Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Я-доброволец 24-25

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ СЕВЕРОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Социально-гуманитарной направленности
«Я-доброволец!»
Возраст обучающихся: 11-17 лет
Срок реализации: 2 года

Логинова
Галина
Петровна

Подписано
цифровой
подписью:
Логинова Галина
Петровна
Дата: 2024.09.20
09:19:27 +05'00'

Составитель:
Тимирева Наталья Петровна,
педагог дополнительного образования

Североуральский городской округ,
п. Третий Северный
2024

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт программы

с
т
р
3

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

4

1.1. Пояснительная записка

4

1.1.1. Направленность программы

4

1.1.2. Актуальность программы

6

1.1.3. Отличительные особенности программы

7

1.1.4. Адресат программы

8

1.1.5. Срок реализации программы

9

1.1.6. Объем программы

9

1.1.7. Формы обучения, особенности организации

9

образовательного процесса
1.2. Цель и задачи программы, планируемые результаты
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
1.3.2. Содержание учебного плана
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических
условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Формы текущего контроля/промежуточной аттестации
2.3. Материально-техническое обеспечение
2.4. Информационное обеспечение
2.5. Кадровое обеспечение
2.6. Методические материалы
2.7. Оценочные материалы

1
1
1
2
1
3
1
5
2
8
2
8
3
4
3
7
3
8
3
9
3
9
4

8
2.8. Список литературы
Приложение

4
8
5
2

Паспорт программы

Ф.И.О. автора

Наименование программы

Муниципальное общеобразовательное
учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №15»
«Я-доброволец»

Тип образовательной программы

Дополнительная

Направленность деятельности

общеобразовательн
ая (общеразвивающая) программа
Социально-гуманитарная

Образовательная область

Добровольчество

Вид программы

Модифицированная

Возраст учащихся

11-17

Срок обучения

2 года

Учреждение

Объем часов по годам обучения

68 часов

Уровень освоения содержание
образования

Базовый уровень

Цель программы

Формирование
нравственных
и
коммуникативных качеств личности,
активной жизненной и гражданской
позиции,
способствующ
ей
самоопределению
и
самореализации личности ребенка
через участие его в волонтерском
движении.
2024

С какого года реализуется

3

Тимирева Н.П.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Я - доброволец» предполагает включение детей в социально-значимую
деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции,
развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести
жизненный опыт.
1.1.1 Направленность программы
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Я

-

доброволец» (далее - Программа) имеет социально-гуманитарную направленность.
Уровень программы: базовый.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
-

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 16 «Реализация

образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий») от 29 декабря 2012 г. № 273.
-

Приказ Минпросвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и

осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» от 09.11.2018 № 196.
-

Приказ Министерства просвещения РФ от 17 марта 2020 г. № 103 «Об

утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных
программ

среднего

профессионального

образования

и

дополнительных

общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий».
-

Приказ Министерства просвещения РФ от 17 марта 2020 г. № 104 «Об

организации образовательной деятельности в организациях, реализующих

4

образовательные программы начального общего, основного общего и
среднего

общего

профессионального

образования,

образовательные

образования,

программы

соответствующего

среднего

дополнительного

профессионального образования и дополнительные общеобразовательные
программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на
территории Российской Федерации».
Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О

-

направлении методических рекомендаций» Методические рекомендации по реализации
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий.
Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О

-

реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных

общеразвивающих

программ

с

использованием

дистанционных

образовательных технологий».
Министерство просвещения РФ, Федеральное государственное бюджетное

научное

учреждение

«Институт

возрастной

физиологии

Российской

академии

образования» (ФГБНУ «ИВФ РАО»). Методические рекомендации по рациональной
организации занятий с применением электронного

обучения и дистанционных

образовательных технологий.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
информации»

Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении
(методические

общеобразовательных
программы).

5

рекомендации

общеразвивающих

по

проектированию

программ

(включая

дополнительных
разноуровневые

-Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
-Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

РФ

от04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14"Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей» (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы…»)"" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа
2014 г. Регистрационный N 33660).
1.1.2 Актуальность программы
Задача социального становления личности ребенка сегодня является важной и
актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того
насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития
нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим важную социальнозначимую роль приобретает организация деятельности по созданию условий для
социального становления подростков, развития их социальной активности.
Участие в общественно направленной деятельности, социально признаваемой и
одобряемой, позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в
себе и своей значимости для других, формирует у подростка общественно направленную
мотивацию.
Миссия нашего волонтерского объединения – внести вклад в физическое и
нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче. Мы
понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью,
если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь
и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его
социальную компетенцию.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться

6

в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен
обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в
процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих
занятиях, на тренинговых занятиях, учебах и сборах. По принципу «равный –
равному» волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях
профилактики и «добрых уроках», в выступлениях на сцене, на занятиях с
элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других,
будут обучаться сами.
Особую

актуальность

в

настоящее

время

приобрел

вопрос

использования дистанционных образовательных технологий и электронного
обучения, где основными формами дистанционного процесса обучения
являются практико-ориентированные учебные занятия, творческие и онлайнмастер-классы,

тематические

праздники,

акции,

онлайн-задания,

интерактивные лекции. Работа в волонтерском отряде поможет ребятам
поменяться внутренне, и даже внешне. Сам подросток обретет самоуважение,
станет уверенным и в то же время научится проявлять толерантность и
уважение к окружающим.
1.1.3 Отличительные особенности программы
Анализ

отдельных

программ:

дополнительная

образовательная

программа

«Волонтеры»/авт.-сост. Березина А.Н.; образовательная программа дополнительного
образования детей «Основы организации волонтерской деятельности»/ авт. – сост.
Костылева Т.П.; дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волонтерское движение», авторы Пояркова Л.И., Соловьёва О.Г., показал, что отличие
программы «Я - доброволец» состоит в следующем:
-

изменения в разделе «Содержание программы» (введение новых тем в

учебный план, а именно направлений ОООО «ФДО» и РДШ);
-

программа подразумевает изучение направлений Российского движения

школьников, такие как: гражданская активность, личностное развитие, военнопатриотическое, информационно – медийное, а также работу по

7

направлениям ОООО «Федерация детских организаций», такие как:
«Действуй» - патриотическое, «Объединяй» - гражданская активность,
«Продвигай» - информационно-медийное, «Создавай» - личностное развитие;
- изменения в количестве часов для изучения тем;
- в структурировании тем по разделам.
Обучение по данной программе рассчитано на 2 года и представляет собой систему
взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов, проводятся обсуждения и
дискуссии на интересные темы, в процессе которых отрабатываются навыки руководства
малым коллективом или группой, техника ведения разговора, спора, умение упорядочить
точки зрения, достигать согласия и находить решения в группе. Обучающийся получает
поддержку и уважение сверстников, имеет возможность приобрести новых друзей, иметь
практику общественной жизни, он чувствует себя нужным и способным помочь
множеству людей, оказавшихся в трудной ситуации.
В связи с переходом на смешанное обучение в программе используются
преимущественно информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют
интенсифицировать формы и методы традиционных подходов к обучению.
1.1.4 Адресат программы
Программа рассчитана на учащихся 11-17лет.
1- ый год обучения – учащиеся 11-13 лет
2- ой год обучения – учащиеся 14-17 лет.

