Логинова Галина Петровна Подписано цифровой подписью: Логинова Галина Петровна Дата: 2023.01.27 16:24:20 +05'00' Пояснительная записка Проблема распространения вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) среди подростков и молодежи в современной России не только остается чрезвычайно актуальной, но и обостряется с каждым годом. Сегодня общество переходит от декларативного признания необходимости профилактики ВИЧ/СПИДа к активным действиям. В эпидемический процесс ВИЧ-инфекции вовлечены все социальные и возрастные группы населения. Несмотря на выраженную тенденцию вовлечения в эпидемиологический процесс ВИЧ-инфекции старших возрастных групп, наибольшая доля ВИЧинфицированных приходится на лиц молодого возраста. Принимая во внимание международный опыт борьбы с эпидемией ВИЧ-инфекции и опыт, накопленный в России, можно констатировать, что превентивное обучение в области ВИЧ/СПИДа позволит не только уменьшить угрозу заражения, но и создать у подрастающего поколения установки на формирование навыков здорового образа жизни и ответственного поведения. Молодёжь – мощный ресурс деятельности в области профилактики. Придерживаться безопасного поведения и установок легче, если привыкать к ним заранее. Необходимость проведения информационно-просветительских мероприятий среди школьников не вызывает сомнения. Программа профилактики ВИЧ – инфекции в школе, формирование толерантного отношения к ВИЧ – положительным людям направлена на первичную профилактику ВИЧ/СПИДа среди подростков, формирование и развитие защитных факторов, препятствующих ВИЧ-инфицированию как биологическим (физиологическим), так и к психологическим и социальным факторам. Поэтому ведущими принципами работы в данном направлении являются программы формирования здорового образа жизни детей и подростков, их жизненных навыков, в том числе коммуникативных, а также подготовка к сложным жизненным обстоятельствам. Особое значение для здоровых несовершеннолетних имеет информационно-образовательная, просветительская работа по половому воспитанию, а также информация о ВИЧ-инфекции и методах ее предупреждения. Целью программы является первичная профилактика ВИЧ/СПИДа среди подростков посредством формирования системы духовно-нравственных ориентиров. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач: 1. Информирование подростков о ВИЧ-инфекции и сопряженных с ней проблемах, развитие представлений об основных источниках риска ВИЧ-инфицирования. 2. Формирование у обучающихся толерантного отношения к ВИЧ-положительным людям и их ближайшему окружению. 3. Организация систематической работы с родителями учащихся по информированию их о проблемах, связанных с ВИЧ-инфицированием, созданию поддерживающей воспитательной семейной среды. 4. Привитие норм ответственного поведения несовершеннолетних с формированием мотивации на здоровый образ жизни, изменение проблемного и рискованного поведения, повышение социальной, межличностной компетентности. Основные принципы информирования о ВИЧ: • достоверность информации; • не нанесение вреда неправильной (ложной) или неправильно понятой информацией; • исключение манипулирования информацией (смешение достоверной и недостоверной информации или подача достоверной информации в контексте, позволяющем делать ложные выводы); • нейтральность в подаче информации; • осведомленное согласие на получение профилактической информации; • взаимоуважение в процессе информирования; • всестороннее представление проблемы (объективность и многоаспектность: рассмотрение физиологического, социального, демографического, правового, духовного, психологического аспектов); • личностное отношение при информировании о путях предохранения от ВИЧинфекции; • адекватность целевой группе (социокультурная и когнитивная информации); создание экзистенциальной перспективы (альтернативность, иерархичность ступенчатой информации, расстановка ударений, побуждение к более полному восприятию жизни, с ценностями, смыслом, дальнейшей жизненной перспективой). Главные принципы реализации программы. Охрана здоровья связана с обучением и воспитанием – неразрывными элементами школьного