Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Программа Хоровое пение

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Хоровое пение»
Возраст обучающихся: 6-15 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель: Казакова Анна Евгеньевна,
педагог дополнительного образования

Североуральский городской округ
п. Третий Северный
2025

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик программы..........................................3
1.1. Пояснительная записка................................................................................3
1.2. Цель и задачи программы........................................................................... 4
1.3. Содержание программы ..............................................................................4
1.4. Планируемые результаты ............................................................................5
2. Комплекс организационно-педагогических условий..................................6
2.1. Календарный учебный график……………………………………………6
2.2. Условия реализации программы ...............................................................6
2.3. Формы аттестации, оценочные материалы................................................7
Список литературы ............................................................................................9
Приложение ........................................................................................................10

2

1.
1.1.

Комплекс
основных
характеристик
общеразвивающей программы

дополнительной

Пояснительная записка

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Хоровое пение» составлена на основе следующих нормативно-правовых
актов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ No 273).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018
г. No 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 No 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 No09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 NoВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
Программа «Хоровое пение» входит в блок программ художественной
направленности.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы подтверждается психолого-педагогическими исследованиями
следующих авторов:
В.А.Крутецкий в свое время доказал, что творческие способности «…
формируются, а следовательно, обнаруживаются только в процессе
соответствующей деятельности». - Л.С. Выготский акцентировал
внимание на том, что «…в развитии творчества нужно соблюдать принцип
свободы…» и что «…творчество углубляет и расширяет эмоциональную
жизнь ребенка»
Отличительной особенностью
данной программы является ее
направленность на развитие потребности ученика в активном творческом
общении с музыкой. При этом педагог выступает не только как
3

вдохновитель, организатор, но и как участник совместного творческого
процесса. Педагог и ученик предстают как равноправные партнеры
творческого музицирования.
Адресат программы. Программа разработана для детей младшего
школьного возраста от 6 до 15 лет.
Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.
Уровень, объём и срок реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 4 часа в неделю. Учебный год
равен 136 часам.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая.
Виды занятий – беседа, практическая игра, выполнение упражнений,
занятие-сказка, тематические праздники, публичные выступления.
Формы подведения итогов дополнительной общеобразовательной программы
В роли итоговых занятий выступают: городские и школьные концерты и
праздники, открытые занятия.
1.2. Цель и задачи программы
Цель дополнительной общеразвивающей программы - развитие хоровых
способностей, учащихся и содействие их творческой самореализации в
процессе занятий хоровым пением.
Задачи:
обучающие:
 обучать навыкам бережного отношения к своему голосовому аппарату;
 формировать начальные вокально-хоровые навыки учащихся;
 обучать нотной грамоте;
 обучать приёмам самостоятельной и коллективной работы.
развивающие:
 развивать певческое дыхание;
 развивать умение правильно и четко произносить слова;
 развивать умение понимать дирижерский жест; воспитательные:
 воспитывать интерес у учащихся к музыкальным занятиям хоровым
пением.
1.3. Содержание программы

1.
2.
3.
4.
5.

Темы

Общее Кол – во Теория
часов

Практика

Введение в программу
Дыхание (Работа над дыханием)
Артикуляция (Работа над артикуляцией)
Вокально –хоровая работа
Работа с репертуаром.

5
30
30
30
40

3
28
28
28
36

4

2
2
2
2
4

6.

Итоговое занятие
Итого

1
136

0
12

1
124

Учебно-тематический план
Содержание тем и разделов

Кол – Теория
во
часов
5
2

Практика

1.Введение в программу.
3
1.1.Правила техники безопасности.
1.2.Особенности 1 года обучения. Знакомство с программой. Гигиена певческого голоса.
1.3 Вибрация голосовых связок – исходная причина появления звука.
2. Дыхание.
30
2
28
2.1. Певческая установка.
2.2.Понятие о диафрагме.
2.3.Дыхательная гимнастика
3.Артикуляция
3.1. Певческая маска.
3.2. Артикуляционные упражнения

30

2

28

4.Вокально – хоровая работа.
4.1.Звукообразование.
4.2.Координация между слухом и голосом.
4.3.Звуковой диапазон.