Психологические особенности учащихся 11 – 13 лет.
В

подростковом

возрасте

социальная

деятельность

становится

личностной

потребностью. Этот период отличается повышенной интеллектуальной активностью,
желанием развивать и демонстрировать свои способности; стремлением получать
высокую оценку окружающих.
Осуществление

социально

признаваемой

деятельности

соответствует

психологическим требованиям подросткового возраста. Мотивы приобщения

8

подростков к волонтерству различны. Но чаще всего подростками движет
стремление чувствовать себя нужными, полезными людям, быть членами
команды, заслужить уважение и поддержку окружающих
Психологические особенности учащихся 14 – 17 лет.
Этап формирования самосознания, собственного мировоззрения, этап принятия
ответственных решений. В возрасте 14-17 лет юноши и девушки уже понимают, что
любое решение, принятое сегодня, может повлиять на то, что будет завтра;
рассматривают несколько вариантов исхода событий, т.е. подростки просчитывают линию
своего поведения,

начинают задумываться о будущей профессии и о будущем в

принципе.
1.1.5 Срок реализации программы
Срок реализации программы – 2 года, 34 часа в год. Итого за 2 года – 68 часов.
1.1.6 Объем программы
Занятия I первого года обучения формируют интерес к социально- значимой
деятельности, развивают коммуникативные умения, первичные организаторские навыки,
предлагают опыт участия в социальных акциях.
На II году обучения большое внимание уделяется совершенствованию навыков
лидерского поведения, социального проектирования, расширению опыта участия в
общественно-значимых акциях и проектах; готовности к осуществлению добровольческой
деятельности.
1.1.7 Формы обучения, особенности организации образовательного
процесса
При реализации программы применяется смешанная форма обучения с
использованием дистанционных образовательных технологий и средств
электронного обучения. Очная форма обучения включает: образовательный
процесс, предполагающий проведение аудиторных и выездных занятий.
Основными формами дистанционного процесса обучения являются практикоориентированные учебные занятия, онлайн-мастер-классы, тематические
праздники, онлайн-задания, интерактивные лекции.

9

Групповая, индивидуальная, работа в микрогруппах. Основной формой
обучения являются групповые занятия. Состав групп - одновозрастной.
Численный состав группы – 10 человек.
Комплектование групп проводится в начале сентября. Приём подростков в
объединение осуществляется по принципу добровольности. При приёме проводится
собеседование, позволяющее определить психологические особенности подростка,
составить представление о его интересах, окружении (товарищах).
Очнообучающиеся занимаются на занятиях согласно расписанию.
Дистанционно занимаются дети, которые получают задания по электронной
почте для выполнения каких- либо творческих заданий или участия в
заочных конкурсах, либо с использованием онлайн-площадок.
Формы дистанционного обучения:
- индивидуальные или групповые online-занятие;
-образовательные online – платформы; цифровые образовательные ресурсы;
видеоконференции

(Skype,

Zoom);

социальные

сети;

мессенджеры;

электронная почта;
- комбинированное использование online и offline режимов;
- видеолекция;
- оnline-консультация и др.
Сервисы для проведения видеоконференций: Skype, Zoom.
В условиях сетевого взаимодействия в социальной сети «Вконтакте» создана беседа
для быстрого и мобильного общения участников объединения, где проходят обсуждения
в режиме «онлайн».
Одним из основных преимуществ смешанного обучения, по сравнению с
традиционным, является возможность учащихся выступать в качестве активных
участников образовательного процесса, самостоятельно выбирая для себя наиболее
интересные области, работая над индивидуальными и групповыми проектами. Каждый
учащийся сам выбирает себе тот материал, который соответствует его способностям и
знаниям.

10

1.2 Цель и задачи Программы, планируемые результаты
1.2.1Цель программы: формирование активной гражданской позиции,
готовности включения в социально-значимую деятельность в процессе
овладения навыками волонтерской деятельности.
Задачи программы:
воспитательные:
воспитать

-

толерантные

качества

личности,

милосердие,

доброту,

отзывчивость;
- сформировать коммуникативные качества, умение работать в команде;
- воспитать лидерские качества, уверенность в себе;
-сформировать

чувство

коллективизма,

готовность

безвозмездно,

бескорыстно служить обществу;
развивающие:
- развить логическое, аналитическое мышление;
- развить зрительную, слуховую память, устойчивость внимания;
развить

-

наблюдательность,

познавательную

активность,

творческие

способности;
образовательные:
-

познакомить с историей возникновения волонтерства в России и странах

мира;
-

овладеть различными видами информационных технологий и элементами

IT-компетенций;
-

обучить разнообразным формам организации и реализации мероприятий

социального значения и пропаганде здорового образа жизни;
-

овладеть психологическими знаниями, позволяющими подросткам лучше

понимать себя и уметь взаимодействовать с людьми различных социальных категорий.
1.2.2 Планируемые результаты
Личностные результаты.
-воспитаны такие личностные качества как толерантность,

11

дисциплинированность, ответственность;
-сформированы

коммуникабельность,

умение

работать

в

команде,

инициативность;
-

сформированы лидерские качества, что будет способствовать организации и

проведению волонтёрских мероприятий;
- сформировано чувство безвозмездной помощи людям.
Метапредметные результаты.
-

развиты логическое, аналитическое мышление, что проявляется в умении

выстроить алгоритм организации мероприятия, принять быстрое решение в сложившейся
ситуации, провести объективный анализ результатов;
-развита ассоциативная, зрительная, слуховая память, способность управлять
своим вниманием;
-

сформирована устойчивая познавательная активность, что поможет

осваивать

большой объём учебного

материала; осуществлять

поиск

необходимой информации; отмечается развитие творческих способностей, что позволит
подростку творчески проявлять себя в разработке заданий тренингов,
подготовке фото и видеоотчета, плакатов, буклетов, рекламы, организации
мероприятий в форматах волонтерской деятельности. Предметные результаты
-

изучат историю возникновения, формы и направления волонтёрской

деятельности в России и в странах мира;
- сформированы элементы IT- компетентностей обучающихся;
-

обучены различным формам организации и реализации социальных

мероприятий на практике и выступать в роли организаторов;
-

ознакомлены с формами профилактической деятельности и пропаганды

здорового образа жизни;
-

овладели психологическими знаниями, позволяющими подросткам лучше

понимать себя и уметь взаимодействовать с людьми различных социальных категорий.

