УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СЕВЕРОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Мир школьного музея» Возраст обучающихся: 11-15 лет Срок реализации: 1 год Логинова Подписано цифровой Логинова Галина подписью: Галина Петровна 2024.09.20 Петровна Дата: 09:18:16 +05'00' Составитель: Реймер Маргарита Дмитриевна, педагог дополнительного образования Североуральский городской округ, п. Третий Северный 2024 Оглавление 1. Комплекс основных характеристик программы ............................................... 2 1.1. Пояснительная записка ....................................................................................... 2 1.2. Цель и задачи программы ................................................................................... 6 1.3. Планируемые результаты.................................................................................... 7 3. Комплекс организационно-педагогических условий,.................................... 11 3.1. Календарный учебный график ......................................................................... 11 3.2. Условия реализации программы ...................................................................... 11 3.3. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы ................................. 14 4. Список литературы ............................................................................................ 15 Приложения .............................................................................................................. 17 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир школьного музея» (далее – программа) предназначена для ведения краеведческой работы, направленность программы туристско-краеведческая. Итогом деятельности учащихся станет пополнение школьного музея экспонатами, участие в мероприятиях по истории, культуре родного края, участие в исследовательской и проектной деятельности. Основанием для разработки программы, являются следующие нормативно-правовые акты: 1) Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273; 2) Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; 3) Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» 4) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ ОТ 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 5) Приказ Минобрнаука России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6) Приказ Министерства просвещения Российской Федераций от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным развивающим программам»; 7) Письмо Минпросвещения России от 09.07.2020 № 06-735 О направлении методических рекомендаций о создании и функционировании структурных подразделений образовательных организаций, выполняющих учебно-воспитательные функции музейными средствами 8) Закон Свердловской области от 21.12.2015 г. № 151-ОЗ «О стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы». Актуальность программы. Согласно Указу Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по 2 сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», необходимо «совершенствование форм и методов воспитания и образования детей и молодежи в соответствии с целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей». Одной из целей государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей является «сохранение и укрепление традиционных ценностей, обеспечение их передачи от поколения к поколению» и это возможно решать в рамках деятельности школьного музея. Для реализация стратегического национального приоритета "Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти" предполагается решение задач государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей, одной из которых является «воспитание в духе уважения к традиционным ценностям как ключевой инструмент государственной политики в области образования и культуры, необходимый для формирования гармонично развитой личности». Согласно методическим рекомендациям о создании и функционировании структурных подразделений образовательных организаций, выполняющих учебно-воспитательные функции музейными средствами (Письмо Минпросвещения России от 09.07.2020 № 06-735), школьный музей организуется в целях сохранения и использования в образовательном процессе объектов историко-культурного и природного наследия в том числе в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ. В методических рекомендациях по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений указано, что в настоящее время уделяется недостаточное внимание местной истории, слабо используется потенциал краеведения. Учитывая этот факт, в данной программе определены темы, связанные с местной историей и краеведческой деятельностью. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, дающее возможность обучающимся увидеть и оценить вклад предыдущих поколений в историю и культуру школы, города, региона, страны. Важно, чтобы ребенок начинал осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины с самого раннего детства. Школьный музей дает возможность влиять на формирование патриотизма у детей и помогает воспитать в них чувство собственного достоинства и ответственности перед Родиной, раскрывает истинные ценности семьи, нации, Родины. На современном этапе развития образования с переносом приоритета с обучения на воспитание, Министерство образования РФ рассматривает школьные музеи как «эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи». 3 Отличительные особенности программы В ходе разработки программы было проанализировано содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: «Школьный музей», автор-составитель О.Н. Плотникова, «Музейное дело», автор-составитель Музыка С. Л. и др. Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что в группе могут обучаться дети с ограниченными возможностями здоровья – с задержкой психического развития (далее – ЗПР). Для этих детей предполагается организация инклюзивного обучения. Адресат программы – дети 11-15 лет, проявляющие интерес к истории и традициям местного населения. При составлении программы учтены возрастные особенности учащихся. Особенностью возрастного периода от 11 до 15 лет является формирование теоретических обобщений, психосоциальное развитие, рост самосознания, стремление к самостоятельности и самоутверждению, формирование воли, нравственности, гражданственности. В этот период характерно проявление противоположных качеств психики: целеустремлённость и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и неустойчивостью; повышенная самоуверенность может сменяться неуверенностью в себе. Организовывая учебную деятельность с подростками учитываются проблемы, встречающиеся у них. Для подростков необходимо использование приемов, укрепляющих уверенность и снижающих тревожность. Психические особенности детей с ЗПР: Физические и моторные особенности. Дети с ЗПР отстают в росте, имеют малую массу тела, наблюдается нарушение координации движений, поздно начинают ходить, гиперактивны. Инфантильные психические особенности. Инфантилизм – замедленное созревание мозговых систем. В результате чего у детей наблюдается замедление в развитии эмоционально-волевой сферы. Особенности познавательных процессов. Ограниченный объем и затруднение восприятия и памяти, медленный прием и переработка поступающей информации, отставание развития речи и ее последующая бедность и примитивность. Особенности обучения в школе. Стойкая неуспеваемость, отставание от общей программы, отсутствие мотивации к обучению, низкий самоконтроль, преобладание игровой деятельности над учебной. В процессе посещения школы у детей складывается не только негативное отношение к учебе, но и постепенно формируется чувство собственной неполноценности. 4 Работа с детьми с ЗПР проводится с учетом имеющихся отклонений. Так развитие памяти при отставании в развитии разных видов памяти проводится с учётом: реального уровня психического развития ребенка в целом; возрастных закономерностей развития памяти; индивидуальной специфики отставания в уровне развития памяти, выявляемой по результатам нейропсихологического обследования. Для преодоления трудностей со стороны произвольной регуляции педагогу рекомендуется использовать следующие приёмы: организовывать деятельность ребёнка, направив внимание на выполнение конкретного задания; запоминание инструкции путём её разъяснения, повторения взрослым, а затем и ребёнком; включение ребёнка в действие, сочетание инструкции с показом; включение ребёнка в совместные действия; повтор инструкции взрослым на каждом этапе деятельности ребёнка. Для развития концентрации внимания можно использовать однотипные задания, требующие определенного терпения. Одно из них – это вычеркивание каких-либо букв в печатном тексте, например, на страницах старой газеты или журнала. Планируя работу с детьми с ЗПР, важно подбирать задания так, чтобы они не были слишком сложными и объемными. Увеличивать объем и сложность нужно постепенно, не допуская выведения детей из состояния равновесия. Самыми сложными для детей с ЗПР будут задания, требующие повышенной умственной активности, поэтому их нужно давать выборочно. Выстраивая план занятий, нужно учитывать специфику внимания у детей, их индивидуальные особенности, а также зоны актуального и планируемого в ближайшее время развития. В группы детского объединения принимаются все желающие, исходя из выражаемых ими интересов, без специальных требований к предварительной подготовке и уровню базового образования. Принципы формирования учебных групп: учет желания ребенка и уровня обучения учащихся. Наполняемость групп: 10-15 человек. На обучение по программе принимаются учащиеся общеобразовательных школ, при наличии свободных мест. Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 45 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 2 часа. 5 Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Объем программы общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения – 68 часов. Программа рассчитана на 1 год обучения. Особенности организации образовательного процесса Форма реализации программы – традиционная, представляет собой линейную последовательность освоения содержания в одной образовательной организации. Программа стартового уровня. Освоение программного материала на стартовом (ознакомительном) уровне предполагает получение учащимися знаний о вкладе предыдущих поколений в историю и культуру школы, города, региона, страны. Учащиеся занимаются краеведческой и исследовательской деятельностью. Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая. Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие, комплексное занятие. Перечень форм подведения итогов реализации программы: беседа, практическое задание, участие в конкурсных мероприятиях, представление и защита проекта. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: развитие нравственной, творческой, компетентной личности с активной гражданской позицией. Задачи: Обучающие задачи: познакомить с региональным музейным наследием; знакомить учащихся с основными понятиями и музейной терминологией; обучить методам и приёмам музейной деятельности, исследовательской работы; сформировать систему знаний в области краеведения и музейной практики. Развивающие задачи: развить способности к самообразованию посредством работы с информацией и музейными предметами; развить навыки сотрудничества и работы в группе, развивать организаторские способности; развить речевую культуру и компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. 6 Воспитательные задачи: формировать у учащихся осмысленное отношение к великой и малой Родине, чувство сопричастности к судьбе Отечества, чувство гордости за свой народ; формировать устойчивую и непрерывную связь поколений как средства передачи культурно-исторической памяти, духовно-нравственных ценностей и традиций, идентификацию себя как россиянина; формировать ценностно-смысловые установки, навыки самоорганизации и самореализации. 1.3. Планируемые результаты Предметные результаты В результате овладения программы, обучающиеся будут: иметь представление об основах музееведения; знать направления и особенности работы школьного музея; знать основы экскурсионной грамотности; владеть приёмами исследовательской работы, обработки полученных материалов; уметь создавать мультимедийные экспозиции; уметь готовить экскурсионные рассказы и проводить экскурсии. знать правила эффективной работы в группе; уметь отстаивать своё мнение; культуру речи и общения со сверстниками и взрослыми; проявлять интерес и бережное отношение к традициям своего народа. Личностные результаты: У учащихся будут: сформированы основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою малую Родину; осознание своей этнической и национальной принадлежности; сформированы ценности и чувства, доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; сформирована мотивация к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты Учащиеся научатся: планировать свою деятельность; использовать в работе компьютерные технологии; 7 использовать разные способы решения проблем творческого и поискового характера; использовать знаково-символических средств, представление информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ); использовать разные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; Будут проявлять: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. 8 Содержание программы Учебный план 1.4. Количество часов Разделы (модули) всего 4 теория 4 практика 0 10 4 6 10 4 6 1. 2. Введение. Экскурсия – одна из основных форм работы музея. 3. Музейный экспонат. 4. 5. Фонды музея. Материалы для музея. 10 4 6 10 4 6 6. 7. Требования к экскурсии. Профессия – экускурсовод. 10 4 6 10 2 8 8. Практикум. 4 1 3 68 27 41 Всего: Формы промежуточно й аттестации Беседа Практические задания Беседа Беседа Практические задания Беседа Практическое задание Анализ проведения экскурсий 2.3. Содержание учебного (тематического) плана 1. Введение Теория: Правила по технике безопасности при работе в музее. Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические и др. Школьные музеи. Профиль музея и его основные разделы. Задачи школьного музея. Знакомство со школьным музеем: история его создания, экспозиции, выставочные экспонаты. Практика: Создание схемы основных разделов музея. Создание плана новой экспозиции. 2. Экскурсия – одна из основных форм работы музея Теория: Понятия «музей», «профиль», «экспонат», «архив», «фонд» и др. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная, игровая. «Портфель» экскурсовода. Цель экскурсии в школьном музее. Знакомство с архивом, экспозициями, экспонатами школьного музея. Практика: Составление текста и маршрута экскурсии. Отбор экспонатов для экскурсии. Проведение экскурсии. 3. Музейный экспонат Теория: История экспонатов, представленных в экспозиции школьного музея. Фотоэкспонаты. Практика: Описание музейного экспоната. 4. Фонды музея 9 Теория: Основной и вспомогательный фонд музея. Состав и учет фонда. Библиотека музея. Практика: Определение вида фонда. Знакомство с инвентарной книгой музея. 5. Материалы для музея Теория: Места и правила сбора материалов для музея. Основные источники для сбора материала. Библиография. Справочно-библиографические материалы. Художественная, мемуарная, справочная литература. Участник знаменательных событий. Правила поведения во время встречи. Правила использования технических средств при проведении интервью. Практика: Подготовка к проведению интервью – составление вопросов. Беседы, анкетирование участников войны, тружеников тыла и других участников и свидетелей изучаемых событий. Запись рассказов и воспоминаний. Изучение отдельных событий, их описание. 6. Требования к экскурсии Теория: Правила и требования к проведению экскурсии. Связь темы экскурсии с экспозицией. Последовательность построения экскурсии по отдельным разделам и вопросам темы. Рассказ экскурсовода. Технические средства сопровождения экскурсии: мультмедийные презентации, компьютер. Экранно-звуковые средства в музее. Техника в работе музея. Темы и вопросы экскурсии. Экспонаты. Содержание экскурсии. Практика: Составление и оформление текста экскурсии. Отработка и сдача экскурсии. Проведение виртуальной, тематической, обзорной экскурсии в музее. Показ и анализ отдельных экспонатов. Самостоятельное проведение экскурсий по разработанной теме. 7. Профессия – экскурсовод Теория: Работа экскурсовода. Имидж экскурсовода. Этикет. Умение вести беседу. Искусство принимать гостей. Одежда экскурсовода. Речь экскурсовода. Ораторское искусство. Практика: Чтение прозы, стихов. Анализ речи (диалект, жаргонизмы). Выполнение упражнений на дыхание, проговаривание скороговорок. 8. Практикум Теория: Правила безопасности за территорией школы. Правила посещения музея. Практика: Посещение городских и школьных музеев. Проведение тематических и обзорных экскурсий для младших школьников. 10 3. Комплекс организационно-педагогических условий, 3.1. Календарный учебный график № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов всего Недель в I полугодии Недель во II полугодии 7. Начало занятий 8. Каникулы 9. Праздничные - выходные дни 10. Окончание учебного года 34 34 2 68 15 19 1 сентября С … октября; … марта; 1 июня по 31 августа 4 ноября, 1-8 января, 23 февраля, 8 марта, 1, 9 мая. 31 мая 3.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Учебный кабинет в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами (включая типовую мебель). Доска школьная (магнитно-меловая). Оборудование: мультимедийная аппаратура (компьютер, проектор, экран, сканер, фотоаппарат, проектор, колонки); историческая литература и пособия по краеведению, музееведению. Кадровое обеспечение Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий педагогическое образование, обучившийся на соответствующих курсах повышения квалификации – владеющий базовыми знаниями и умениями по музейному делу. 11 Методические материалы Материальнотехническое Название оснащение, № п/п раздела, темы дидактикометодический материал 1. Введение в Мультимедийная программу аппаратура, пособия по музееведению 2. Экскурсия – Мультимедийная одна из аппаратура, основных историческая форм работы литература и пособия музея. по краеведению, музееведению Музейный Мультимедийная экспонат. аппаратура 3. Фонды музея. Мультимедийная аппаратура Материалы для музея. Мультимедийная аппаратура; технические средства для проведения интервью Мультимедийная аппаратура 4. 5. Требования к экскурсии. 6. Профессия – экускурсовод. 7. Практикум. 