УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СЕВЕРОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Логинова Подписано цифровой Логинова Галина подписью: Галина Петровна Дата: 2024.02.01 Петровна 14:41:17 +05'00' Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры» Возраст обучающихся: 6,5-11 лет Срок реализации: 4 года Составитель: Котельникова Оксана Борисовна Педагог дополнительного образования Североуральский городской округ, п. Третий Северный 2023 2 Содержание 1 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 2 2.1. 2.2. 3 Основные характеристики общеразвивающей программы……….... Пояснительная записка……………………………………………….. Цель и задачи…………………………………………………………... Содержание общеразвивающей программы………………………… Планируемые результаты……………………………………………... Организационно-педагогические условия…………………………... Условия реализации программы……………………………………... Формы контроля и оценочные материалы…………………………... Список литературы……………………………………………………. 3 3 5 6 17 42 42 43 44 3 1. Основные характеристики общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа «Подвижные игры» разработана на основе рабочей программе В.И. Ляха по физической культуре 1-4 классы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, авторской программы и документов: -ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», -Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» -Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. -Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года». -Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (ФГОСООО) -Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» -Примерные требования к программам дополнительного образования детей в приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 -Письмо Министерства образования и науки РФ N 09-3242 от 18 ноября 2015 г. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» -СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Программа «Подвижные игры» имеет спортивно-оздоровительную направленность и имеет базовый уровень. Данная программа служит для организации внеурочной деятельности младших школьников. Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Подвижные игры способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций. По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям. Правильно организованные подвижные игры должны оказывать 4 благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела. Актуальность данной программы в том, что подвижные игры являются важнейшим средством развития физической активности младших школьников, одним из самых любимых и полезных занятий детей данного возраста. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания. Программа актуальна в рамках реализации ФГОС. Новизна данной программы заключается в том, что она интегрирует в себе содержание, способствующее не только физическому развитию ребенка, но и знания фольклора, способствующие освоению культурного наследия народов Поволжья (русских, казахов, чувашей, мордвы, татар, немцев). Практическая значимость программы «Подвижные игры» заключается в том, что занятия по ней способствуют укреплению здоровья, повышению физической подготовленности и формированию двигательного опыта, здоровьесбережению, снятию психологического напряжения после умственной работы на уроках. Отличительными особенностями программы является ее практическая значимость на уровне индивидуума, школы, социума. Возраст детей, участвующих в реализации программы: учащиеся 1-4 классов (6,5 – 11 лет). Сроки реализации Программа рассчитана на 4 года. Курс включает 135 занятий: одно занятие в неделю, 33-34 занятия за учебный год спервого по четвертый класс. Режим занятий Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий: 40 минут. Занятия проводятся на улице или в спортивном зале при плохой погоде. Формы занятий: Ведущей формой организации обучения является групповая. Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам: 5 смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях; смена личностных интересов и запросов учащихся. Виды деятельности: игровая, познавательная. 1.1. Цель и задачи Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества; сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья средством подвижной игры. Задачи: - сформировать у младших школьников начальное представление о «культуре движений»; - выработать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и подвижных играх; - учить младших школьников сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья; -развивать умения ориентироваться в пространстве; - развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь; -создавать условия для проявления чувства коллективизма; - развивать активность и самостоятельность; -обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях. Цели изучения по каждому разделу «Русские народные игры» Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны. На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры. «Игры народов России» Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе. «Подвижные игры» Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре. «Эстафеты» 6 Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности 1.2. Содержание общеразвивающей программы Весь материал разделяется на отдельные разделы: «Русские народные игры» включают в себя знакомство с играми своего народа, развитие физических способностей учащихся, координацию движений, силу и ловкость. Воспитание уважительного отношения к культуре родной страны. «Игры различных народов». Знакомство с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развитие силы, ловкости и физические способности. Воспитание толерантности при общении в коллективе. «Подвижные игры». Совершенствование координации движений. Развитие быстроты реакции, сообразительности, внимания, умения действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре. «Эстафеты». Знакомство с правилами эстафет. Развитие быстроты реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитание чувства коллективизма и ответственности. Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся год 1 обучения Основное теме содержание по Характеристика учащихся основных видов деятельности Игры на взаимодействие между учащимися - 12 ч Игра «Гном, как тебя зовут» развитие внимания, памяти Игра «Водяной» развитие воображения, сплоченности коллектива Игра «Мы веселые ребята» развитие сплоченности коллектива Игра «Гуси- лебеди» развитие двигательной активности, умение передавать движение птиц Соревнование скороходов развитие внимания, правилаигры Игра «Волк во рву» совершенствование навыков бега и прыжков в длину умение правильно выполнять 7 Игра «К своим флажкам» развитие ориентировки, сообразительности Игры по выбору учащихся Развитие умения высказывать собственное мнение, приходить к единству. Эстафета с мячами развитие умения вести мяч, передавать его другому игроку совершенствование быстроты реакции, развивается музыкальный слух, ритмичность движений Игра «Птицы и клетка» Игра «Угадай, кто» развитие умения бесшумно, наблюдательности Игры по выбору учащихся развитие умения высказывать собственное мнение, приходить к единству. Игры на развитие двигательных качеств -21 ч Эстафета зверей развитие двигательной активности, умение передавать движения животных Игры по выбору учащихся развитие умения высказывать собственное мнение, приходить к единству. Игра «Стой!» Игра «Веселые музыканты» закрепление навыков ловли и метания малого мяча, воспитание быстроты реакции, ориентировки, умения быстро переключаться с одного действия на другое развитие чувства ритма Игра «Совушка» развитие умения передавать движения животных Игры по выбору учащихся развитие умения высказывать собственное мнение, приходить к единству Игры по выбору учащихся развитие умения высказывать собственное мнение, приходить к единству Эстафета со скакалками развитие умения выполнять упражнение со скакалками Игра «Паровозик» совершенствование навыков бега, умение играть группой Игры по выбору учащихся развитие способности концентрировать внимание на определенном сигнале Игра «Вышибалы» совершенствование быстроты реакции Игра «Воробьи и вороны» развитие способности концентрировать внимание на определенном сигнале Игра «Салки» развитие быстроты движений Повторение изученных игр развитие умения приходить к единому мнению. Повторение изученных игр развитие умение приходить к единому мнению. Эстафета «Кенгуру» совершенствование навыков бега и прыжков в длину 8 Игра «Симон говорит» развитие внимания, быстроты реакции Игра «мишки и шишки»» развитие внимания, быстроты реакции; совершенствование навыков бега Игра «Медведь» развитие двигательной активности, умения сотрудничать Игры по выбору учащихся развитие интереса к играм и коммуникативных способностей Игры по выбору учащихся развитие интереса к играм и коммуникативных способностей год 2 обучения Основное теме содержание по Характеристика учащихся основных видов деятельности Игры с элементами легкой атлетики – 11ч «Осенний марафон» формирование ЗОЖ через активное участие в соревнованиях Игра «Чай-чай выручай» развитие быстроты и ловкости, формирование чувства коллективизма Игра «День и ночь» совершенствование быстроты реакции на слуховые сигналы Игра «Вызовы» воспитание быстроты реакции, скорости бега, смелости и взаимовыручки Игра «Гонка мячей по кругу» совершенствование навыков ловли и передачи мяча, развитие быстроты реакции и ориентировки Прыжки в длину развитие навыка прыжков на одной и двух ногах Игра «Караси и щука» воспитание быстроты, ловкости, ориентировки, смелости, коллективности действии Игра «Кто выше?» развитие внимания, ловкости; умения соблюдать правила ТБ Игра с обучением прыжкам в высоту «Достань мячик» усвоение ритма выполнения последних трех шагов разбегапри прыжке в высоту и отталкивании Игра «К своим флажкам» развитие быстроты, формирование умения ускорять и замедлять бег 9 игра «Пустое место» развитие быстроты, формирование умения ускорять и замедлять бег Игры с элементами ритмической гимнастики -11ч Игра ««Веселые ладошки»» совершенствование навыка детей в перестроениях; развитие чувства ритма Игра «Веселый зоопарк» развитие умения передавать движения животных в ритмичном танце «Красивая спина» развитие правильной осанки, умения правильно ходить Игра «Дружные ребята» проверка координации движений ребёнка Игра «Веселый сапожок» разучивание нескольких базовых шагов под счёт, составление небольших связок из движений "Непоседы" разучивание комплекса составленного совместно с детьми разучивание нескольких базовых шагов под счёт, составление небольших связок из движений Игра «Веселый сапожок» "Непоседы" "Непоседы" Игра «Ритмическая мозаика» Игра «Зайцы в огороде» разучивание комплекса составленного совместно с детьми разучивание комплекса составленного совместно с детьми закрепление движений комплекса под музыку, работа надвыразительностью выполнения движений комплекса развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве Подвижные игры-12ч Игры и эстафеты с мячами развитие умения быстро бегать, передавать мячи, взаимодействовать в игре Игра «Класс, смирно!» усвоение строевых команд и перестроения, воспитание внимания и быстроты реакции. Броски мяча в корзину развитие меткости Игра «Боулинг» развитие меткости, внимания Игра «Картошка» Развитие быстроты реакции, умения ловить мяч Соревнование по прыжкам через скакалку Игра «Веселые пингвинята» развитие умения прыгать через скакалку Игра «Солнышко» развитие умения высказывать свое мнение, приходить к единству; уважать чужое мнение развитие умения быстро передвигаться с мячом 10 Игры по выбору учащихся развитие интереса способностей к играм и коммуникативных Игры по выбору учащихся развитие интереса способностей к играм и коммуникативных Игра «Защита укрепления» развитие двигательной сотрудничать развитие глазомера, ловкости Игра «Попади в цель» активности, умения 3 год обучения Основное теме содержание по Характеристика учащихся основных видов деятельности Игры с элементами легкой атлетики – 11ч Игра «Метатели» развитие меткости, внимания, быстроты реакции Игра «Пустое место» развитие быстроты, формирование умения ускорять и замедлять бег Игра « У ребят порядок строгий» Игра «К своим флажкам» развитие двигательных навыков Игра воробушки» закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве «Прыгающие развитие быстроты, формирование умения ускорять и замедлять бег Игра «День и ночь» совершенствование быстроты сигналы «Прыжки по полосам» закрепление и совершенствование навыков в прыжках «Играй, играй, мяч не теряй» развитие умения быстро передвигаться с мячом Прыжки в длину и высоту с прямого разбега закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве Игры на развитие скорости развитие двигательной движений «Верхом на клюшке» Повторение изученных игр реакции на слуховые активности; координации развитие умения высказывать собственное мнение, приходить к единству Игры с элементами ритмической гимнастики -11ч Игра «Исправь осанку»» формирование правильной ритмических упражнений осанки через систему 11 Упражнения на согласованность движений с музыкой Упражнения на согласованность движений с музыкой Игра «Зайцы в огороде» работа над выразительностью выполнения движений комплекса под музыку работа над выразительностью выполнения движений комплекса под музыку развитие скоростно-силовых ориентирование в пространстве способностей, Игра «Верёвочка под ногами» закрепление и совершенствование навыков в прыжках Игра «Ритмическая мозаика» закрепление движений комплекса под музыку, работа над выразительностью выполнения движений комплекса Игра «Перевозка груза» развитие двигательной активности, умения сотрудничать Игра «Защита укрепления» развитие двигательной активности, умения сотрудничать Игра «Дружные ребята» проверка координации движений ребёнка Игра "Непоседы" разучивание комплекса составленного совместно с детьми развитие умения высказывать собственное мнение, приходить к единству Повторение изученных игр Подвижные игры – 12ч Игры на внимание и быстроту развитие быстроты и «Поезд» взаимодействоватьв команде Игры с прыжками и бегом «Прыгуны и пятнашки» «Веселые старты» старт группами ловкости, умения закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве развитие быстроты и взаимодействоватьв команде ловкости, умения командный бег «Мини-футбол» развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными техникотактическими взаимодействиями Игра «Веселые пингвинята» развитие умения быстро передвигаться с мячом Игра «Картошка» развитие быстроты реакции, умение ловить мяч Соревнование по прыжкам через скакалку Игра «Салки» развитие умения прыгать через скакалку развитие быстроты движений 12 Игры по выбору учащихся Развитие способности концентрировать внимание на определенном сигнале «Веселые развитие быстроты и взаимодействоватьв команде старты» Старт группами ловкости, умения Командный бег «Мини-футбол» развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными техникотактическими взаимодействиями Повторение изученных игр развитие умения высказывать собственное мнение, приходить к единству год 3 обучения Основное теме содержание по Характеристика учащихся основных видов деятельности Игры с элементами легкой атлетики -11ч Встречная эстафета. формирование ЗОЖ через участие в подвижных играх; овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями «Кто раньше» Встречная эстафета. формирование ЗОЖ через участие в подвижных играх; овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями «Волк и ягненок» Эстафета со скакалкой. развитие быстроты, координации ловкости, силы, внимания, Игра развитие быстроты, координации ловкости, силы, внимания, «Смена номеров». Игровые упражнения малыми мячами. Игра «Рыбная ловля» Игра «Перебежки» с развитие координационных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями развитие координационных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями развитие быстроты и ловкости, умения взаимодействовать в команде Игра «Волк во рву» совершенствование навыков бега и прыжков в длину Эстафета с мячами Развитие умениея вести мяч, передавать его другому игроку 13 Игра «К своим флажкам» развитие ориентировки, сообразительности Повторение изученных игр развитие умения высказывать собственное мнение, приходить к единству Игры с элементами ритмической гимнастики -11ч Игра «Воробьи и вороны» развитие