12

1.3 Содержание программы
1.3.1 Учебный план 1 года обучения (11-13 лет)
№
п
/
п

I
1.1
1.2
1.3
II
2.1
2.2
2.3

III
3.1
3.2
3.3
3.4
IV
4. 1
4.1.1
4.1.2
4.2

13

Название
раздела, темы

Количество часов
всег
о

теор
ия

пр
ак
ти
ка
1

Формы
контроля
и/или
аттестации

0
Диагностика
Вводное занятие.
1
Волонтерская деятельность один из видов социального
служения.
Диагностика
Модуль: «Исторические аспекты волонтёрства» - 3 часа
История возникновения
1
0
Тематический
1
волонтёрства в России
контроль
Направления волонтерской
1
0
Тематический
1
деятельности в России
контроль
История возникновения
1
0
Опрос
1
волонтёрства в странах мира
Модуль «Организационно – педагогические аспекты
волонтёрской деятельности» - 3 часа
Основные виды и направления
1
0
Тематический
1
волонтерской деятельности
контроль
Организация деятельности
1
0
Опрос, собеседование
1
добровольческого объединения
Структура волонтерского отряда
1
0
Кейс-метод
1
и мотивация волонтерской
деятельности
Модуль «Психологическая подготовка волонтёра»
(занятия с участием психолога) – 8 часов
Тренинг личностного роста
3
1
2
Тренинг, ролевые
игры
Тренинг коммуникативных
1
1
Тренинг, ролевые
2
навыков
игры
Тренинг толерантности
1
0
1
Тренинг, ролевые
игры
Лидерство в волонтерском
1
1
Тренинг, ролевые
2
объединении
игры
Модуль «Технологические аспекты волонтёрской деятельности» - 8 часов
Информационные технологии
в
работе волонтера
Социальная реклама
1
0
1
Социальная реклама
Социальный плакат
1
0
1
Социальный плакат
Технологии организации
волонтерской
деятельности

4.2.1

4.2.2

V
5.1

5.2

5.3

Первичная профилактика
1
1
Акции, выставки и
2
асоциальных явлений
другие формы
работы по ЗОЖ
В молодежной среде и
пропаганда здорового образа
жизни
Современные формы
1
3
Дискуссия,
4
проведения мероприятий
социальные ролики.
профилактической
направленности
Модуль «Социальная деятельность» - 11 часов
Конкурсы и проекты, в том числе
1
2
Фотоотчеты, выпуск
3
по направлениям ОООО
публикаций,
«ФДО» и РДШ
написание постов
Акции и мероприятия РДШ
1
4
Фотоотчеты, выпуск
5
публикаций,
написание
постов
Мероприятия воспитательного
1
2
Акции, фото и
3
и познавательного характера
видеоотчеты.
Итоговое занятие
1
1
Диагностика
ИТОГО:
34
14
20

Учебный план 2 года обучения (14-17 лет)
№
п
/
п

I
1.1

II
2.1

2.1
2.2

2.3

2.4

14

Название раздела, темы

Количество часов
всего

теори
я

прак
тика

Вводное занятие
0
1
1
Вводный инструктаж
Модуль «Исторические аспекты и нормативно - правовые документы
волонтёрства» - 1 час
Волонтерство в мировом масштабе.
1
1
0
Нормативно — правовые
документы
Модуль «Организационно – педагогические аспекты
волонтёрской деятельности» - 6 часов
«Взаимодействие волонтерского отряда
1
1
0
с государственными и
Общественными организациями»
Целевые группы волонтерской
1
1
0
деятельности
Основы
1
0
1
социального
проектирования
PR-кампания социального мероприятия
2
1
1
и волонтерского
отряда
Основы фандрайзинга
1
0
1
социальных мероприятий

Формы
контроля
и/или
аттестации
Диагностика

Интерактивная
лекция

Собеседование.
Интерактивная
лекция
Разработка
проекта,
презентация
Презентация
Презентация

III
3.1
3.2

IV
4.1
4.1.1

4.1.2
4.1.3
4.2
4.2.1
4.2.2

V
5.1

5.2

5.3

Модуль «Психологическая подготовка волонтёра» - 4 часа
Особенности работы с
2
1
1
Опрос, ролевые
младшими школьниками
игры
Психологические
2
1
1
Опрос,
особенности людей
ролевые игры
пожилого возраста
Модуль «Технологические аспекты волонтёрской деятельности» - 14 часов
Информационные технологии в
работе волонтера
Информационный буклет
2
1
1
Информационн
ы
й буклет
Компьютерная презентация
4
2
2
Компьютерная
презентация
Социальный видеоролик
4
2
2
Социальный
видеоролик
Технологии организации
волонтерских
мероприятий
Социальная акция
2
1
1
Акция
Первичная профилактика
2
1
1
Разработка
асоциальных явлений в
мероприятия,
молодежной среде и пропаганда
тренинг
здорового образа жизни»
Модуль «Социальная деятельность» - 8 часов
Конкурсы и проекты, в том числе по
2
1
1
Фотоотчеты,
направлениям ОООО «ФДО» и РДШ
выпуск
публикаций,
написание
постов
Акции и мероприятия ОООО «ФДО»,
2
1
1
Фотоотчеты,
РДШ
выпуск
публикаций,
написание
постов
Мероприятия воспитательного
3
1
2
Акции, фото и
и познавательного характера
видеоотчеты.
Диагностика,
Итоговое занятие
1
0
1
выступление
агитбригады
ИТОГО:
34
16
18

Вводное занятие.

15

1.3.2 Содержание учебного плана Первый год обучения (11-13
лет)
Знакомство с группой. Решение организационных вопросов.
Знакомство с содержанием программы на 1- ый год обучения. Инструктаж по
технике безопасности.
Тема: Волонтерская деятельность - один из видов социального служения.
Теория:

Понятия

«волонтёр»,

«волонтерство».

Основные

принципы.

Личностные качества волонтёра.
Практика: Собеседование с целью выявления интересов подростков, умения
проводить свой досуг.
Форма контроля: Диагностика личностных качеств подростков.

16

Модуль I. «Исторические аспекты волонтёрства»
I.1.Тема: «История возникновения волонтёрства в России».
Теория: Негосударственная волонтерская организация, российский филиал
Международного Красного креста. Принципы работы волонтеров.
Практика:

Мозговый

штурм.

Принципы

работы

волонтеров

(добровольность, безвозмездность, добросовестность, обучение «равный –
равному», законность).
Форма контроля: Фронтальный опрос по изученной теме.
1.2. Тема: Направления волонтерской деятельности в России.

Теория: Направления деятельности волонтерских организаций. Специфика
направлений. Виды работ в рамках выбранного направления деятельности.
Практика: участие в акциях по пропаганде здорового образа жизни,
взаимодействие с медицинским персоналом, экологические проекты.
Форма контроля: Обобщение по изученной теме – анализ.
1.3. Тема: История возникновения волонтерства в странах мира.

Теория: Зарождение волонтерства (Франция, США, Германии и др.).
Волонтерская молодежная служба и ЮНЕСКО.
Практика: Эссе «Что значит быть волонтером?».
Модуль II. «Организационно – педагогические аспекты волонтёрской
деятельности».
2.1. Тема: Основные виды и направления волонтерской деятельности.

Теория:

Индивидуальная

волонтерская

деятельность.

Волонтерская

деятельность в составе объединения и группы. Направления волонтерской
деятельности. Волонтёрство в сфере культуры.
Практика: Экскурсии в волонтёрские организации разного уровня.
Форма контроля: Фронтальный опрос по изученной теме.
2.2. Тема: Организация деятельности добровольческого объединения.