30

2

28

5.Работа с репертуаром.
5.1. Работа над дыханием.
5.2.Работа над интонацией.
5.3.Работа над дикцией.
5.4 Работа над ритмом

40

4

36

6.Итоговое занятие.
Итого

1
136

0
12

1
124

1.4. Планируемые результаты
В результате успешного освоения программы обучающиеся
будут знать:
 правила охраны певческого голоса;
 названия семи нот;
 дирижерский жест;
 гамму до мажор
 средства музыкальной выразительности;
 основные музыкальные жанры;
 профессиональную музыкальную терминологию;
 регистры и их разновидности;
будут уметь:
 правильно дышать, петь ровно короткие фразы на одном дыхании; петь с
мягкой атакой, легким звуком, экономно расходуя дыхание;
 понимать дирижерский жест;
 вместе начинать и заканчивать музыкальное произведение;
5

 правильно, четко и ясно выговаривать слова;
 правильно формировать гласные и согласные;
 выстраивать унисон в одноголосии;
 пользоваться при пении «цепным дыханием»;
 видеть и слышать свои недостатки и стремиться избавиться от них;
результаты воспитательного процесса:
 наличие внутренней мотивации (интереса) у обучающихся для занятий
хоровым пением
 учащиеся способны проявлять активность, инициативу и реализовать
свои идеи в творческой деятельности.
2.
2.1.

Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график

Дата начала
Дата
Всего Количеств
обучения по окончания учебных о учебных
программе обучения по недель
часов
программе
01.09.2025

26.05.2026

34

68

Режим занятий

Очно;
1 раз в неделю по 2 часа;
во время осенних и весенних
каникул занятия проходят по
расписанию

2.2. Условия реализации программы
Учебно-методическое обеспечение:
 нормативно-правовые документы;
 утвержденная дополнительная образовательная программа;
 методические материалы (разработки, рекомендации, пособия);
 специальная литература (книги, пособия, журналы, сборники,
видеокассеты).
Материально-техническое обеспечение:
Кабинет рассчитан на 15 - 20 человек. Кабинет оснащен раздаточным
игровым материалом, имеется в достаточном количестве методическая
литература, видео-, фото- материалы. Источники сети Интернет.
Техническое оснащение занятий:
 компьютер
 проектор
 демонстрационная доска
 словарь хоровых терминов
6

 фортепиано
 колонки
 ноты
Кадровое обеспечение
Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного
образования, имеющим высшее или среднее профессиональное образование,
обладающим профессиональными знаниями. Педагогу необходимо знать
специфику дополнительного образования.
Методические материалы:
Методическое
обеспечение
программы
содержит
необходимые
информационные ресурсы для ведения качественного образовательного
процесса и представлено в виде фоно- и видео - медиатеки, тематической
литературы, методических разработок занятий, фотоальбомов. Методическое
обеспечение программы регулярно пополняется.
Методические материалы:
 методические пособия и учебные пособия по обучению хоровому пению;
 литература по хоровому пению, певческому дыханию, вокально-хоровым
навыкам;
 словари терминов;
 описание техники безопасности.
Дидактические материалы:
 иллюстрации;
 фотографии;
 видео – аудиозаписи;
 фонограммы
 музыкальный центр (колонки);
 материалы для изготовления реквизита (в зависимости от тематики
концертного номера).
Методы обучения: индивидуальные, групповые.
2.3.Формы аттестации. Оценочные материалы
Для выявления и предупреждения возможных отклонений от
прогнозируемого результата необходимо проводить контроль: входящий,
промежуточный и итоговый.
- Входящий контроль – проводится в начале учебного года с целью
выявления имеющихся знаний и умений детей по программе на начало
учебного года;
- промежуточный контроль – проводится по завершении полугодия с целью
определения уровня усвоения теоретических знаний и практических умений
детей на середину учебного года в соответствии с пройденным материалом;
- итоговый контроль – проводится в конце учебного года с целью
определения уровня усвоения теоретических знаний и практических умений
детей по программе на конец учебного года.
7

Применяемые формы контроля:
 наблюдения;
 открытые и зачётные занятия (по полугодиям);
 педагогический анализ результатов;
 мониторинг.
Лучшей проверкой усвоения знаний и умений являются и концертная
деятельность. Внутренние концерты показывают, насколько воспитанники
усвоили практический материал, а конкурсы, в свою очередь, говорят о
сплоченности коллектива.