образования: обучение – овладение знаниями и информацией; воспитание – формирование навыков ответственного поведения и здоровых установок, развитие личной и социальной компетентности. Профилактическое обучение основано на научно установленных закономерностях. Разработанная программа опирается на базовые принципы организации превентивного обучения в области ВИЧ/СПИД в образовательной среде: • Принцип системности предполагает разработку и проведение программных профилактических мероприятий на основе системного анализа актуальной социальной и эпидемиологической ситуации в отношении ВИЧинфекции в стране. • Принцип стратегической целостности определяет единую целостную стратегию профилактической деятельности, обусловливающую основные стратегические направления и конкретные мероприятия и акции. • Принцип многоаспектности • Образовательный аспект, формирующий базовую систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях ВИЧинфицирования. Социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни; Психологический аспект, направленный на формирование стрессоустойчивых личностных ресурсов, позитивно-когнитивных оценок, а также установок «быть успешным», быть способным сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации. • Принцип ситуационной адекватности означает соответствие профилактических действий реальной социально-экономической ситуации в стране и в образовательной среде, обеспечение непрерывности, целостности, динамичности, постоянства, развития и усовершенствования профилактической деятельности с учетом оценки эффективности и мониторинга ситуации. • Принцип индивидуальной адекватности подразумевает разработку профилактических программ с учетом возрастных, гендерных и др. особенностей целевых групп. • Принцип легитимности профилактическая деятельность должна соответствовать Федерации и существующим нормативным актам. • законодательству Российской Принцип соблюдения прав человека профилактические действия не должны нарушать права человека и свободу личности; в том числе, на участие несовершеннолетних в программах превентивного обучения, затрагивающих вопросы полового просвещения, должно быть получено согласие родителей (законных представителей) несовершеннолетних. • Принцип комплексности предполагает согласованность взаимодействия: на межведомственном уровне - органов и учреждений, отвечающих за реализацию различных аспектов профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде в рамках своей компетенции (органы и учреждения образования, здравоохранения и др.); на профессиональном уровне - специалистов различных профессий, в функциональные обязанности которых входят различные аспекты профилактической работы (педагоги, школьный педагог-психолог, школьный врач, социальный педагог, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних); на ведомственном уровне - органов управления образованием и органов управления здравоохранением на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также учреждений, отвечающих за взаимодействие координацию различных профилактических мероприятий превентивного обучения в области ВИЧ/СПИД в образовательной среде • Принцип научной обоснованности предполагает разработку и проведение профилактических мероприятий на основе современных научных взглядов и фактических материалов. Организация профилактической деятельности обучающихся исходит из того, что ожидания подростков связаны с успешностью, признанием со стороны семьи и сверстников, состоятельностью и самостоятельностью в реализации собственных замыслов. Целенаправленная профилактическая деятельность обучающихся должна быть обеспечена сформированной профилактической средой школы и укладом школьной жизни. Основные направления деятельности: -Информационное просвещение в области ВИЧ/СПИД всех участников образовательного процесса (обеспечение предоставления всесторонней и точной информации: о механизме инфицирования, путях передачи ВИЧ-инфекции, обстоятельствах, повышающих риск инфицирования (злоупотребление наркотическими средствами и др.), о мерах профилактики.) -Обучение ответственному поведению. -Формирование