Теория: Структура волонтёрской организации. Деятельность
общественного объединения волонтеров. Формы осуществления
волонтерской деятельности. Устав общественного объединения. Цели и
17

задачи деятельности. Актив объединения.
Практика: Разработка критериев результативности волонтерской
работы.
Форма контроля: Контроль, анализ и оценка эффективности волонтерской
деятельности.
2.3. Тема: Структура волонтерского отряда и мотивация волонтерской

деятельности.
Теория: Принципы создания волонтерских отрядов. Структура
волонтёрского отряда. Функциональные обязанности и распределение
функциональных обязанностей в отряде. Положение о работе волонтерского
отряда. Кодекс волонтера. Символика. Традиции. Законы волонтера. Личная
книжка волонтера. Методы мотивации волонтерской деятельности.
Вовлечение нового волонтёра в волонтёрскую деятельность.
Практика: Конкурс на лучшую символику волонтерского объединения.
Форма контроля: Обобщение и анализ по изученной теме.
Модуль III. «Психологическая подготовка волонтёра»
3.1. Тема: Тренинг личностного роста (занятия с психологом).
Теория: Самоопределение. Правила поиска выхода из сложной ситуации.
Самооценка, самоанализ: понятие, виды, способы определения.
Общение: понятие, значение. Особенности проведения тренинга.
Практика: Тренинг. «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые
стороны». «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение».
«Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать».
Форма контроля: Рефлексия.
3.2.Тема: Тренинг коммуникативных навыков (занятия с психологом)
Теория: Вербальная и невербальная информация. Эффективные
приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода
из конфликта.
Практика: Ролевые игры: «Воздушный шар», «Необитаемый остров».
Коммуникативный тренинг «Сплочение». «Тренинговые упражнения
18

«Слепой и поводырь», «Я в тебе уверен», «Дом», «Автобус».
Форма контроля: рефлексия
3.3.Тема: Тренинг толерантности (занятия с психологом).
Теория: Критерии толерантного и интолерантного поведения.
Ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Ролевая игра «Свои и
чужие». Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные
объединения.
Практика: Развитие навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие
навыков сотрудничества и взаимодействия. Ролевые игры.
Форма контроля: рефлексия
3.4. Тема: Лидерство в волонтерском объединении (занятия с психологом).
Теория: Понятие «лидер». Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный
лидер. Стили лидерства. Лидерские способности.
Практика:

Диагностика

лидерских

способностей.

Неформальное

и

формальное лидерство. Тренинг на командообразование.
Форма контроля: Ролевые игры.
Модуль IV «Технологические аспекты волонтёрской деятельности».
4.1. Тема: Информационные технологии в работе волонтера .
4.1.1. Социальная реклама.

Теория: понятие «реклама» и её разновидности.
Различия социальной рекламы от коммерческой. Имиджевая реклама.
Роль социальной рекламы в профилактической деятельности. Социальная
реклама как метод первичной профилактики. Технология социальной
рекламы (основы разработки текста и иллюстрации рекламы). Ошибки в
социальной рекламе. Различные носители рекламы.
Практика: Определение темы социальной рекламы. Разработка эскиза
социальной рекламы, с целью дальнейшего применения рекламы во время
профилактических мероприятий в рамках волонтерской деятельности.
Форма контроля: Реклама
4.1.2. Социальный плакат.
19

Теория: Понятие «плакат». Технология создания тематического плаката.
Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.
Практика: анализ имеющихся тематических плакатов.
Работа над созданием тематических плакатов.
Форма контроля: создание плаката, постера.
4.2. Тема: «Технологии организации волонтерской деятельности».

Теория: Технологии: агитация и привлечение участников, проведение
мониторинга, проведение собеседования и др.
Технология привлечения волонтеров. Стратегия набора волонтеров.
Методы

привлечения

добровольцев

в

проект.

Стихийный

набор.

Целенаправленный набор. Группы людей, являющихся потенциальными
участниками волонтерского движения.
Цель проведения собеседования. Алгоритм собеседования (этапы).
Проблемные ситуации на собеседовании.
Формы поддержки волонтеров.
Технология организации волонтерских мероприятий.
Этапы подготовки и проведения мероприятия (от этапа инициирования до
этапа подведения итогов и анализа результатов).
Способы поощрения волонтеров. Внутренний мониторинг.
Практика: использование технологии агитации и привлечения
волонтеров. Проведение собеседования с потенциальными участниками
мероприятия. Разбор проблемных ситуаций и алгоритма разрешения
проблемных ситуаций. Разбор этапа подготовки и реализации мероприятия.
Форма контроля: выступление агитбригады.
4.3. Тема: «Первичная профилактика асоциальных явлений в молодежной

среде и пропаганда здорового образа жизни».
Теория: Виды профилактической

деятельности.

Учреждения, которые

занимаются профилактической деятельностью.
Эффективные методы первичной профилактики и использование их на практике.
Пропаганда
20

здорового

образа

жизни

как

альтернатива

профилактики асоциальных явлений. Нормативно-правовые документы,
регулирующие поведение молодежи в соответствии с социальными нормами
поведения в обществе.
Практика: проводятся мероприятия для учащихся разных возрастных
категорий. Используются разнообразные формы работы с привлечением
специалистов.

Акции,

интерактивные

выставки,

станционные

игры,

подготовленные учащимися объединения.
Основы психологического и физического здоровья – встреча с врачом.
Влияние курения и алкоголя на организм человека. Физиологическая

и

моральная зрелость человека (встреча с врачом).
Алкоголь и закон Употребление алкоголя как незаконное действие.
Ответственность за употребление алкоголя (встречи с районным наркологом
ЦРБ, с инспектором КДН).
Умение отказываться (встреча с педагогом – психологом).
- Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой
зависимостей;
Форма контроля: Подготовка агитбригады для внеклассного мероприятия.
Организация акций, организация интерактивной выставки; организация
выставки рисунка.
4.4.

Тема:

«Современные

формы

проведения

мероприятий

профилактической направленности».
Теория: новые технологии пропаганды здорового образа жизни. Новые
формы

мероприятий,

используемые

во

всероссийской

практике

по

профилактике асоциальных явлений в молодежной среде.
Интерактивные формы мероприятий, проводимые в рамкахволонтерской
деятельности.
Проведение

мониторинга

и

измерение

эффективности

проведенных

профилактических мероприятий.
Практика: Подготовка и проведение мероприятий по профилактике
асоциальных явлений в молодежной среде с использованием новейших
21

технологий.
Форма контроля: Проведение мониторинга и измерения эффективности
проведенныхмероприятий.
МодульV. «Социальная деятельность»
5.1 Тема «Конкурсы и проекты, в том числе по направлениям ОООО «ФДО»
и РДШ».
Теория: Изучение направлений деятельности общественных организаций,
анализ целей и задач.
Практика: Участие в конкурсах, результаты конкурсов.
Форма контроля: онлайн активность, фото и видеоотчеты в социальных
сетях.
5.2. Акции и мероприятия РДШ.
Теория: Изучение движения Российского движения школьников.
Практика: Подготовка и участие в конкурсах по направлениям деятельности
ОООО «ФДО» - дистанционные конкурсы, акции, челленджи.
Форма контроля: Фотоотчеты, выпуск публикаций, онлайн активность.
5.3 Мероприятия воспитывающего и познавательного характера
Теория: Подача теоретического материала согласно тематике мероприятия.
Практика: Мероприятия согласно Календарю знаменательных дат.
Форма контроля: фото и видеоотчеты.
Итоговое занятие. Диагностика. Акция, презентация, фото или видеоотчет
по итоговым материалам по проведённым мероприятиям.
Содержание учебного плана 2-й год обучения (14-17 лет)
Вводное занятие. Решение организационных вопросов. Знакомство с
содержанием программы на 2- год обучения. Вводный инструктаж.
Собеседование по материалу 1- ого года обучения.
Модуль I. «Исторические аспекты волонтёрства»
1.1. Тема: «Волонтёрство в мировом масштабе.

