Логинова Галина Петровна Подписано цифровой подписью: Логинова Галина Петровна Дата: 2024.09.07 14:05:17 +05'00' Пояснительная записка Факультативный курс «Пишем сочинение. Теория и практика» предназначен для учащихся 11 класса, рассчитан на 34 часа. Цель курса: формирование умения создавать в условиях ограниченного времени собственный текст, отражающий точку зрения обучающегося, аргументировать свою позицию, выстраивая рассуждение на основе предложенного текста. Задачи курса: способствовать развитию языковой, лингвистической, коммуникативной компетенции обучающихся; формировать систему теоретических сведений о структуре и компонентах сочинениярассуждения; продолжить формирование умения работать с текстами художественных произведений и литературно-критических статей; совершенствовать умения интерпретировать содержание текста; последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме; выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм; уметь создавать собственный текст определённой модели. I. Планируемые результаты Программа обеспечивает достижение выпускниками основного полного образования следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия). 1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия o Выпускник научится: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств. Предметные результаты Выпускник на базовом уровне научится: выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения; правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функциональностилевой принадлежностью текста; сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения; анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат; соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка. II. Содержание I. Вводное занятие. Особенность устной и письменной речи. Интерпретации и пределы толкований произведений. Обращение в сочинении к другим литературным и публицистическим произведениям. Словари и справочная литература. II. Требования к сочинению. Знакомство с критериями оценки. Работа над критериями К1-К4. Учимся искать и формулировать проблему текста, комментировать ее, выявлять позицию автора и аргументировать свое мнение. III. Пишем сочинение. Как начать сочинение. Виды вступлений. Работа с шаблонами. Как писать основную часть. Как уложиться в нужный объём. Если не хватает слов. Если чересчур много слов и мыслей (краткость – сестра таланта). Понятие лексических и грамматических явлений, умение находить их и пользоваться ими для выполнения поставленной задачи. Виды заключений. Работа с шаблонами. Логические ошибки – откуда они берутся и как их избежать. Совершенствуем свои навыки точной и выразительной письменной речи. Стилистика. Совершенствуем орфографические, пунктуационные и грамматические навыки. Речевые ошибки. Этические и фактические ошибки. Анализируем «чужие» ошибки, чтобы избежать собственных, редактируем тексты. Анализ работ. Оценка по критериям. III. Тематическое планирование № ТЕМА Кол-во часов I. Введение 1 2 3-5 6-10 11-13 14-16 17 18-20 21 22 23 24-25 26-27 28-29 30-31 32 33 34 Прежде чем писать сочинение. II.Требования к сочинению. Знакомимся с критериями оценки. К1. Выявление и формулировка проблемы. К2. Комментарий проблемы. К3. Позиция автора. К4. Аргументация. III. Пишем сочинение Как начинать сочинение. Как писать основную часть и как уложиться в нужный объем. О чем писать в заключении. Логические ошибки и как их избежать. Точность и выразительность речи. Работаем с орфографией. Работаем с пунктуацией. Грамматика. Виды грамматических ошибок. Речевые ошибки и как их избежать. Этические ошибки и фактические ошибки, как их избежать. Анализ ученических сочинений. Оценка по критериям. Дополнение комментариев к сочинению. Резервный урок Итого: 1 1 3 5 3 3 1 3 1 1 1 2 2 2 2 1 1 34 Календарно-тематический план № ТЕМА кол-во часов дата 1 07.09 1 3 5 3 3 14.09 21.09-05.10 12.10-16.11 23.11-07.12 14.12-28.12 1 3 1 1 1 2 2 2 2 1 11.01 18.01-01.02 08.02 15.02 22.02 01.03-15.03 22.03-05.04 12.04-19.04 26.04-03.05 10.05 17.05-24.05 I. Введение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Прежде чем писать сочинение. II.Требования к сочинению. Знакомимся с критериями оценки. К1. Выявление и формулировка проблемы. К2. Комментарий проблемы. К3. Позиция автора. К4. Аргументация. III. Пишем сочинение Как начинать сочинение. Как писать основную часть и как уложиться в нужный объем. О чем писать в заключении. Логические ошибки и как их избежать. Точность и выразительность речи. Работаем с орфографией. Работаем с пунктуацией. Грамматика. Виды грамматических ошибок. Речевые ошибки и как их избежать. Этические ошибки и фактические ошибки, как их избежать. Анализ ученических сочинений. Оценка по критериям. Дополнение комментариев к сочинению. Итого: 2 34