Логинова Галина Петровна Подписано цифровой подписью: Логинова Галина Петровна Дата: 2024.09.07 14:05:41 +05'00' Пояснительная записка Факультативный курс «Сочинение: размышление на тему…» предназначен для подготовки учащихся 10 класса к итоговому сочинению по литературе, сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся. Программа курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Цель курса: формирование умения создавать в условиях ограниченного времени собственный текст, отражающий точку зрения обучающегося, аргументировать свою позицию, выстраивая рассуждение на основе предложенного текста. Задачи курса: способствовать развитию языковой, лингвистической, коммуникативной компетенции обучающихся; формировать систему теоретических сведений о структуре и компонентах сочинениярассуждения; продолжить формирование умения работать с текстами художественных произведений и литературно-критических статей; совершенствовать умения интерпретировать содержание текста; последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме; выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм; уметь создавать собственный текст определённой модели. I. Планируемые результаты Личностные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: - готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; - готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения; - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; 1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: - самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; -ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач; -организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; -сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: -искать и находить обобщенные способы решения задач; -критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): -формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; -воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих -выстраивать индивидуальную образовательв Российской Федерации. ную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; Личностные результаты в сфере отношений 3. Коммуникативные универсальные обучающихся к закону, государству и к учебные действия гражданскому обществу: Выпускник научится: -гражданственность; – осуществлять деловую коммуникацию как со -мировоззрение, соответствующее сверстниками, так и со взрослыми; современному уровню развития науки и -при осуществлении групповой работы быть общественной практики; как руководителем, так и членом команды; -координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; -развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: -нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, -развитие компетенций сотрудничества со сверстниками. Предметные результаты Выпускник на базовом Выпускник на базовом уровне получит уровне научится: возможность научиться: -использовать языковые средства адекватно -совершенствовать орфографические и цели общения и речевой ситуации; пунктуационные умения и навыки на основе -правильно использовать лексические и знаний о нормах русского литературного грамматические средства связи предложений языка; при построении текста; -использовать основные нормативные словари -соблюдать в речевой практике основные и справочники для расширения словарного орфоэпические, лексические, грамматические, запаса и спектра используемых языковых стилистические, орфографические и средств; пунктуационные нормы русского - осуществлять редактирование собственного литературного языка; текста; -оценивать собственную и чужую речь с осуществлять анализ сочинения позиции соответствия языковым нормам; рассуждения по заданным критериям - демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; - в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт; – осуществлять следующую продуктивную деятельность: создавать собственные тексты в жанре сочинения-рассуждения II. Содержание Разделы и подразделы итогового сочинения 202-2025 учебного года 1 Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества. 1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом. 1.3. Познание человеком самого себя. 1.4. Свобода человека и ее ограничения. 2 Семья, общество, Отечество в жизни человека 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции. 2.2. Человек и общество. 2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека. 3 Природа и культура в жизни человека 3.1. Природа и человек. 3.2. Наука и человек. 3.3. Искусство и человек. Введение. Цели и задачи курса. Тематические направления 2024-2025 учебного года. Многообразие форм сочинений. Подходы к трактовке художественного текста. Требования к написанию сочинения. Критерии оценивания сочинения. Алгоритм написания сочинения. Анализ формулировки темы. Выбор темы и логический анализ ее формулировки. Понимание темы. Знание и понимание привлекаемого литературного материала. Обобщение опыта работы над сочинениями разных жанров. Работа с формулировкой темы. Проблемный вопрос в темах различной формулировки, преобразование темы - понятия в вопрос. Ключевые слова темы. Работа с темой-цитатой, темой-афоризмом. Средства художественной выразительности в теме-цитате. Анализ проблематики тем-афоризмов. Толкование темы-афоризма. Сужение и расширение темы. Широкое и узкое понимание темы. Работа с текстами, определение темы текста. Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме. Выстраивание ассоциативных цепочек из ключевых слов и вопросов к теме. Синквейн, диамант и штрих к ключевым словам темы. Тонкие и толстые вопросы в рамках темы. Структура сочинения-рассуждения. Типы речи: рассуждение, повествование, описание. Их основные признаки и различия. Структура рассуждения: тезис-доказательство-вывод. Вступление - главная часть - заключение. Композиция сочинения. Композиция сочинения с учетом различия родов и жанров используемых для аргументации произведений. Композиция образов в произведении. Композиция отдельных частей произведения. Примеры сочинений с разной композицией. Написание вступления к сочинению-рассуждению. Анализ вступлений к школьным сочинениям. Виды вступлений. От вопроса темы к вступлению. Анализ образцовых вступлений. Творческая работа. Синквейн, диамант и штрихи как опорный конспект к написанию вступления. Заключение к сочинению. Анализ заключений к школьным сочинениям. Виды заключений. От главного вопроса темы к заключению. Анализ образцовых заключений. Творческая работа. Главная часть сочинения: аргументация. Работа с вопросами темы. Формулировка аргументов. Виды и структура аргументов в сочинении-рассуждении. Анализ аргументации в школьном сочинении. Пробное сочинение в формате допуска к ЕГЭ по темам этого учебного года. Анализ работ. Работа над ошибками. Включение иллюстративного материала из произведений русской и мировой литературы в текст сочинения. Работа с иллюстративным материалом. Способы включения иллюстративного материала в текст сочинения. Анализ проблематики темы и эпизодов художественных произведений, ее иллюстрирующих. Анализ школьных сочинений и примеров из художественной литературы, представленных в них. Соразмерность частей сочинения. Работа над композицией сочинения рассуждения. Соответствие сочинения критериям оценки. Работа над абзацным членением текста. Структурные компоненты сочинения, их объем и соразмерность. Творческая работа. Основы грамотного письма. Виды грамматических ошибок. Грамматические ошибки и их виды. Грамматическая норма. Типичные грамматические ошибки в школьных сочинениях. Орфографические и пунктуационные ошибки. Редакторская работа с текстом. Речевые ошибки в сочинении. Речевые ошибки и их виды. Типичные речевые ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом. Практикум. Этические и фактические ошибки. Определение этической и фактической ошибки. Их виды и способыпредупреждения. Редакторская работа с текстом. Логические ошибки в сочинении. Логические ошибки и их виды. Типичные логические ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом. Изобразительно-выразительные средства языка и речи. Тропы и синтаксические фигуры. Определение различных изобразительно-выразительных средств языка и речи. Функции тропов и синтаксических фигур в речи, их основные признаки. Творческая работа. Изобразительные возможности лексики. Основные термины лексикологии. Практическая работа с антонимами, синонимами, омонимами, фразеологизмами. Выбор стиля. Оригинальность. Редакторская правка текста. Анализ стилистических недостатков. Творческая работа по выработке индивидуального стиля. Что же значит «раскрыть тему» и как ее «закрыть»? Правильное понимание темы, формулировки сочинения. Что значит «соответствие теме»? Советы пишущему сочинение. Разработка подробного алгоритма написания сочинения. Привлечение опыта учащихся и аналитического материала по курсу. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 III. Тематическое планирование Название раздела Сочинение как текст. Основные требования, предъявляемые к сочинению на заданную тему. Критерии оценивания сочинения. Алгоритм написания сочинения. Тематические направления 2024-2025 учебного года. Анализ формулировки темы. Выбор темы и логический анализ ее формулировки. Различение понятий тема - проблема - тезис. Различение понятий тема - проблема - тезис. Тема-вопрос, тема-понятие, тема-утверждение. Сужение и расширение темы. Широкое и узкое понимание темы. Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме. Выстраивание ассоциативных цепочек из ключевых слов и вопросов к теме. Структура рассуждения: тезис - доказательство - вывод. Вступление главная часть - заключение. Виды вступлений: традиционное и оригинальное. Направление «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека». Отбор литературного материала. Сбалансированность частей сочинения. Практическая работа над вступлением к темам направления «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека: 1.1 Внутренний мир человека и его личностные качества». Практикум. Подготовка к написанию домашнего сочинения по направлению «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека: 1.1 Внутренний мир человека и его личностные качества». Практикум: анализ и редактирование домашнего сочинения. Виды грамматических ошибок. Грамматические ошибки и их виды. Грамматическая норма. Прием «Цветные поля». Главная часть сочинения: аргументация. Работа с вопросами темы. Формулировка аргументов. Виды и структура аргументов в сочинениирассуждении. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Тематическое направление «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»: Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом». Отбор литературного материала. Приём «Облакомыслей». Практикум. Подготовка к написанию домашнего сочинения по направлению направление 1 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека: 1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом». Практикум: анализ и редактирование домашнего сочинения. Орфографические и пунктуационные ошибки. Редакторская работа с текстом. Прием «Цветные поля». Тематическое направление «Духовно- нравственные ориентиры в жизни человека: 1.3. Познание человеком самого себя». Отбор литературного материала. Приём «Вершина». Практикум. Подготовка к написанию домашнего сочинения по направлению направление «Духовно- нравственные ориентиры в жизни человека: 1.3. «Познание человеком самого себя». Практикум: анализ и редактирование домашнего сочинения. Речевые ошибки в сочинении. Речевые ошибки и их виды. Типичные речевые ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом. Прием «Цветные поля». Заключение к сочинению. Виды заключений: традиционное и оригинальное. Тематическое направление «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»: 1.4. Свобода человека и ее ограничения. Отбор литературного материала. Приём «Предмет как проблема». Практикум. Подготовка к написанию домашнего сочинения по направлению «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»: «1.4. Свобода человека и ее ограничения». Практикум. Анализ и редактирование домашнего сочинения. Этические и фактические ошибки. Определение этической и фактической ошибки. Их виды и способы предупреждения. Редакторская работа с текстом. Прием «Цветные поля». Тематическое направление «Семья, общество, Отечество в жизни человека: 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции». Отбор литературного материала. Приём «Дерево предсказаний». Практикум. Подготовка к написанию домашнего сочинения по направлению «Семья, общество, Отечество в жизни человека: 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции». Практикум: анализ и редактирование домашнего сочинения. Логические ошибки в сочинении. Логические ошибки и их виды. Типичные логические ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом. Прием «Цветные поля». Тематическое направление «Семья, общество, Отечество в жизни человека: 2.2. Человек и общество, 2.3. Родина, государство, гражданская позиция 1 человека». Отбор литературного материала. Приём «Облако мыслей». Практикум. Подготовка к написанию домашнего сочинения по направлению «Семья, общество, Отечество в жизни человека: 2.2. Человек и общество». Практикум: анализ и редактирование домашнего сочинения. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 31 32 33 34 Изобразительно-выразительные средства языка и речи. Тропы и синтаксические фигуры. Определение различных изобразительновыразительных средств языка и речи. Функции тропов и синтаксических фигур в речи, их основные признаки. Прием «Цветные поля». Тематическое направление « Природа и культура в жизни человека: 3.1. Природа и человек. 3.2. Наука и человек. 3.3. Искусство и человек». Отбор литературного материала. Приём «Предмет как проблема». Практикум. Подготовка к написанию домашнего сочинения по направлению направление « Природа и культура в жизни человека: 3.1. Природа и человек. 3.2. Наука и человек. 3.3. Искусство и человек». Практикум: анализ и редактирование домашнего сочинения. Выбор стиля. Оригинальность. Редакторская правка текста. Анализ стилистических недостатков. Творческая работа по выработке индивидуального стиля. Прием «Цветные поля». Итоговое занятие. Занятие-консультация. 1 1 1 1 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Список литературы Итоговое выпускное сочинение в 11 классе от экспертов в области подготовки к ЕГЭ Н.А. Сениной, А.Г. Нарушевича и И.С. Нарушевич. Издательство «Легион» Русский язык. Литература, 2022. Итоговое сочинение. Трудно? Легко! / Л.И. Мальцева. –Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2021. Пименова В. «Сочинение как творческий вид работы. Из опыта учителя». Библиотечка «Первого сентября». Серия «Литература». Выпуск 5(17).- М.: 2021. Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе. Метод. рекомендации для образоват. организаций. — М.: Просвещение, 2021. Серия „Учимся с «Просвещением»“/„«Просвещение» — учителю“, 2020-2023. Серафимова В.Д. Практические материалы для подготовки к сочинениям, выпускным и вступительным экзаменам. Русские писатели XX и XXI веков.- //АСТ, Астрель, Москва, 2023 Сигов В. К., Ломилина Н. И. «Итоговая аттестация. Выпускное сочинение. 10-11 классы». Пособие издательства «Дрофа», 2022. Сочинение? Легко! 10—11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / [С. И. Красовская, М. И. Шутан, Е. А. Певак и др.]. — М.: Просвещение, 2021. Ходякова Л. А. и И. К. Геро «Подготовка к итоговому сочинению по литературе» «Русский язык в школе» № 2 за 2023 год. Щербакова О. И. Виды сочинений по литературе. 10−11 классы. (Методическое пособие для учителей). Интернет-ресурсы: http://sochinenie11.ru/o/140-2-knigi-po-podgotovke-k-itogovomu-sochineniyu.html; russkiy-na-5.ru; http://lanasvet1991.blogspot.ru/p/blog-page_7458.html; http://sochinenie.wikivote.ru; https://mogu-pisat.ru/spravochnik/nachalo/?clear_cache=Y?ELEMENT_ID=181332