Теория: Понятие «волонтёрство». Волонтерские движения в современном
22

обществе. Молодёжные волонтерские объединения мира.
Организации волонтерского движения в России. Социальные навыки,
которые развиваются при активном участии в волонтерской деятельности.
Практические

навыки,

которые

приобретают

участники

социальных

мероприятий.
Формирование лидерских качеств.
Практика: участие в социальной акции.
Форма контроля: Рефлексия.
1.2. Тема: Нормативно - правовые документы.

Теория: Изучение нормативно — правовых документов, регулирующих
волонтерскую деятельность: Положения об организации добровольной
(волонтёрской) деятельности. Кодекс добровольцев в России.
Практика: Кодекс волонтёра – мозговой штурм.
Модуль II. Организационно – педагогические аспекты
волонтёрскойдеятельности
2.1.

Тема: «Взаимодействие волонтерского отряда с государственными и

общественными организациями» .
Теория Российская книжка волонтера. Использование ее на практике
волонтерской деятельности.
Типы

добровольческих

организаций,

государственные

организации,

общественные организации, благотворительный фонд, благотворительное
общество. Условия для успешной реализации задач социальной политики в
современном обществе. Реализация принципа социального партнерства
между государственными и общественными организациями. Условия для
дальнейшего развития добровольческой деятельности. Роль государства в
развитии волонтерской деятельности.
Практика: участие в благотворительной акции ОУ.
Форма контроля: Синквейн.
2.2. Тема: «Целевые группы волонтерской деятельности».
Теория: Целевые группы, на которые направлена волонтёрская деятельность.
23

Критерии оценки целевой группы (возраст, социальная группа, пол,
увлечения и т.д.). Целевые группы, на которые делятся подростки и
молодежь в профилактике асоциальных явлений. Формы и методы работы
для разных целевых группы. Психологические особенности целевой группы.
Альтернативные способы профилактики в молодежной среде. Практика:
подготовка мероприятий для разных целевых групп. Трудовая деятельность.
Форма контроля: Анализ и оценка эффективности профилактики в
молодежной среде
2.3. Тема: Основы социального проектирования.
Теория: Виды проектов. Волонтерские программы и проекты.
Технология социального проектирования. Структура социального проекта.
Основные разделы и содержание социального проекта. Этапы реализации
проекта. Ресурсное обеспечение социальных проектов. Показатели качества
проекта. Эффективность

проекта.

Выявление

актуальных проблем

в

молодежной среде и обществе. Требования и рекомендации поведения на
сцене
Практика: Разбор одного из успешно реализованных проектов школы.
Семинар «Основы создания электронной презентации социального проекта»
и «Работа с основным мультимедийным и звуковым оборудованием».
Разработка социального проекта.
Форма контроля: Участие в реализации социальных проектов. Оценка
качеству его выполнения проекта.
2.4.

Тема «PR-кампания социального мероприятия и волонтерского отряда .

Теория: структура и порядок проведения PR-кампании. Правила разработки эмблемы.
Практика: Разработка социальной рекламы и составление графика их
распространения. Разработка эмблемы, слогана PR-кампании и логотипа
мероприятия/проекта/. Определить атрибутику волонтерского отряда.
Форма контроля: Проведение PR-кампании.
2.5. Тема: Основы фандрайзинга социальных мероприятий.

24

Теория:

понятие

«фандрайзинг».

Принципы

фандрайзинга.

Ресурсы,

необходимые для проведения мероприятия и реализации проекта (людские,
материальные,

финансовые,

временные…).

Основные

источники

инвестирования социальных мероприятий/проектов. Понятия «инвестиции»,
«спонсорство», «меценатство», «партнерство».
Практика: разработка схемы привлечения ресурсов для конкретного
мероприятия в рамках рабочего плана по волонтерской деятельности.
Форма

контроля:

Самостоятельная

(под

контролем

руководителя)

организация работы по обеспечению благотворительных акций в рамках
деятельности детской организации.
Модуль III. Психологическая подготовка волонтёра
3.1. Тема: Особенности работы с младшими школьниками.

Теория: Психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Особенности работы.
Практика: разработка и организация детских праздников.
Форма контроля: Проведение детской игровой программы.
3.2. Тема: Психологические особенности людей пожилого возраста.

Теория: Основные проблемы в жизни пожилого человека. Отношение к
пожилым в обществе. Основные задачи в работе с пожилыми людьми и
ветеранами. Психологический, биологический, социальный возраст людей
пожилого возраста. Психологические особенности людей пожилого возраста.
Практика:

просмотр

художественного

фильма

с

последующим

обсуждением. Трудовая помощь пожилым людям. Организация встреч и
концертов для ветеранов.
Форма контроля: Тестирование.
Модуль IV. «Технологические аспекты волонтёрской деятельности»
4.1.

Информационные технологии в работе волонтера

Тема 4.1.1.Информационный буклет
Теория: Понятия: листовка, тематический плакат, информационный буклет,
компьютерная презентация.
25

Информационный

буклет.

Принципы

создания

и

оформления

информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма,
логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации.
Критерии и оценки качества.
Практика:

анализ

имеющихся

информационных

изданий.

Создание

собственного творческого продукта: создание информационного буклета.
Трудовая деятельность.
Форма контроля: создание листовок, плакатов, буклетов и т.д.
4.1.2. Тема: Компьютерная презентация.
Теория: Понятие «компьютерная презентация». Цели, задачи, назначение,
технология

создания

компьютерной

презентации.

Технические

и

дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.
Практика: анализ имеющихся тематических плакатов. Работа над созданием
компьютерной презентации.
Форма контроля: презентация.
4.1.3. Тема: Социальный видеоролик.
Теория: Технология создания видеоролика. Обучение работы в программе
MovieMaker.
Практика: работа над созданием видеоролика.
4.2. Тема: Технологии организации волонтерских мероприятий.
4.2.1. Социальная акция.
Теория: Понятие «социальная акция». Виды социальных акций.
Значение социальных акций в жизни общества. Основы проведения
социальных акций.
Практика: Организация и проведение тематических акций(экологических,
профилактических, социально-значимых).
Разработка и проведение социальных акций.
- Письмо солдату;
- Акция «Ветеран живет рядом»;
- Акции по пропаганде ЗОЖ;
26

- проведение благотворительных, экологических социальных акций.
Форма контроля: подготовка агитбригады для внеклассного мероприятия,
направленного на

формирование

и развитие

личности,

обладающей

качествами гражданина-патриота.
4.2.2. Первичная профилактика асоциальных явлений в молодежной среде и

пропаганда здорового образа жизни» .
Теория: Первичная, вторичная и третичная профилактика (закрепление
материала 1- ого г.о.). Асоциальное поведение в молодежной среде. Методы
первичной профилактики асоциальных явлений. Учреждения, работающие в
направлении профилактики асоциальных явлений в молодежной среде.
Нормативно-правовые документы, регулирующие поведение молодежи в
соответствии с социальными нормами поведения в обществе. Формы и
методы

пропаганды

здорового

образа

жизни.