условий, поддерживающих профилактическую деятельность Организационные формы деятельности по предупреждению ВИЧ-инфекции: - фрагменты уроков и (или) отдельные уроков в рамках учебных предметов биология, литература, обществознание, ОБЖ, история; - консультации, организуемые для учащихся и родителей; - внеучебные и внеурочные массовые акции; - тематические классные часы; Ожидаемые результаты Высокий уровень информированности, проявляющийся в знании механизмов распространения ВИЧ – инфекции, способов профилактики заражения. Устойчивая личностная позиция участников образовательного процесса в вопросах морально – нравственных ценностей. Снижение подверженности факторам риска ВИЧ-инфицирования. Толерантное отношение к ВИЧ - позитивным людям и их окружению. Содержание деятельности № Направление / мероприятия Сроки Информационное просвещение работников школы 1 раз в год По мере поступления информации Ответственные 1. 2. Лекция «ВИЧ – инфекция» Оформление раздела «Всё о ВИЧ – инфекции» 3. Анкетирование с целью выяснения 1 раз в год степени информированности в вопросах ВИЧ - профилактики Администрация 4. Распространение печатной информации 1 раз в триместр Администрация 5. Подготовка и пополнение копилки Постоянно информационно – методических материалов для использования в работе с учащимися на бумажных и электронных носителях Администрация 6. Повышение квалификации в вопросах профилактики ВИЧ с использованием вебинаров, семинаров, курсовой переподготовки Администрация Регулярно Администрация Информационное просвещение родителей (законных представителей) учащихся 7. Получение информированного согласия родителей 8 – 9 классов на проведение мероприятий по профилактике ВИЧинфекции с их ребёнком (форма в приложении 1) 8. Беседы на родительских собраниях 1 раз в полугодие «Профилактика ВИЧ – инфекции» Включение вопроса 1 раз в год «Профилактика ВИЧ» в тематику общешкольных родительских собраний 9. Сентябрь Классные руководители Классные руководители Администрация, 10. Размещение информации по вопросам профилактики ВИЧ на официальном сайте школы постоянно Администратор сайта 11. Индивидуальные консультации по запросам По мере поступления запроса Администрация Медицинский работник Информационное просвещение учащихся (В программе принимают участие те учащиеся, родители которых дали письменное согласие.) 12. Классные часы по профилактике вредных 1 раз в полугодие Классные руководители привычек 1-5 класс, профилактике ВИЧ/СПИДа 6-9 классы Беседа «Заботимся о своем здоровье» с уч-ся 1 раз в триместр 1 – 9 кл. Включение вопросов профилактики ВИЧ По плану педагога инфекции по предметам ОБЖ, обществознание, биология, химия, география, литература, физическая культура. Классные руководители 15. Размещение информации по вопросам Постоянно профилактики ВИЧ на официальном сайте школы (раздел «Профилактическая работа») Администрация 16. Организация «Всемирного дня борьбы со Ежегодно 1 декабря СПИДом» Классные часы по темам профилактики ВИЧ По плану – инфекции с использованием современных образовательных технологий Педагогический коллектив Классные руководители 13. 14. 17. Учителя - предметники Обучение ответственному поведению 18. Классные часы в рамах направления воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни 19. Встречи с выпускниками с целью знакомства По плану Оргкомитет учеников с возможностями воспитательной работы профессионального и жизненного определения 20. Мероприятия по пропаганде здорового образа Постоянно жизни Акции, посвященные Всемирному дню 1 декабря борьбы со СПИДом 25. Мониторинг результатов По плану кл. руководителей Классные руководители Педагоги Зам. директора по ВР № 1. 2 Сроки Март Июнь Метод Анкетирование Самообследование школы, включая вопросы сформированной навыков ЗОЖ, социальной активности 3 Ежеквартально, до 25 числа Анализ информации классных руководителей о деятельности по профилактике ВИЧ-инфекции Приложение 1 Анкета 1 № 1. 2. 3. 4. 