фразеологизмами.
Выбор стиля. Оригинальность. Редакторская правка текста. Анализ стилистических
недостатков. Творческая работа по выработке индивидуального стиля.
Что же значит «раскрыть тему» и как ее «закрыть»? Правильное понимание темы,
формулировки сочинения. Что значит «соответствие теме»?
Советы пишущему сочинение. Разработка подробного алгоритма написания сочинения.
Привлечение опыта учащихся и аналитического материала по курсу.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10

11

12
13
14

III. Тематическое планирование
Название раздела
Сочинение как текст. Основные требования, предъявляемые к сочинению
на заданную тему. Критерии оценивания сочинения. Алгоритм написания
сочинения.
Тематические направления 2024-2025 учебного года.
Анализ формулировки темы. Выбор темы и логический анализ ее
формулировки. Различение понятий тема - проблема - тезис.
Различение понятий тема - проблема - тезис.
Тема-вопрос, тема-понятие, тема-утверждение. Сужение и расширение
темы. Широкое и узкое понимание темы.
Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме. Выстраивание
ассоциативных цепочек из ключевых слов и вопросов к теме.
Структура рассуждения: тезис - доказательство - вывод. Вступление главная часть - заключение.
Виды вступлений: традиционное и оригинальное.
Направление «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
Отбор литературного материала.
Сбалансированность частей сочинения. Практическая работа над
вступлением к темам направления «Духовно-нравственные ориентиры в
жизни
человека: 1.1 Внутренний мир человека и его личностные качества».
Практикум. Подготовка к написанию домашнего сочинения по
направлению «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека: 1.1
Внутренний мир человека и его личностные качества».
Практикум: анализ и редактирование домашнего сочинения. Виды
грамматических ошибок. Грамматические ошибки и их виды.
Грамматическая
норма. Прием «Цветные поля».
Главная часть сочинения: аргументация. Работа с вопросами темы.
Формулировка аргументов. Виды и структура аргументов в сочинениирассуждении.

Кол-во
часов
1
1
1

1
1
1
1
1

1

1

1
1
1

15

16

17

18

19

20

21
22

23

24

25

26

27

28

29
30

Тематическое направление «Духовно-нравственные ориентиры в жизни
человека»:
Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные
идеалы и выбор между добром и злом». Отбор литературного материала.
Приём «Облакомыслей».
Практикум. Подготовка к написанию домашнего сочинения по
направлению направление 1 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни
человека: 1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению),
нравственные идеалы и выбор между добром и злом».
Практикум:
анализ
и
редактирование домашнего
сочинения.
Орфографические и пунктуационные ошибки. Редакторская работа с
текстом. Прием
«Цветные поля».
Тематическое направление «Духовно- нравственные ориентиры в жизни
человека: 1.3. Познание человеком самого себя». Отбор литературного
материала. Приём «Вершина».
Практикум. Подготовка к написанию домашнего сочинения по
направлению направление «Духовно- нравственные ориентиры в жизни
человека: 1.3. «Познание человеком самого себя».
Практикум: анализ и редактирование домашнего сочинения. Речевые
ошибки в сочинении. Речевые ошибки и их виды. Типичные речевые
ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом. Прием
«Цветные поля».
Заключение к сочинению. Виды заключений: традиционное и
оригинальное.
Тематическое направление «Духовно-нравственные ориентиры в жизни
человека»: 1.4. Свобода человека и ее ограничения. Отбор литературного
материала. Приём «Предмет как проблема».
Практикум. Подготовка к написанию домашнего сочинения по
направлению «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»:
«1.4. Свобода человека и ее ограничения».
Практикум. Анализ и редактирование домашнего сочинения. Этические и
фактические ошибки. Определение этической и фактической ошибки. Их
виды и способы предупреждения. Редакторская работа с текстом. Прием
«Цветные поля».
Тематическое направление «Семья, общество, Отечество в жизни
человека: 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции». Отбор
литературного материала. Приём «Дерево предсказаний».
Практикум. Подготовка к написанию домашнего сочинения по
направлению «Семья, общество, Отечество в жизни человека: 2.1.
Семья, род;
семейные ценности и традиции».
Практикум: анализ и редактирование домашнего сочинения. Логические
ошибки в сочинении. Логические ошибки и их виды. Типичные логические
ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом. Прием
«Цветные поля».
Тематическое направление «Семья, общество, Отечество в жизни
человека: 2.2. Человек и общество, 2.3. Родина, государство, гражданская
позиция 1 человека». Отбор литературного материала. Приём «Облако
мыслей».
Практикум. Подготовка к написанию домашнего сочинения по
направлению «Семья, общество, Отечество в жизни человека: 2.2.
Человек и общество».
Практикум:
анализ
и
редактирование домашнего
сочинения.