Формы

мероприятий

социального значения.
Практика: Проведение занятий и мероприятий для разных целевых групп
(младших школьников, подростков и молодежь) с учётом особенностей
целевой группы.
Форма контроля: фотоотчеты, онлайн-активность.
МодульV. «Социальная деятельность»
5.1 Тема «Конкурсы и проекты, в том числе по направлениям ОООО «ФДО»
и РДШ».
Теория: Изучение направлений

деятельности общественных организаций,

анализ целей и задач.
Практика: Участие в конкурсах, результаты конкурсов.
Форма контроля: онлайн активность, фото и видеоотчеты в социальных
сетях.
5.2. Акции и мероприятия РДШ.
Теория: Изучение движения Российского движения школьников.
Практика: Подготовка и участие в конкурсах по направлениям деятельности
ОООО «ФДО» - дистанционные конкурсы, акции, челленджи.
27

Форма контроля: Фотоотчеты, выпуск публикаций, онлайн активность.
5.3 Мероприятия воспитывающего и познавательного характера
Теория: Подача теоретического материала согласно тематике мероприятия.
Практика: Мероприятия согласно Календарю знаменательных дат.
Форма контроля: фото и видеоотчеты.
Итоговое занятие. Диагностика. Акция, презентация, фото или видеоотчет
по итоговым материалам по проведённым мероприятиям.

28

II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график 1 года обучения (11 -13 лет)
№
п/п

1

Дат
а
прове
де
-ния

Вре
мя
про
ведени
я
занят
ия

Фор
ма
занят
ия

Группово
е

Ко
лво
час
ов

1

3

2

группово
е
занятие

1

3

группово
е
занятие

1

4

группово
е
занятие

1

3

5

6

29

группов
ое
оnlineзанятие
группов
ое
оnlineзанятие

1

1

Тема занятия

Вводное занятие.
Волонтерская
деятельность - один
из видов социального
служения.
Диагностика.
Модуль
«Исторические
аспекты
волонтёрства».
Лекция «История
возникновения
волонтёрства в
России»
Направления
волонтерско
й
деятельност
ив
России.
Кейс
технология
История
возникновения
волонтёрства в
странах мира
Модуль
«Организационно –
педагогические
аспекты
волонтёрск
ой
деятельности»
Основные виды и
направления
волонтерской
деятельности
Беседа
«Организация
деятельности
добровольческого
объединения»

Место
проведения

Форм
а
контро
ля

Учебн
ый
кабин
ет

Беседа. Игры на
знакомство
Мониторинг
вводный

Уч.
кабинет

Опрос

Уч.
кабинет

Опрос

Уч.
кабинет

Конвейер
вопросов. Тест

Уч.
кабинет

Собеседование

Уч.
кабинет

Синквейн

7

группов
ое
оnlineзанятие

1

8

8-10
1112
13

1415

групповое
занятие
группово
е
занятие
группово
е
занятие
группово
е
занятие

3
2

1

2

8

16

Группово
е
занятие

1

17

групповое
занятие

1

1819

30

группово
е
занятие

2

Структура
волонтерского
отряда и мотивация
волонтерской
деятельности
Модуль
«Психологическая
подготовка
волонтёра» (занятия
с
участие
м
психолог
а)
Тренинг личностного
роста
Тренинг
коммуникативных
навыков
Тренинг
толерантности

Уч.
кабинет

Собеседование

Уч. кабинет

Тренинг

Уч. кабинет

Тренинг.
Деловая игра

Уч. кабинет

Тренинг

Лидерство в
волонтерском
объединении
Модуль
«Технологические
аспекты
волонтёрской
деятельности»
Информационные
технологии в работе
волонтера
Социальная
реклама. Кейс
метод

Уч. кабинет

Ролевые игры

Социальный плакат.
Кейс метод
Технологии
организации
волонтерской
деятельности
Первичная
профилактика
асоциальных
явлений в
молодежной среде и
пропаганда
здорового образа
жизни

Уч. кабинет

Уч. кабинет
Уч. кабинет

Социальная
реклама
Видеоотчет,
аудиозапись
Социальный
плакат

Уч. кабинет

Уч. кабинет

Решение
проблемы

группово
е
занятие

2023

4

11

Дискуссия
Уч. кабинет
Решение
«Современные
проблемы
формы проведения
мероприятий
профилактической
направленности»
Модуль
«Социальная
деятельность» 26
часов
Конкурсы и
Уч. кабинет
Фотоотчет,
проекты,
акции, конкурсы,
в том числе
онлайнпо
направлениям
ОООО
«Федерация детских
активность
организаций»
и Российского движения
школьников

24-26

группово
е
занятие

3

2731

групповое
занятие

5

Участие в акциях и
мероприятиях РДШ

Уч. кабинет

3

Мероприятия
воспитательного
и
познавательного
характера
Всероссийская
акция, посвященная
«Всемирному дню
борьбы со СПИДом»
Ежегодная
Всероссийская
акция
«Будь здоров!».
Зарядка
День Победы. Акция
«Георгиевская
ленточка»

Уч. кабинет

32

группово
е
занятие

1

33

группово
е
занятие

1

34

группово
е
занятие

1

Фотоотчет,
акции,
конкурсы

Уч. кабинет

Фотоотчет, акция

Уч. кабинет

Фотоотчет, акция

Уч. кабинет

Фотоотчет, акция

Итого: 34 часа

Календарный учебный график 2 года обучения (14-17 лет).
№
п/п

31

Дат
а
про
ве
-

Вре
мя
про
ведени

Фор
ма
занят
ия

Колво
часо
в

Тема занятия

Место
проведения

Форма
контроля

дения

1

я
занят
ия

Группово
е

1

1

2

группово
е
занятие

1

6

3

группово
е
занятие

1

4

группово
е
занятие
группово
е
занятие
группово
е
занятие

1

5

6-7

32

1

2

Вводное занятие
Вводный
инструкт
аж
Модуль:
«Исторические
аспекты и
нормативно правовые
документы
волонтёрства»
Лекция
«Волонтерство в
мировом
масштабе»
Нормативно —
Правовые
докумен ты
Модуль
«Организацион
но–
педагогические
аспекты
волонтёрской
деятельности»
«Взаимодействи
е волонтерского
отряда с
государственны
ми и
общественными
организациями»
Целевые группы
волонтерской
деятельности
Основы
социального
проектирования
PRкампания
социального
мероприяти
яи
волонтерского
отряда. Акция