способности концентрировать внимание на определенном сигнале Элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые и прикладные упражнения) Игра на развитие гибкости тела развитие быстроты, ловкости, гибкости, координации движений; формирование ЗОЖ «Гимнасты» Игра воробушки» «Прыгающие совершенствование комплекса составленного совместно сдетьми закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве Игра «Прыжки по полосам» закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве Соревнование «Лабиринт» закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве Игра «Два мороза» воспитание чувства товарищеской взаимопомощи; совершенствование умения бегать быстро, легко изменяя скорость и направление движений развитие умения высказывать собственное мнение, приходить к единству. Игры по выбору учащихся Игра «Совушка» развитие умения передавать движения животных Игра «Паровозик» совершенствование навыков бега, умение играть группой развитие умения высказывать собственное мнение, приходить к единству Повторение изученных игр Подвижные игры с элементами спортивных игр - 12ч Игра "Снайперы" развитие быстроты, ловкости, координации движений Ирга "Перетягивание через черту" "Эстафета с лазаньем и перелезанием развитие выносливости, силы, согласованности развитие быстроты, ловкости, координации движений 14 «Мини-футбол» развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными техникотактическими взаимодействиями Игра «Кто точнее?» совершенствование умения метко метать мяч Игра «Картошка» развитие быстроты реакции, умения ловить мяч Игра «День» и «Ночь» совершенствование быстроты реакции, ориентировки, ловкости, воспитание находчивости, решительности Эстафета с мячом совершенствование быстроты реакции, ориентировки, ловкости, воспитание находчивости, решительности бег по линиям Игры по выбору учащихся развитие способности концентрировать внимание на определенном сигнале «Пионербол» совершенствование навыков ловли мяча через сетку «Мини-футбол» развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными техникотактическими взаимодействиями Повторение изученных игр Развитие умения высказывать собственное мнение, приходить к единству 15 Календарно- тематическое планирование рабочей программы по внеурочной деятельности «Подвижные игры»1 год обучения /1 класс Календарно - тематическое планирование рабочей программы по внеурочной деятельности «Подвижные игры» 2 год обучения / 2 класс №п /п 1 Тема урока 2 Колво часов 3 1 «Осенний марафон» 1 2 Игра «Чай-чай выручай» 1 3 Игра «День и ночь» 1 4 Игра «Вызовы» 1 5 Игра «Гонка мячей по кругу» 1 6 Прыжки в длину 1 7 Игра «Караси и щука» 1 Содержание образовательной деятельности Основные учебные Основные виды УУД единицы 4 5 Игры с элементами легкой атлетики – 11ч ТБ во время Регулятивные: определять и занятий. формировать цель деятельности с помощью учителя; Правила игры. проговаривать последовательность действий во время занятия; Отработка игровых учиться работать по определенному приёмов. алгоритму. Техника Познавательные: умение делать безопасности при выводы в результате совместной занятиях играми. работы класса и учителя Правила игры. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение Техника цели, функций участников, способов безопасности при взаимодействия; прыжках. Отработка игровых постановка вопросов — инициативное сотрудничество в приёмов. поиске и сборе информации; Дата проведения План Факт 6 7 Коррек тировка КТП 8 16 Личностные: оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. 8 Игра «Кто выше?» 1 Правила игры. 9 Игра с обучением прыжкам в высоту «Достань мячик» 1 Техника безопасности при прыжках. 10 Игра «К своим флажкам» 1 Отработка игровых приёмов. 11 Игра «Пустое место» 1 Правила игры. Регулятивные: определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; учиться работать по определенному алгоритму. Познавательные: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. 12 Игра ««Веселые ладошки»» 1 13 Игра «Веселый 1 Игры с элементами ритмической гимнастики -11ч Правила игры. Регулятивные: определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; учиться работать по определенному алгоритму. Отработка игровых Познавательные: умение делать приёмов. 17 зоопарк» 14 «Красивая спина» 1 Правила игры. 15 Игра «Дружные ребята» 1 Отработка игровых приёмов. 16 Игра «Веселый сапожок» 1 Правила игры. 17 "Непоседы" 1 18 Игра «Веселый сапожок» 1 19 "Непоседы" 1 20 "Непоседы" 1 Отработка игровых приёмов. Техника безопасности при занятиях подвижными играми. Правила поведения в команде. ТБ во время игры. ТБ во время игры. 21 Игра «Ритмическая мозаика» 1 Игра «Зайцы в огороде» 1 22 Отработка игровых приёмов. Правила игры. выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Регулятивные: проговаривать последовательность действий во время занятия; учиться работать по определенному алгоритму. Познавательные: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 18 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; Подвижные игры-12ч Игры и эстафеты с мячами 1 Техника безопасности при занятиях подвижными играми. Правила игры. Регулятивные: проговаривать последовательность действий во время занятия; 24 Игра «Класс, смирно!» 1 25 Броски мяча в корзину 1 Отработка игровых приёмов. Игра «Боулинг» 1 ТБ во время игры. Познавательные: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 26 27 Игра «Картошка» 1 Правила игры. 28 Соревнование по прыжкам через скакалку 1 Игра «Веселые пингвинята» 1 Техника безопасности при занятиях подвижными играми. Правила игры. 23 29 учиться работать по определенному алгоритму. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие 19 30 31 Игра «Солнышко» 1 Игры по выбору учащихся 1 32 Игры по выбору учащихся 1 33 Игра «Защита укрепления» 1 34 Игра «Попади в цель» 1 Отработка игровых приёмов. Техника безопасности при занятиях подвижными играми. Техника безопасности при занятиях подвижными играми. Отработка игровых приёмов. решения и его реализация; сформировать навыки позитивного коммуникативного общения. Личностные: оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. Правила игры. Календарно- тематическое планирование рабочей программы по внеурочной деятельности «Подвижные игры» 3 год обучения / 3 класс №п /п 1 Тема урока 2 Колво часов 3 Содержание образовательной деятельности Основные виды УУД Основные учебные единицы 4 5 Игры с элементами легкой атлетики – 11ч Дата проведения План Факт 6 7 Коррек тировка КТП 8 20 1 Игра «Метатели» 1 Техника безопасности при занятиях подвижными играми. Правила игры. Регулятивные: проговаривать последовательность действий во время занятия; учиться работать по определенному алгоритму. Познавательные: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ,сформировать навыки позитивного коммуникативного общения. 2 Игра «Пустое место» 1 3 Игра « У ребят порядок 1 Отработка игровых приёмов. Правила игры. Правила игры. Личностные: оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; Личностные: выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; 21 строгий» 4 Игра «К своим флажкам» Регулятивные: 1 Отработка игровых приёмов. Правила игры. определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; Познавательные: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: правление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; Регулятивные: проговаривать последовательность действий во время занятия; 5 Игра «Прыгаю щие воробушки» 1 Отработка игровых приёмов. Правила игры. 6 Игра «День и ночь» 1 Правила игры. учиться работать по определенному алгоритму. 7 «Прыжки по полосам» 1 Отработка игровых приёмов. Познавательные: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ,сформировать навыки позитивного коммуникативного общения. Личностные: оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; 22 8 «Играй, играй, мяч не теряй» 1 9 Прыжки в длину и высоту с прямого разбега 1 Игры на развитие скорости 1 10 Техника безопасности при занятиях играми. Отработка игровых приёмов Отработка игровых приёмов. Правила игры. Познавательные: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: правление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; Игры с элементами ритмической гимнастики -11ч 11 Повторение изученных игр 1 Отработка игровых приёмов 12 Игра 1 Техника безопасности при занятиях подвижными играми. Правила игры. Отработка игровых приёмов «Исправь осанку»» Упражнения на согласованност ь движений с музыкой Регулятивные: определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; «Верхом на клюшке» 13 Личностные: -выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; 1 Регулятивные: проговаривать последовательность действий во время занятия; учиться работать по определенному алгоритму. Познавательные: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: планирование 23 14 Упражнения на согласованност ь движений с музыкой 1 15 Игра «Зайцы в огороде» 16 Игра 1 «Верёвочка под ногами» 1 Отработка игровых приёмов. Техника безопасности при занятиях подвижными играми Отработка игровых приёмов. Техника безопасности при занятиях подвижными играми учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ,сформировать навыки позитивного коммуникативного общения. Личностные: оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; Личностные: выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Регулятивные: определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; Познавательные: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: 17 Игра «Ритмическая мозаика» 1 Правила игры. 18 Игра «Перевозка 1 Правила игры. правление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; Личностные: выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Регулятивные: определять и 24 груза» 19 Игра «Защита укрепления» 1 Отработка игровых приёмов. формировать цель деятельности с помощью учителя; Познавательные: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: правление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; Регулятивные: проговаривать последовательность действий во время занятия; 20 Игра «Дружные ребята» 1 Правила игры. Отработка игровых приёмов 21 Игра "Непоседы" 1 Правила игры. учиться работать по определенному алгоритму. 