1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

1
1

31

32

33
34

Изобразительно-выразительные средства языка и речи. Тропы и
синтаксические фигуры. Определение различных изобразительновыразительных средств языка и речи. Функции тропов и синтаксических
фигур в речи, их основные
признаки. Прием «Цветные поля».
Тематическое направление « Природа и культура в жизни человека: 3.1.
Природа и человек. 3.2. Наука и человек. 3.3. Искусство и человек». Отбор
литературного материала. Приём «Предмет как проблема».
Практикум. Подготовка к написанию домашнего сочинения по
направлению направление « Природа и культура в жизни человека: 3.1.
Природа и человек. 3.2. Наука и человек. 3.3. Искусство и человек».
Практикум: анализ и редактирование домашнего сочинения. Выбор стиля.
Оригинальность. Редакторская правка текста. Анализ стилистических
недостатков. Творческая работа по выработке индивидуального стиля.
Прием «Цветные поля».
Итоговое занятие. Занятие-консультация.

1

1

1
1

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Список литературы
 Итоговое выпускное сочинение в 11 классе от экспертов в области подготовки к ЕГЭ Н.А.
Сениной, А.Г. Нарушевича и И.С. Нарушевич. Издательство «Легион» Русский язык.
Литература, 2022.
 Итоговое сочинение. Трудно? Легко! / Л.И. Мальцева. –Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А.,
М.: Народное образование, 2021.
 Пименова В. «Сочинение как творческий вид работы. Из опыта учителя». Библиотечка
«Первого сентября». Серия «Литература». Выпуск 5(17).- М.: 2021.
 Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе. Метод. рекомендации для
образоват. организаций.
— М.:
Просвещение, 2021.
Серия „Учимся с
«Просвещением»“/„«Просвещение» — учителю“, 2020-2023.
 Серафимова В.Д. Практические материалы для подготовки к сочинениям, выпускным и
вступительным экзаменам. Русские писатели XX и XXI веков.- //АСТ, Астрель, Москва,
2023
 Сигов В. К., Ломилина Н. И. «Итоговая аттестация. Выпускное сочинение. 10-11 классы».
Пособие издательства «Дрофа», 2022.
 Сочинение? Легко! 10—11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / [С.
И. Красовская, М. И. Шутан, Е. А. Певак и др.]. — М.: Просвещение, 2021.
 Ходякова Л. А. и И. К. Геро «Подготовка к итоговому сочинению по литературе» «Русский
язык в школе» № 2 за 2023 год.
 Щербакова О. И. Виды сочинений по литературе. 10−11 классы. (Методическое пособие
для учителей).
Интернет-ресурсы:
 http://sochinenie11.ru/o/140-2-knigi-po-podgotovke-k-itogovomu-sochineniyu.html;
 russkiy-na-5.ru;
 http://lanasvet1991.blogspot.ru/p/blog-page_7458.html;
 http://sochinenie.wikivote.ru;
 https://mogu-pisat.ru/spravochnik/nachalo/?clear_cache=Y?ELEMENT_ID=181332


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».