Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15» Приложение к основной образовательной программе основного общего образования Логинова Галина Петровна РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Факультативного курса «Трудные вопросы орфографии русского языка» Уровень: основное общее образование Класс: 7 г. Североуральск пос. Третий Северный 2023 Подписано цифровой подписью: Логинова Галина Петровна Дата: 2023.09.07 14:51:04 +05'00' Пояснительная записка Рабочая программа факультативного курса «Трудные вопросы орфографии русского языка» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, образовательной программы МАОУ «СОШ № 15». Рабочая программа факультативного курса предназначена для обучающихся 7 класса и составлена из расчета 1 час в неделю (3 часа в год). Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися данной возрастной категории устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии и, конечно же, орфографии. Зачастую же в практике наблюдается, что орфографические навыки детьми 13-14-летнего возраста, в условиях современной действительности, усваиваются слабо. Проблема отсутствия «языкового чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. Именно это заставляет учителей вновь и вновь обращаться к методикам, направленным на развитие навыков орфографической «зоркости». На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Программа курса актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка. Данный факультатив позволит не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-9 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. С учетом современных требований к умениям и навыкам усилена практическая направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прием графического объяснения написанного, то есть графическое выражение хода размышлений учащихся. Цель изучения курса: овладение теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками при изучении трудных вопросов орфографии. Задачи: ➢ обобщить и углубить полученные ранее знания по правописанию; ➢ совершенствовать орфографическую грамотность учащихся; ➢ активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи; ➢ обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы; ➢ способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе. Раздел I. Планируемые результаты освоения факультативного курса Личностные результаты 1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 3. Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 5. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. 2. Использование знаково-символических средств представления информации. 3. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации. 4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 6. Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». Предметные результаты К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками по орфографии: 1. Находить в словах изученные орфограммы. 2. Уметь обосновывать их выбор. 3. Правильно писать слова с изученными орфограммами. 4. Находить и исправлять орфографические ошибки. 5. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами. Раздел II. Содержание учебного курса Введение (1 ч) Введение. Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах Правописание корней (11 ч) Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем. Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением. Правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением. Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Корни с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор- - -гар-, -клон- - -клан-, -твор- - твар-, -зор- - -зар-), с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных (-лаг- - -лож-, -раст-(-ращ-) - -рос-, -скак- - -скоч-), с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- - -бир- , -кос- - -кас-), корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн- - -равн-, -плов- -плав-, -мок- - -мак-). Правописание корней с сомнительными согласными. Оглушение согласных. Ассимиляция согласных. Чередование согласных в корнях слов. Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях слов. Правописание приставок (9 ч) Правописание приставок. Классификация приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова). Приставки с традиционным написанием. Приставки с позиционным написанием. Правописание приставок пре-, при-; пра-, про-; раз-/с-, роз-/с-. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок. Правописание суффиксов (7 ч) Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов. Правописание суффиксов существительных. Правописание суффиксов прилагательных. Правописание суффиксов глаголов. Правописание суффиксов причастий. Правописание суффиксов деепричастий и наречий. Правописание окончаний (5 ч) Понятие об окончании. Правописание окончаний имен существительных. Правописание окончаний имен прилагательных и причастий. Правописание окончаний глаголов. Итоговое тестирование (1 ч) Раздел III. Тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Раздел. Тема занятия Кол-во часов Введение Введение. Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах. Правописание корней Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем. Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением. Правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением. Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор- - -гар-, -клон- - -клан-, -твор- - твар-, -зор- - -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных (-лаг- - -лож-, -раст-(-ращ-) - -рос-, -скак- - -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- - -бир- , -кос- - -кас-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-). Правописание корней с сомнительными согласными. Оглушение согласных. Ассимиляция согласных. Чередование согласных в корнях слов. Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях слов. Контрольная работа на тему: «Правописание корней». Правописание приставок Правописание приставок. Классификация приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова). Приставки с традиционным написанием. Приставки с позиционным написанием. Правописание приставок пре-, при-; пра-, про-; раз-/с-, роз-/с-. 1ч 1 11 ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9ч 1 1 1 1 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33-34 Правописание приставок пре-, при-; пра-, про-; раз-/с-, роз-/с-. Самостоятельная работа. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок. Контрольная работа. Правописание суффиксов Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов. Правописание суффиксов существительных. Правописание суффиксов прилагательных. Правописание суффиксов глаголов. Правописание суффиксов причастий. Правописание суффиксов причастий. Правописание суффиксов деепричастий и наречий. Самостоятельная работа. Правописание окончаний Понятие об окончании. Правописание окончаний имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание окончаний имен прилагательных и причастий. Правописание окончаний глаголов. Резервный урок 1 1 1 1 1 7ч 1 1 1 1 1 1 1 4ч 1 1 1 1 2ч Календарно-тематическое планирование факультативного курса «Трудные вопросы орфографии русского языка» № п/п Раздел 1 2 3 4 5 6 Введение Правописание корней Правописание приставок Правописание суффиксов Правописание окончаний Резервный урок Кол-во часов 1 11 9 7 4 2 Примерные даты 04.09 10.09-03.12 10.12-11.02 18.02.-15.04 22.04-13.05 20.05-27.05