22 Повторение изученных игр 1 Отработка игровых приёмов Познавательные: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ,сформировать навыки позитивного коммуникативного общения. Личностные: оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; Подвижные игры – 12ч 25 23 Игры на внимание и быстроту «Поезд» 1 Правила игры. Личностные: выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; 24 Игры с прыжками и бегом 1 Отработка игровых приёмов Регулятивные: «Прыгуны и пятнашки» определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; Познавательные: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: 25 «Веселые старты» 1 старт группами командный бег 26 «Минифутбол» 1 Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр Отработка игровых приёмов. правление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; Регулятивные: определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; учиться работать по определенному алгоритму. Познавательные: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и 26 точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 27 Игра «Веселые пингвинята» 1 28 Игра «Картошка» 1 29 Соревнование по прыжкам через скакалку 1 Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр Отработка игровых приёмов. Отработка игровых приёмов. Личностные: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Личностные: выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Регулятивные: определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; Познавательные: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: 30 Игра «Салки» 1 Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр правление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; Регулятивные: определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; учиться работать по определенному алгоритму. 27 31 Игры по выбору учащихся 1 Отработка игровых приёмов. 32 «Веселые старты» 1 Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр Старт группами Командный бег 33 «Минифутбол» 1 Отработка игровых приёмов. 34 Повторение изученных игр 1 Техника безопасности при занятиях подвижными играми. Познавательные: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Личностные: выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Регулятивные: определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; Познавательные: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: 28 правление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; 29 Календарно - тематическое планирование рабочей программы по внеурочной деятельности «Подвижные игры» 4 год обучения /4 класс №п /п 1 1 Тема урока 2 Встречная эстафета. «Кто раньше» Колво часов 3 1 Содержание образовательной деятельности Основные виды УУД Основные учебные единицы 4 5 Игры с элементами легкой атлетики -11ч Правила игры. Регулятивные: учиться работать по определенному алгоритму. Познавательные: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; Личностные: оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения Дата проведения План Факт 6 7 Коррек тировка КТП 8 30 общепринятых норм и ценностей. 2 Встречная эстафета. 1 Отработка игровых приёмов. 1 Техника безопасности при занятиях играми. «Волк и ягненок» 3 Эстафета со скакалкой. Личностные: выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Регулятивные: определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; Познавательные: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: правление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; 4 Игра «Смена номеров». 1 Правила игры. Личностные: выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Регулятивные: определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; Познавательные: умение делать выводы в результате 31 совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: правление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; 5 Игровые упражнения с малыми мячами. 1 Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр 6 Игра «Рыбная ловля» 1 Отработка игровых приёмов. Регулятивные: учиться работать по определенному алгоритму. Познавательные: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; Личностные: оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения 32 общепринятых норм и ценностей. 7 Игра «Перебежки» 1 8 Игра «Волк во рву» 1 Техника безопасности при занятиях играми. Правила игры. Личностные: выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Регулятивные: определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; Познавательные: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: правление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; 9 Эстафета с мячами 1 Отработка игровых приёмов. 10 Игра «К своим флажкам» 1 Техника безопасности при занятиях играми. Правила игры. 11 Повторение изученных игр 1 Личностные: выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Регулятивные: определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; Познавательные: умение делать выводы в результате 33 совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: правление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; Игры с элементами ритмической гимнастики -11ч 12 Игра «Воробьи и вороны» 1 Отработка игровых приёмов. Личностные: выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Регулятивные: определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; Познавательные: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: правление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий. 13 Элементы основной гимнастики 1 Техника безопасности при занятиях играми. Регулятивные: проговаривать последовательность действий во время занятия; 34 (общеразви вающие, строевые и прикладные упражнения) учиться работать по определенному алгоритму. Познавательные: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; сформировать навыки позитивного коммуникативного общения. Личностные: оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. 