5. Вопрос Можно ли снизить риск передачи ВИЧ, если иметь половые контакты только с одним верным партнером? Можно ли снизить риск передачи ВИЧ, если использовать презервативы? Может ли здоровый на вид человек иметь ВИЧ? Можно ли заразиться ВИЧ через укус комара? Можно ли заразиться ВИЧ, если принимать пищу совместно с ВИЧ – инфицированным? Да Анкета 2 1. Что такое СПИД? А) венерическая болезнь; Б) болезнь иммунной системы; В) инфекционная болезнь; Г) социальная болезнь. 2. Что такое ВИЧ-инфекция? А) инфекционное заболевание людей; Б) эпидемическое распространение заболевание СПИД; В) инфекционное поражение иммунной системы; Г) наличие в организме человека ВИЧ и связанные с ним проявления. 3. Чем вызывается заболевание СПИД? А) различными микроорганизмами; Б) употреблением наркотиков; В) вирусом иммунодефицита человека; Г) аморальным поведением. 4. От кого можно получить заражение ВИЧ-инфекцией? А) от больного иммунодефицитом; Б) от кошки со СПИДом; В) от больного саркомой; Г) от здорового человека носителя ВИЧ. 5. Как реально передается возбудитель СПИД? А) при общении с больным СПИДом; Б) при взятии крови в лечебном учреждении; Нет В) при половом контакте; Г) при поцелуе. 6. Каковым из указанных путей возможна передача ВИЧ? А) от матери ребенку; Б) кровососущими насекомыми; В) через маникюрный инструмент; Г) при половой связи с использованием презерватива. 7. Кто имеет наибольший риск заражения ВИЧ? А) наркоман; В) больной в лечебном учреждении; в) постоянный половой партнер. 8. Через какое время после заражения развивается заболевание СПИД? а) сразу после заражения; б) в среднем через 5 лет; в) через несколько месяцев; г) через 3-4 недели. 9. Каков исход от СПИД? а) инвалидность; б) истощение сил организма; в) смерть; г) выздоровление при интенсивном лечении. 1о. Какое самое эффективное средство профилактики СПИД? а) знание путей передачи ВИЧ и избежание риска контакта с потенциально зараженными лицами; б) проведение прививок; в) проведение медикаментозной профилактики; г) использование презервативов при половых связях. 11. Что наиболее правильно в отношении зараженного ВИЧ? а) изоляция его от общества; б) сострадание и забота о его судьбе; в) помещение в профилакторий; г) оповещение о его заразности друзей, знакомых. Анкета 3 1. Слышали ли Вы о ВИЧ-инфекции? а) да б) нет 2. Если да, то достаточно ли Вы проинформированы о ВИЧ? а) достаточно б) не достаточно в) нечего не знаю г) затрудняюсь ответить 3. Как Вы считаете ВИЧ и СПИД, это одно и тоже? а) да б) нет в) отличается, но не знаю чем г) затрудняюсь ответить 4. Что такое СПИД? а) инфекция б) вирус в) неизлечимое заболевание г) излечимое заболевание 5. Что вызывает СПИД? а) бактерия б) вирус в) грибок г) не знаю 6. Знаете ли Вы, как передается ВИЧ? а) через иглу наркомана б) через поцелуй в) при переливании крови г) при рукопожатии д) от матери к ребенку е) при половом контакте ж) при укусе комара з) по воздуху ж) затрудняюсь ответить и) Ваш вариант 7. Как можно защититься от ВИЧ? а) не принимать наркотики б) избегать случайных половых контактов в) не пользоваться общим бассейном г) пользоваться только одноразовыми шприцами д) не пользоваться общей посудой ВИЧ-инфицированным е) избегать переливания не обследованной на ВИЧ донорской крови ж) вести здоровый образ жизни з) всегда пользоваться презервативом и) затрудняюсь ответить 8. Как Вы думаете, какие группы населения больше всего рискуют заразиться ВИЧ? а) женщины секс бизнеса б) наркоманы в) гомосексуалисты г) люди, которым переливалась донорская кровь д) заключенные е) медицинские работники ж) подростки з) затрудняюсь ответить 9. Как Вы думаете, можно ли отличить по внешнему виду здорового человека от человека, инфицированного ВИЧ? а) да б) нет 10.Есть ли у Вас знакомые, зараженные ВИЧ/СПИДом?а) да б) нет 11. Готовы ли Вы что-либо предпринять или изменить в своей жизни, чтобы снизить риск заражения ВИЧ лично для себя? а) да б) нет 12. А для своих близких? а) да б) нет 13. Куда можно обратиться у нас в городе, чтобы сдать анализ на ВИЧ? а) не знаю б) у нас в городе нет такой лаборатории в) в городские больницы г) социальные службы д) затрудняюсь ответить 14. Как Вы считаете, достаточно ли в нашем городе освещают проблему ВИЧ/СПИДа? а) достаточно б) не достаточно в) не знаю г) затрудняюсь ответить Анкета 4 1. Что такое ВИЧ-инфекция? А. Неизлечимое инфекционное заболевание. Б. Неизлечимое врожденное заболевание. В. Неизлечимое кожное заболевание. Г. Неизлечимое заболевание крови. 