8

Список информационных источников
Список литературы для педагога
1.
Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в
общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983. 112 с.
2.
Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и
методы работы с ними. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. //
М.:1975. С. 104-113.
3.
Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.:
Просвещение, 1983. 220 с.
4.
Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1967. 148с.
5.
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1996. 367с.
6.
Левандо П. П. Проблемы хороведения. Л.: Музыка, 1974. 282 с.
7.
Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми. //
Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1978. С. 28-37.
8.
Морозов В.П. Развитие физических свойств детского голоса.// От
простого к сложному. Л., 1964. С. 97. 106.
9.
Овчинникова Т. Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса
в процессе работы с хором.// Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10.
М.: Музыка, 1975. С. 1723.
10. Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в
общеобразовательной школе. Л.: Музыка, 1972. 152 с.
11. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению.
М.: МПГУ им. Ленина, 1992. 270 с.
12. Тевлина В. К. Вокально-хоровая работа. // Музыкальное воспитание в
школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1982. С. 43-77.
13. Урбанович Г. И. Певческий голос учителя музыки. // Музыкальное
воспитание в школе. Вып. 12. М.: Музыка, 1977. С. 23-33.
14. Программа по хоровому пению Краснолуцкой Н А.
15. Авторская программа по хоровому пению Бедулина С.В.
16. Программа по хоровому пению Ананьева Л.А.
Список литературы для учащихся и родителей
1.
Морозов В.П. Развитие физических свойств детского голоса.// От
простого к сложному. Л., 1964. С. 97.С. 106.
2.
Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению.
М.: МПГУ им. Ленина, 1992. С.270.

9

Приложение
Примерный репертуар:







































Азбука хит – «Ша-ла-ла»
Газманов О. «Вперёд, Россия»
Группа «Авокадо» - «На репите»
Дунаевский И. – «Весна идет, весне дорогу!»
Егорова М. – «Радуги-дуги»
Зацепин А. – «Куда уходит детство»
Звёздный дождь «Гимн музыке»
Земляне – «Трава у дома»
Из к/ф «Маленький Мук» - «Дорогою добра»
Из к/ф «Мэри Поппинс, до свидания!» - «Полгода плохая погода»; «Цветные сны»
Из к/ф «Приключения Электроника» - «До чего дошёл прогресс»; «Песенка друзей»
Исаева С. – «Дин-дэн-дан»
Исаковский М. – «Катюша»
К/ф «Гости из будущего» - «Прекрасное далеко»
КиндерСтар – «Чудеса»
Комарова Н. «Большие перемены»
Конец фильма – «Юность в сапогах»
Крылатов Е. – «Где музыка берет начало»
Кудинов Ю. – «Дуг-диг-даг»
Куртукова «Матушка земля»
Ласковый май – «Детство, детство»
Любэ – «Конь»; «Ты неси меня, река»
МультиКейс – «Зима мама»; «Учителя»
Непоседы – «Мы маленькие дети»
Николаев И. – «Маленькая страна»
Ольханский «Небо под тобой»; «Где мы будем завтра»
РНП – «Во поле березка стояла»
Сёстры Толмачевы – «Взлетай на крыльях таланта»
Старикова В. – «Три желания»
Таратухина А. – «Неоднозначно»
Трио «АВА» - «Давай»; «Танцуем»
Трофимов С. - «Родина»
Усачев А. – «Оранжевая песня»
Федотова М. – «Выбирай!»
Цой Ю. – «Кукушка»
Чичков Ю. – «Из чего же, из чего же..».
Шаинский В. – «Белые кораблики»; «Загадочный вирус»; «Учат в школе»
Шоу-группа «Детки ДЖЕСС» - «Мандариновое солнце»

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».