14 Игра на развитие гибкости тела 1 Правила игры. Правила безопасного поведения в местах Личностные: выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, 35 «Гимнасты» 15 Игра «Прыгающие воробушки» 1 проведения подвижных игр Отработка игровых приёмов. сопереживать; Регулятивные: определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; Познавательные: 16 Игра «Прыжки по полосам» 1 Техника безопасности при занятиях играми. умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: правление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; 17 Соревнование «Лабиринт» 1 18 Игра «Два мороза» 1 19 Игры по выбору учащихся 1 Правила игры. Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр Отработка игровых приёмов. Техника безопасности при занятиях играми. Регулятивные: проговаривать последовательность действий во время занятия; учиться работать по определенному алгоритму. Познавательные: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие 36 решения и его реализация; сформировать навыки позитивного коммуникативного общения. Личностные: оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. 20 Игра «Совушка» 1 21 Игра «Паровозик» 1 22 Повторение изученных игр 1 Правила игры. Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр Отработка игровых приёмов. Техника безопасности при занятиях играми. Личностные: выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Регулятивные: определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; Познавательные: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: правление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; Подвижные игры с элементами спортивных игр - 12ч 23 Игра 1 Отработка игровых Регулятивные: проговаривать 37 "Снайперы" приёмов. последовательность действий во время занятия; 24 Ирга "Перетягивание через черту" 1 Техника безопасности при занятиях играми. 25 "Эстафета с лазаньем и перелезанием 1 Правила игры. Познавательные: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 26 «Минифутбол» 1 Отработка игровых приёмов. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; сформировать навыки позитивного коммуникативного общения. учиться работать по определенному алгоритму. Личностные: оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. 27 Игра «Кто точнее?» 1 Правила игры. 28 Игра 1 приёмов. Личностные: выражать свои эмоции; понимать эмоции другихлюдей, сочувствовать, сопереживать; 38 «Картошка» 29 30 Регулятивные: Игра «День» и «Ночь» 1 Эстафета с мячом 1 Правила игры. определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; Отработка игровых приёмов. Познавательные: умение делать выводы в результатесовместной работы класса и учителя; Коммуникативные: правление поведением партнёра —контроль, коррекция, оценка его действий; бег по линиям 31 Игры по выбору учащихся 1 Правила игры. 32 «Пионербол» 1 33 «Минифутбол» 1 Отработка игровых приёмов. Правила игры. 34 Повторение изученных игр 1 Отработка игровых приёмов. Регулятивные: проговаривать последовательность действий во время занятия; учиться работать по определенномуалгоритму. Познавательные: умение делатьвыводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителеми сверстниками ,сформировать навыки позитивного коммуникативного общения. Личностные: оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; 39 1.3. Планируемые результаты: Ожидаемые результаты. 1 класс: Укрепление здоровья; Повышение физической подготовленности двигательного опыта. 2 класс: Развитие физических качеств, силы, быстроты, выносливости. 3 класс: Формирование умения проведения физкультурно – оздоровительных мероприятий. 4 класс: Обучение простейшим способам измерения показателей физического состояния и развития; Формирование качеств личности: наблюдательность, внимание, память, воображение; мышление, Проведение мониторинга образовательной среды (анкетирование детей и родителей, сохранение зачётной системы оценивания знаний, проведение конкурсов, соревнований). Личностные результаты оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; умение выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Метапредметными результатами универсальных учебных действий (УУД). является формирование Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; проговаривать последовательность действий во время занятия; учиться работать по определенному алгоритму Познавательные УУД: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме 40 слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). Личностными результатами «Подвижные игры» являются следующие умения: -оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; -оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; -выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Метапредметными результатами «Подвижные формирование универсальных учебных действий(УУД). игры» является Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; проговаривать последовательность действий во время занятия; учиться работать по определенному алгоритму Познавательные УУД: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и 41 синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. сформировать навыки позитивного коммуникативного общения; Требования к знаниям, умениям, навыкам: Иметь представление о двигательном режиме; Знать: -причины нарушения осанки, появления нарушения зрения, плоскостопия; -правила и уметь организовать подвижные игры (3-4); -не менее двух комплектов упражнений на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Уметь: -оценивать свою двигательную активность, выявлять причины нарушения и корректировать её; -выполнять правила игры. Дети научатся: Активно играть, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели. Демонстрировать позитивное отношение к участникам игры. Ожидаемый результат: -у выпускника начальной школы выработана потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми; - сформировано начальное представление о культуре движении; - младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организацииотдыха и укрепления здоровья; -обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр; - умение работать в коллективе. 