Учебн
ый
кабин
ет

Беседа. Игры на
знакомство.
Диагностика

Уч. кабинет

Опрос

Уч. кабинет

Опрос

Уч. кабинет

Беседа

Уч. кабинет

Разработка
проекта

Уч. кабинет

Презентация.
Кейс метод

8

группово
е
занятие

1

4

9

группово
е
занятие

1

10

группово
е занятие

1

14

11-12

13-16
17-20

21-22

33

группово
е
занятие
групповое
занятие
группово
е
занятие

групповое
занятие

2

4
4

2

Основы
фандрайзинга
социальных
мероприятий
Модуль
«Психологическа
я подготовка
волонтёра»
Особенност
и работы
смладшими
школьниками
Беседа
«Психологически
е
особенностилюде
й
пожилог
о
возраста»
Модуль
«Технологичес
ки е аспекты
волонтёрской
деятельности»
Тема:
Информационн
ы е технологии
в
работе
волонтера
Информационны
й буклет.
Презентация
Компьютерная
презентация.
Социальный
видеоролик
Тема:
Технологии
организаци
и
волонтерских
мероприятий
Социальная
акция

Уч. кабинет

Беседа

Уч. кабинет

Решение
проблемы

Уч. кабинет

Решение
проблемы

Уч. кабинет

Информационны
й буклет.
Презентация
Компьютерная
презентация
Социальный
видеоролик

Уч. кабинет
Уч. кабинет

Уч. кабинет

Акция

23-24

группово
е занятие

2526

группово
е
занятие

2728

группово
е
занятие

2933

группово
е
занятие

группово
е
занятие
группово
е
занятие

34

2

8
2

Первичная
Уч. кабинет
Акция
профилактикаас
оц иальных
явлений в
молодежной
среде
ипропаганда
здорового образа
жизни»
Модуль «Социальная деятельность»
Конкурсы
и проекты,
Уч. кабинет
в том числе
Фотоотчеты,
по
направлениям
акции,
ОООО
конкурсы,
«Федерация
онлайндетских
активность
организаций»
и Российского
движения
школьников

2

Участие в
акциях и
мероприятиях
РДШ

Уч. кабинет

3

Мероприятия
воспитательног
ои
познавательного
характера
Всероссийская
акция,
посвященная
«Всемирному
дню
борьбы
со
СПИДом
»
Ежегодная
Всероссийская
акция «Будь
здоров!».
Зарядка
День
Победы.
Акция
«Георги
евская
денточк
а»

Уч. кабинет

5

Фотоотчеты,
акции,
конкурсы,
онлайнактивность

Уч. кабинет

видео-фотоотчет
Фотоотчет

Уч. кабинет

видео-фотоотчет
Фотоотчет

Уч. кабинет

видео-фотоотчет
Фотоотчет

групповое
занятие

32

1

Итоговое
занятие
Итого 34

Учебный
кабинет

Тестирование

2.2 Формы текущего контроля/промежуточной аттестации
Планируемые результаты, в соответствии с целью программы, отслеживаются и
фиксируются в формах: аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись,
видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, журнал посещаемости, материал
анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, фото, свидетельство
(сертификат), статья.

35

Образовательные результаты, в соответствии с целью программы, демонстрируются
в формах: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики,
аналитическая справка, готовое изделие, защита творческих работ, конкурс, открытое
занятие, портфолио, праздник, слет, фестиваль.
Отслеживание

результативности

усвоения

программного

материала

осуществляется в три этапа: первичная диагностика, промежуточный и
итоговый контроль.
Первичная диагностика проводится в сентябре (на первом занятии).
Формами проведения первичной диагностики является:
-

собеседование, которое позволяет узнать интересы подростка, круг его

друзей, проведение досуга; получить информацию о семье;
- диагностика личностных качеств подростков.
Предварительный контроль (проверка остаточных знаний учащихся на
начало учебного года) проводится в начале 2- ого года обучения;
осуществляется в виде фронтального, индивидуального и группового
опроса.
Тематический контроль проводится по мере освоения каждой учебной темы.
Включает проверку конспектов, фронтальный устный опрос, тест. Возможно
представление докладов с презентацией, проведение ролевой игры.
Промежуточный контроль проводится в декабре.
Формами промежуточного контроля являются:
- собеседование по пройденным в 1-ом полугодии теоретическим темам;
- представление информационной продукции:
- плакат – 1 г.о.;
- буклет, компьютерная презентация – 2 г.о.;
-

проведение акции, подготовка и проведение досуговых и праздничных

программ, участие в мероприятиях по ЗОЖ, подготовка и выступление агитбригады.
Итоговый контроль проводится в мае.

36

Формами итогового контроля являются:
собеседование по теоретическому материалу для 1- ого и 2 – ого годов

обучения;

- представление информационной продукции:
- 1 г.о. - социальный плакат – социальный буклет;
- 2 г.о.- компьютерная презентация, социальный ролик;
участие в подготовке и проведении мероприятий по ЗОЖ, праздничных и

-

досуговых мероприятий, проведении социальных акций и мероприятий.
Наиболее эффективной формой проверки достижений обучающихся, считается
подготовка

и

проведение

самостоятельных

социальных

мероприятий.
Формы подведения итогов реализации программы:
проведение различных по форме социальных мероприятий для людей

-

разных категорий;
-проведение профилактических мероприятий по пропаганде ЗОЖ;
создание социального информационного

-

продукта (плакат, буклет,

компьютерная презентация, видеоролик);
- анализ результатов проведенных мероприятий;
- мониторинг достижений волонтѐров.
Для оценки эффективности подготовки волонтеров необходимы критерии.
Критерии оценки готовности к волонтерской деятельности:
имеет сознательный интерес и желание включаться в волонтёрскую

-

деятельность; осознаёт значимость своей деятельности, является активным участником
мероприятий;
умеет адаптироваться в среде сверстников, проявляет свои лидерские

-

качества, проявляет уверенность в действиях;
умеет мотивированно увлечь, вызвать желание и интерес к предполагаемой

деятельности;

- умеет сотрудничать с людьми различных категорий;
- умеет управлять своим вниманием, активно мыслить и действовать;
37

-

умеет творчески подходить к решению практических заданий, предлагает

реальные выходы из смоделированных проблемных ситуаций;
-

владеет знаниями по актуальной тематике и умеет ориентироваться в

понятиях и терминах по проблеме;
- владеет грамотной речью;
-

креативен;

умеет

неординарно

мыслить,

творчески

подходить

к

поставленным проблемам, находить реальные и интересные выходы из проблемных
ситуаций;
- умеет адекватно действовать согласно ситуации.
Способы фиксации учебных результатов программы:
– ведение Журнала учёта;
–

занесение

результатов

собеседования

промежуточной

и

итоговой

аттестации в аттестационную ведомость;
- оформление диагностической карты обучающихся.
Способы поощрения волонтеров:
- похвала (необходимо учитывать своевременность и объективность);
- вручение грамоты;
- благодарственное письмо родителям;
- поручение ответственных работ;
-публичное признание заслуг и вручение чего-либо при большой аудитории.
Критериями оценки эффективности программы являются:
-количество учащихся, привлеченных в волонтерское формирование;
- количество учащихся, прошедших подготовку;
-

объем и качество оказанных информационных, консультационных и других

услуг;
- выполнение поставленных задач;
- готовность обучающихся к волонтёрской деятельности.
2.3 Материально-техническое обеспечение
Занятия проходят в

кабинете

№6,

расположенного

в МКОУ

«Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А.В.» на 1 этаже.
38

Для

реализации

программы,

электронного

обучения

и

дистанционных

образовательных технологий имеется:
учебно-методическая литература, диски с мультимедийным материалом,
проектор, ноутбук и компьютер с выходом в Интернет, а также
соответствующее программное обеспечение, принтер, цифровая фотовидеокамера для создания видеороликов.
2.4 Информационное обеспечение
Информационными источниками служат видеоролики с видеохостинга YouTube.
Интернет-источники, необходимые для работы:
- https://fdo56.ru/
- рдш.рф
- https://dobro.ru/
- https://wikium.ru/
- https://academy.yandex.ru/
- https://rsv.ru/
и другие.