2. СПИД – это: А. То же, что и ВИЧ-инфекция. Б. Конечная стадия развития ВИЧ-инфекции. В. Смертельное заболевание, но не ВИЧ-инфекция. Г. Возникает только при развитии других инфекций у ВИЧ-инфицированного больного. 3. Заболевание ВИЧ возникает при попадании вируса иммунодефицита человека: А. В слюну. Б. В кровь. В. На кожу. Г. Всеми указанными путями. 4. СПИДом можно заразиться: А. При поцелуе. Б. Если пользуешься одним стаканом, расческой, туалетом. В. Если вместе куришь сигарету. Г. Только при попадании вируса в кровь ( при половом контакте без презерватива, при использовании инфицированного шприца, при переливании зараженной крови). 5. СПИД переносится: А. Комарами. Б. Домашними животными. В. Только от человека к человеку. Г. Всеми указанными способами. 6. СПИДом чаще других могут болеть: А. Наркоманы. Б. Лица, имеющие беспорядочные половые связи. В. Гомосексуалисты. Г. Все указанные категории. 7. При обращении за медицинской помощью: А. Всегда требую проведения всех манипуляций только стерильным или одноразовым инструментарием. Б. Мне все равно, я доверяю врачам. В. Только, когда делаю внутривенные инъекции, требую одноразовый шприц. Г. Только при посещении стоматолога контролирую, чтобы врач надевал перчатки. 8. Если я узнаю, что среди моих друзей есть ВИЧ-инфицированный, то я: А. Моментально прекращу все контакты с ним, но сам обследоваться не буду. Б. Прекращу общение с этим человеком, обязательно обследуюсь на ВИЧ анонимно. В. Буду соблюдать особенно тщательно правила защиты от ВИЧ-инфекции, обследуюсь анонимно, но общение не прекращу. Г. Мне все равно. 9. Если при анонимном обследовании у меня обнаружат ВИЧ: А. Я буду жить как раньше, никому ни о чем не скажу, ничего не изменю в своей жизни. Б. Буду лечиться втайне от всех, но воздержусь от половых контактов без средств защиты, не допущу использования для других своих шприцев и медицинских инструментов, никогда не стану донором. В. Я буду втайне от всех лечиться, но защищать других не обязан. Г. Я не буду лечиться и буду заражать других. 10. Я должен воспользоваться презервативом: А. Только при первом половом контакте с этим партнером. Б. При каждом половом акте. В. Только при оральном половом контакте. Г. Только при половом контакте с ВИЧ-инфицированным партнером. 11. Я посещаю предлагаемые лекции о вреде СПИДа, потому что: А. Этого требуют учителя. Б. Мне просто интересно послушать, но это не значит, что я буду выполнять рекомендуемые меры защиты. В. Я забочусь о своем здоровье и пытаюсь все запомнить. Г. По другой причине. 12. Если мне предложат попробовать шприцевые наркотики, то я: А. Соглашусь, чтобы быть своим в компании. Б. Ни за что не соглашусь, потому что боюсь заболеть СПИДом. В. Соглашусь, потому что не верю, что можно уберечься от СПИДа. Г. Для меня этот вопрос не важен, так как я уже пробовал шприцевые наркотики. 13. Я согласен с мнением, что: А. При частой смене полового партнера увеличивается риск заражения ВИЧ-инфекцией. Б. Наркоманы заражаются при использовании общих шприцев, игл, жидкости для промывания шприцев, инфицированного наркотического вещества. В. Новорожденные дети могут заразиться от больной матери до и во время родов. Г. Каждое из этих утверждений верно. 14. Исключение детей, больных ВИЧ из общественной жизни и из школы: А. Оправдано, так как снижает риск распространения инфекции. Б. Оправдано, так как снижает риск заболевания ВИЧ-инфицированных простудными заболеваниями. В. Мне все равно. Г. Неправильно, так как это нарушение прав человека и не имеет никакого медицинского смысла. 15. Мы все вместе сможем избавиться от риска дальнейшего распространения ВИЧ/СПИДа, если: А. Усилим просветительскую работу среди подростков. Б. Обеспечим обследование беременных на ВИЧ и снизим число инфицированных новорожденных. В. Будем соблюдать все правила индивидуальной защиты. Г. Все указанные меры будут соблюдаться как можно большим количеством людей.