Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Факультативный курс Пишем сочинение. Теория и практика 11 класс

Логинова
Галина
Петровна

Подписано цифровой
подписью: Логинова
Галина Петровна
Дата: 2024.09.07
14:05:17 +05'00'

Пояснительная записка
Факультативный курс «Пишем сочинение. Теория и практика» предназначен для учащихся 11
класса, рассчитан на 34 часа.
Цель курса:
формирование умения создавать в условиях ограниченного времени собственный текст,
отражающий точку зрения обучающегося, аргументировать свою позицию, выстраивая
рассуждение на основе предложенного текста.
Задачи курса:
 способствовать развитию языковой, лингвистической, коммуникативной компетенции
обучающихся;
 формировать систему теоретических сведений о структуре и компонентах сочинениярассуждения;
 продолжить формирование умения работать с текстами художественных произведений и
литературно-критических статей;
 совершенствовать умения интерпретировать содержание текста; последовательно, логично
выражать мысли в письменной и устной форме; выражать свои мысли грамотно,
последовательно, связно, с соблюдением языковых норм;
 уметь создавать собственный текст определённой модели.
I. Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение выпускниками основного полного образования
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
 российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
 уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
 гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок,
осознанно
принимающего
традиционные
национальные
и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в
общественной жизни;
 формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;



организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
o Выпускник научится:
 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств.
Предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
 выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
 подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного
профиля обучения;
 правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при
построении текста;
 создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функциональностилевой принадлежностью текста;
 сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании
текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
 анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
 извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
 соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного
языка;
 оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
 анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в
тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
 комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
 использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли
и усиления выразительности речи;
 выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи;
 дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
 проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
 сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
 владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

 соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
 совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний
о нормах русского литературного языка.
II. Содержание
I. Вводное занятие.
Особенность устной и письменной речи. Интерпретации и пределы толкований
произведений. Обращение в сочинении к другим литературным и публицистическим
произведениям. Словари и справочная литература.
II. Требования к сочинению.
Знакомство с критериями оценки. Работа над критериями К1-К4. Учимся искать и
формулировать проблему текста, комментировать ее, выявлять позицию автора и аргументировать
свое мнение.
III. Пишем сочинение.
Как начать сочинение. Виды вступлений. Работа с шаблонами. Как писать основную часть.
Как уложиться в нужный объём. Если не хватает слов. Если чересчур много слов и мыслей
(краткость – сестра таланта). Понятие лексических и грамматических явлений, умение находить их
и пользоваться ими для выполнения поставленной задачи. Виды заключений. Работа с шаблонами.
Логические ошибки – откуда они берутся и как их избежать. Совершенствуем свои навыки точной
и выразительной письменной речи. Стилистика. Совершенствуем орфографические,
пунктуационные и грамматические навыки. Речевые ошибки. Этические и фактические ошибки.
Анализируем «чужие» ошибки, чтобы избежать собственных, редактируем тексты. Анализ работ.
Оценка по критериям.
III. Тематическое планирование
№

ТЕМА

Кол-во
часов

I. Введение
1
2
3-5
6-10
11-13
14-16
17
18-20
21
22
23
24-25
26-27
28-29
30-31
32
33
34

Прежде чем писать сочинение.
II.Требования к сочинению.
Знакомимся с критериями оценки.
К1. Выявление и формулировка проблемы.
К2. Комментарий проблемы.
К3. Позиция автора.
К4. Аргументация.
III. Пишем сочинение
Как начинать сочинение.
Как писать основную часть и как уложиться в нужный объем.
О чем писать в заключении.
Логические ошибки и как их избежать.
Точность и выразительность речи.
Работаем с орфографией.
Работаем с пунктуацией.
Грамматика. Виды грамматических ошибок.
Речевые ошибки и как их избежать.
Этические ошибки и фактические ошибки, как их избежать.
Анализ ученических сочинений. Оценка по критериям. Дополнение
комментариев к сочинению.
Резервный урок
Итого:

1
1
3
5
3
3
1
3
1
1
1
2
2
2
2
1

1
34

Календарно-тематический план
№

ТЕМА

кол-во
часов

дата

1

07.09

1
3
5
3
3

14.09
21.09-05.10
12.10-16.11
23.11-07.12
14.12-28.12

1
3
1
1
1
2
2
2
2
1

11.01
18.01-01.02
08.02
15.02
22.02
01.03-15.03
22.03-05.04
12.04-19.04
26.04-03.05
10.05
17.05-24.05

I. Введение
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Прежде чем писать сочинение.
II.Требования к сочинению.
Знакомимся с критериями оценки.
К1. Выявление и формулировка проблемы.
К2. Комментарий проблемы.
К3. Позиция автора.
К4. Аргументация.
III. Пишем сочинение
Как начинать сочинение.
Как писать основную часть и как уложиться в нужный объем.
О чем писать в заключении.
Логические ошибки и как их избежать.
Точность и выразительность речи.
Работаем с орфографией.
Работаем с пунктуацией.
Грамматика. Виды грамматических ошибок.
Речевые ошибки и как их избежать.
Этические ошибки и фактические ошибки, как их избежать.
Анализ ученических сочинений. Оценка по критериям. Дополнение
комментариев к сочинению.
Итого:

2
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».