42 2. Организационно-педагогические условия 2.1 Условия реализации программы Материально – техническое обеспечение программы: мячи, скакалки, обручи, гимнастические палки, кегли, ракетки, канат, гимнастические скамейки, стенки, маты. Методическое обеспечение программы: игры, эстафеты, весёлые старты, рассказ, беседа, считалки, загадки, стихи, кроссворды, экскурсии, пословицы, поговорки, встречи со специалистами, народные приметы, ребусы. Приёмы и методы При реализации программы используются различные методы обучения: словесные: рассказ, объяснение нового материала; наглядные: материала; показ новых игр, демонстрация иллюстративного практические: апробирование новых игр: игры на свежем воздухе на школьной спортивной площадке, эстафеты, соревнования, конкурсы. При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности : игровой и учебной. Начало работа по разделу включает знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия: освоение учебной группой новых игр. Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания, которые необходимы в исследовательской работе. В общей системе всестороннего развития человека воспитание ребенка занимает важное место. Начиная с дошкольного возраста закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Учащиеся младших классов, преемственно развиваясь с большим удовольствием занимаются физической культурой. Особенный интерес вызывают у них различного вида игры: начиная от народных игр, заканчивая спортивными - баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис, бадминтон и т. д. Различного вида игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия играмиспособствуют воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что 43 является эффективным средством закаливания организма ребенка. Именно полезно для “включение” способствует учащихся. поэтому грамотное использование народных игр не только детей, но и чрезвычайно актуально, поскольку правильное элементов игр в процесс физического воспитания активно гармоничному развитию и физической подготовленности 2.2 Формы аттестации и оценочные материалы Диагностика эффективности образовательного процесса осуществляется с помощью методов тестирования, анкетирования, опроса, наблюдения, сдачи нормативов. Для отслеживания динамики освоения дополнительной общеобразовательной программы и анализа результатов образовательной деятельности разработан педагогический мониторинг. Мониторинг осуществляется в течение всего учебного года и включает первичную диагностику, а также промежуточную и итоговую аттестацию. Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года(сентябрь) для определения уровня подготовки обучающихся. Форма проведения – собеседование, наблюдение, сдача нормативов. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений. Промежуточный контроль (промежуточная аттестация) проводится в ноябре - декабре. Один раз в год. Проводится в форме участия в спортивных праздниках, соревнованиях. Итоговая аттестация проводится в конце обучения при предъявлении ребенком (в доступной ему форме) результата обучения, предусмотренного программой. Результативность обучения определяется умением играть и проводить подвижные игры, в том числе и на различных праздничных мероприятиях: - весёлые старты; - спортивные эстафеты; -"День здоровья" 44 3. Список литературы: 1. «Образовательная система «Школа государственный образовательный стандарт, образовательная программа. В 2-х книгах. 2100» федеральный Примерная основная 2. Программа отдельных предметов для начальной школы /Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна- изд. 2-е, испр.- М.: Баласс, 2011.- 432с. 3. Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие / О.А. Степанова. - М.: Баласс, 2012. - С. 128. Образовательная система «Школа 2100», серия «Методическая библиотека учителя начальной школы». 4. В. И. Лях Физическая культура. Рабочие программы. 1-4 классы: пособие для учителей образовательных учреждений. М. Просвещение, 2012 год 4. Е.М. Елизарова Физическая культура 2-4 классы: уроки двигательной активности (в соответствии с ФГСО) Волгоград, Учитель 2013 год 5. Г.А. Воронина . Программа регионального компонента «Основы развития двигательной активности младшихшкольников. Киров, КИПК и ПРО , 2007 г. 6. В.Ф. Феоктистова «К здоровью через движение: рекомендации, развивающие игры, комплексы упражнений"Волгоград, Учитель, 2013 год 7. Попова Г.П. «Дружить со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки» Волгоград. Учитель, 2008 8. С.Л. Садыкова, Е.И. Лебедева "Подвижные игры на уроках и во внеурочное время". Издательство "Учитель" 2008. 9. П. А. Киселев »Подвижные и спортивные игры в учебном процессе и во внеурочное время». Планета. 2015. 10. Н. А. Федорова Подвижные игры. Экзамен. 2016. 11. А. Ю. Патрикеев Подвижные игры. Феникс. 2015. Литература для детей: 1. Миньков Н.Б., Игры и воспитание способностей. – М., 1999. 2. Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000. 3. Железняк М.Н., Спортивные игры. – М., 2001.