Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Факультативный курс Трудные вопросы орфографии русского языка_7 кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
Приложение к основной образовательной
программе основного общего образования

Логинова
Галина
Петровна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Факультативного курса
«Трудные вопросы орфографии русского языка»
Уровень: основное общее образование
Класс: 7

г. Североуральск
пос. Третий Северный
2023

Подписано
цифровой
подписью:
Логинова Галина
Петровна
Дата: 2023.09.07
14:51:04 +05'00'

Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Трудные вопросы орфографии
русского языка» составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897,
образовательной программы МАОУ «СОШ № 15».
Рабочая программа факультативного курса предназначена для обучающихся 7
класса и составлена из расчета 1 час в неделю (3 часа в год).
Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися
данной возрастной категории устойчивых знаний в области фонетики, лексики,
словообразования, морфологии и, конечно же, орфографии. Зачастую же в практике
наблюдается, что орфографические навыки детьми 13-14-летнего возраста, в условиях
современной действительности, усваиваются слабо. Проблема отсутствия «языкового
чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. Именно это
заставляет учителей вновь и вновь обращаться к методикам, направленным на развитие
навыков орфографической «зоркости».
На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию
орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности,
развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня
сложности.
Программа курса
актуальна для учащихся, так как формирование
орфографической зоркости, лингвистических знаний и умений важно для повышения
уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для
дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского
языка.
Данный факультатив позволит не только восполнить пропущенный или забытый
материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с
такими фактами, которые не изучаются на уроках. Факультативный курс непосредственно
связан с программой по русскому языку для 5-9 классов. Он расширяет и систематизирует
теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и
навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к
успешному написанию контрольных работ.
С учетом современных требований к умениям и навыкам усилена практическая
направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует
прием графического объяснения написанного, то есть графическое выражение хода
размышлений учащихся.
Цель изучения курса: овладение теоретическими знаниями и практическими умениями
и навыками при изучении трудных вопросов орфографии.
Задачи:
➢ обобщить и углубить полученные ранее знания по правописанию;
➢ совершенствовать орфографическую грамотность учащихся;
➢ активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;
➢ обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках
русского языка и литературы;
➢ способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

Раздел I.

Планируемые результаты освоения факультативного курса

Личностные результаты
1.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
2.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
3.
Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том
числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе.
4.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
5.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к
творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления.
2.
Использование знаково-символических средств представления информации.
3.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора,
обработки, анализа, организации и передачи информации.
4.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
5.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
6.
Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с
содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками
по орфографии:
1. Находить в словах изученные орфограммы.
2. Уметь обосновывать их выбор.
3. Правильно писать слова с изученными орфограммами.
4. Находить и исправлять орфографические ошибки.
5. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.
Раздел II. Содержание учебного курса
Введение (1 ч)
Введение. Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах
Правописание корней (11 ч)
Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем. Правописание
корней с безударной гласной, проверяемой ударением. Правописание корней с безударной
гласной, не проверяемой ударением. Классификация и правописание корней с
чередующимися гласными. Корни с чередующимися гласными, зависящими от ударения
(-гор- - -гар-, -клон- - -клан-, -твор- - твар-, -зор- - -зар-), с чередующимися гласными,
зависящими от корневых согласных (-лаг- - -лож-, -раст-(-ращ-) - -рос-, -скак- - -скоч-), с
чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- - -бир- , -кос- - -кас-),
корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн- - -равн-, -плов- -плав-, -мок- - -мак-). Правописание корней с сомнительными согласными. Оглушение

согласных. Ассимиляция согласных. Чередование согласных в корнях слов. Правописание
корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях слов.
Правописание приставок (9 ч)
Правописание
приставок.
Классификация
приставок
(смыслообразующие
и
формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным
написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова). Приставки с
традиционным написанием. Приставки с позиционным написанием. Правописание
приставок пре-, при-; пра-, про-; раз-/с-, роз-/с-. Правописание разделительных Ъ и Ь
знаков. Буква Ы после приставок.
Правописание суффиксов (7 ч)
Понятие о суффиксе.
Классификация суффиксов.
Правописание суффиксов
существительных. Правописание суффиксов прилагательных. Правописание суффиксов
глаголов. Правописание суффиксов причастий. Правописание суффиксов деепричастий и
наречий.
Правописание окончаний (5 ч)
Понятие об окончании. Правописание окончаний имен существительных. Правописание
окончаний имен прилагательных и причастий. Правописание окончаний глаголов.
Итоговое тестирование (1 ч)
Раздел III. Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14
15
16

Раздел. Тема занятия

Кол-во
часов

Введение
Введение. Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах.
Правописание корней
Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем.
Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением.
Правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением.
Классификация и правописание корней с чередующимися гласными.
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от
ударения (-гор- - -гар-, -клон- - -клан-, -твор- - твар-, -зор- - -зар-).
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от
корневых согласных (-лаг- - -лож-, -раст-(-ращ-) - -рос-, -скак- - -скоч-).
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от
суффикса А (-бер- - -бир- , -кос- - -кас-).
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от
значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-).
Правописание корней с сомнительными согласными. Оглушение
согласных. Ассимиляция согласных. Чередование согласных в корнях слов.
Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные
согласные в корнях слов.
Контрольная работа на тему: «Правописание корней».
Правописание приставок
Правописание приставок. Классификация приставок (смыслообразующие и
формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с
позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла
слова).
Приставки с традиционным написанием.
Приставки с позиционным написанием.
Правописание приставок пре-, при-; пра-, про-; раз-/с-, роз-/с-.

1ч
1
11 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9ч
1

1
1
1

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

29
30
31
32
33-34

Правописание приставок пре-, при-; пра-, про-; раз-/с-, роз-/с-.
Самостоятельная работа.
Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.
Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок.
Контрольная работа.
Правописание суффиксов
Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов.
Правописание суффиксов существительных.
Правописание суффиксов прилагательных.
Правописание суффиксов глаголов.
Правописание суффиксов причастий.
Правописание суффиксов причастий.
Правописание суффиксов деепричастий и наречий. Самостоятельная
работа.
Правописание окончаний
Понятие об окончании. Правописание окончаний имен существительных.
Правописание окончаний имен существительных.
Правописание окончаний имен прилагательных и причастий.
Правописание окончаний глаголов.
Резервный урок

1
1
1
1
1
7ч
1
1
1
1
1
1
1
4ч
1
1
1
1
2ч

Календарно-тематическое планирование факультативного курса
«Трудные вопросы орфографии русского языка»
№ п/п

Раздел

1
2
3
4
5
6

Введение
Правописание корней
Правописание приставок
Правописание суффиксов
Правописание окончаний
Резервный урок

Кол-во
часов
1
11
9
7
4
2

Примерные
даты
04.09
10.09-03.12
10.12-11.02
18.02.-15.04
22.04-13.05
20.05-27.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».