39

вожатый.рф

2.5 Оценочные материалы
Для отслеживания состояния и развития детского объединения «Школа
волонтеров» используются различные формы диагностики:
- Тест «Я волонтер?»
- Диагностические тесты для аттестации волонтеров.
- Тест «Лидеры бывают разные»
-Тест «Ответственный ли ты человек?»
- Тест «Есть ли у вас организаторские способности?»
По результатам исследований проводится необходимая корректировка действий.
2.6 Список литературы
Основная литература
1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003
2. Арсеньева Т.Н. Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А.Практикоориентированные методы психологической подготовки добровольцев. Учебнометодическое пособие. - СПб-Тверь. 2009
3. Безуевская

В.А.

Дистанционные

дополнительные

общеобразовательные

программы: проектирование и реализация : учеб.-метод. / В. А. Безуевская, Е. Н.
Глубокова, Н. В. Смирнова ; Сургут. гос. ун-т. – Сургут : ИЦ СурГУ, 2017.- 60 с.
ISBN 978-5-89545-502-9

40

4. Беспалова г.М., Виноградова н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое действие
– мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005
5. Битянова, М.С. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками /
М.С. Битянова. – СПб.: Питер, 2012.
6. Бодренкова Г.П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к
практике: Учебно-методическое пособие. - М.: АНО «СПО СОТИС», 2013.
7. Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца. Вятка –
территория добровольчества.- Киров, 2012
8. Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание
школьников – 2008
9. Добровольчество – путь к овладению профессией: сборник. – Саратов.: ООО
Бонапарт ПС, 2004.
10. Дорогою добра:

Методическое

пособие

по

развитию добровольческого

движения. – Вологда, 2011.
11. Закон РФ «Об образовании», 2012.
12. Зотолокина М.А. Сетевые сообщества как инструмент методической поддержки
в работе учителя / М. А. Зотолокина [Электронный ресурс].

– URL:

http://festival.1september.ru/articles/633962 (дата обращения: 10.12.2017).
13. Куприянов Б.В. Детские общественные организации: сущность, особенности,
формы //Внешкольник: дополнительное образование. социальное, трудовое и
художественное воспитание детей — 2007. — №4.
14. Конвенция ООН о правах ребенка. - М., 1999.
15. Кондакова М.Л. Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии
[Электронный pecypc]. - Режим доступа:http://vestnikedu.ru
16. Логинова А. В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения //
Молодой ученый. — 2015. —№7.
17. Настольная книга лидера: из опыта работы штаба «Беспокойные сердца» // Сост.
Г.В. Каледа. - Самара: ООО Офорт, 2008.
18. Панченко С.. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в
детском коллективе /Воспитание школьников – 2008 - №7
41

19. Педагогические технологии дистанционного обучения : учеб. пособие для
студентов вузов / Е. С. Полат [и др.] ; под ред. Е. С. Полат. – М. : Академия,
2006. – 400 с.
20. «Переходи на зеленое»: Методическое пособие по волонтерству в экологической
сфере – М.: Эка, 2012.
21. Пузиков, В.Г. Технология ведения тренинга / В.Г. Пузиков – СПб.: Речь, 2005.
22. Сикорская, Л. Е. Добровольческая деятельность как школа нравственного
воспитания молодежи /Л.Е. Сикорская // Вестник Вятского государственного
гуманитарного университета. - 2009. - № 3.
23. Слабжанин Н.Ю. Как эффективно работать с добровольцами. Новосибирск:
МОФ СЦПОИ, 2002.
24. Указ Президента Российской Федерации «О создании Общероссийской
общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское
движение школьников» (Москва, Кремль 29 октября 2015 г. №536). http :// www
.kremlin . ru / acts / news /50590.
25. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных
организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008).
26. Фришман

И.И.

Мирошкина

М.Р.

Подготовка

волонтёров

(программы,

рекомендации, модели опыта)//Приложение к Внешкольнику.2004. №6.
27. Шапка Е.В.,Семененко М.О., Старикова В.Г., Козлова О.А. Волонтерство
сегодня: модный тренд или полноценная работа? // Волонтер: Всероссийский
научно - практический журнал.-2012. - №1-2.
Список литературы для обучающихся
1. Азбука благотворительности – М.: Форум Доноров, 2008.
2. Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград, 2006
3. Добровольчество – путь к овладению профессией: сборник. – Саратов.: ООО
Бонапарт ПС, 2004.
4. Кон И.С. В поисках себя. Личность и самопознание. М.: Политиздат, 1984.
5. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008
6. Майорова Н.П. Обучение жизненноважным навыкам. СПб, 2006.
42

7. Макеева, А.Г.Помогая другим, помогаю себе /А.Г. Макеева.-М.:РЦОИТ, 2003.
8. Настольная книга лидера: из опыта работы штаба «Беспокойные сердца» // Сост.
Г.В. Каледа. - Самара: ООО Офорт, 2008.
9. Пузиков, В.Г. Технология ведения тренинга / В.Г. Пузиков – СПб.: Речь, 2005.
10. Соколова О. Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова // Вологда: Изд. центр
ВИРО, 2006.
Интернет-источники:
1.

Библиотека волонтера" форума www.charite.org.ua

http://www.rak.by/cgi-bin/article.cgi?a=319
2. Доброволец: Делать добро проще, чем кажется -http://www.dobrovolno.ru
3. Ильина, И. Волонтерство в России - http://www.isovet.ru/
4. Мотивация участия молодёжи в добровольческой деятельности
http : // semya - protiv - narkotikov . ru / motivaciya - uchastiya - molodezhi - v dobrovolcheskoy - deyatelnosti
5.

Косова,

У.

П. Психологические

характеристики

волонтерской

деятельности http://elibrary.ru/
Практическое

6.

руководство

волонтеровhttp://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82
7. https://vk.com/club114141843
8. http://fdo56.ru/
9. http://upo-fco.ru/
10. http://nsportal.ru/ermagambetova-svetlana-kuvandykovna
11. http://planeta-kids.ucoz.ru/
12. рдш.рф
13. https://dobro.ru/
14. https://vk.com/fdo56

43

для

начинающих

44


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».