8. Мультимедийная аппаратура, пособия по краеведению, музееведению Мультимедийная аппаратура Формы, методы, приемы обучения. Педагогические технологии Групповая форма. Словесные, наглядные, практические методы. Групповые технологии Групповая форма. Словесные, наглядные; практические, исследовательские методы. Личностно-ориентированные, исследовательского обучения Групповая форма. Словесные, наглядные; исследовательские методы. Технология исследовательского (проблемного) обучения. Групповая форма. Словесные, наглядные; практические, исследовательские. Личностно-ориентированные, исследовательского (проблемного) обучения. Групповая и индивидуальная форма. Словесные, наглядные; практические. Личностно-ориентированные. Групповая и индивидуальная форма. Словесные, наглядные; практические. Личностно-ориентированные. Групповая и индивидуальная форма. Словесные, наглядные; практические. Личностно-ориентированные. Групповая и индивидуальная форма. Словесные, наглядные; практические. Личностно-ориентированные. Формы учебного занятия Беседа, круглый стол Беседа, практическое занятие Мастер-класс Беседа, практическое занятие Тематические за дания по подгру ппам Круглый стол Круглый стол Мастер-класс 12 На занятиях используются следующие педагогические технологии: – личностно-ориентированные технологии; – технология исследовательского (проблемного) обучения. При проведении занятий используются следующие методы: 1. Словесные методы – рассказ, беседа и видео-уроки, направленные на формирование теоретических и практических знаний: 2. Наглядные методы: показ фотографий, пособий по краеведению, музееведению 3. Практические методы – практическая деятельность, исследовательская деятельность. 4. Творческие методы. 13 3.3. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы Вводная диагностика проводится в начале обучения. С целью определение исходного уровня знаний, умений и навыков проводится беседа. Результаты начальной диагностики используются для планирования работы. В конце обучения проводится итоговая диагностика, где определяется уровень освоения программы, сформированность личностных качеств. 14 4. Список литературы Нормативные документы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.). Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ ОТ 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Приказ Минобрнаука России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Приказ Министерства просвещения Российской Федераций от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным развивающим программам». Приказ МОиПО Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». «Стратегия социально-экономического развития Североуральского городского округа на период до 2030 года» (31.08.2018 г. № 913) утвержденная решением Думы Североуральского городского округа от 26.12.2018 г. № 85. Устав МАОУ «СОШ № 15». Литература, используемая при составлении программы 1. Кручинин, В.А. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебн. пос. для вузов / В.А. Кручинин, Н.Ф. Комарова; Нижегор. гос. архитектур.строит. ун-т. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. – 219 с. 2. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» (письмо Минобрнаука России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций). 15 3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы) (письмо Минобрнаука России от 18.11.2015 г. № 09-3242). 4. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области, ГАН ОУ СО «Дворец молодежи» от 04.03.2022 № 219-д «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 № 934-д» (вместе с методическими рекомендациями «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»). 5. Сборник диагностических методик для специалистов системы дополнительного образования детей / Сост.: В.Н. Нохрин, Н.А. Уварова – Екатеринбург: ГОУ ДОД ЦДОД «Дворец молодежи», 2005 – 68 с. 6. Смирнова, Е.О. С50 Детская психология: учебник / Е.О. Смирнова. — М .: КНОРУС, 2016. — 280 с. 7. Борисов Н.С., Дранишников В.В., Иванов П.В., Кацюба Д.В. Методика историко-краеведческой работы в школе. – М., 1982. 8. Голиков А.Г. Методика работы с историческими источниками. Учебное пособие. – М.: Academia, 2014. 9. Мазный Н. К., Поляков Т. П., Шулепова Э. А. Музейная выставка: история проблемы, перспективы. – М., 1997. 10. Психические особенности детей с ЗПР Журнал «Дефектология проф» Электр. Носитель: Психические особенности детей с ЗПР | Дефектология Проф (defectologiya.pro). 11. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. – М., 2002. 12. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике. М., 2001. – 223 с. Литература для учащихся 13. Изобретения. Энциклопедия для детей. Автор текста Джулия Барталоззи. – М.: ООО «Издательская группа Аттикус», 2009. 14. Пантелеева Л.В. Музей и дети.-М: Изд. Дом «Карапуз», 2000.-265 с 15. Музеи мира. [Электронный ресурс] // URL https://traveloo.ru/museumsonline-besplatno.html#mo_00 16. Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина.-М:-Вече, 2002.-520. 16 Приложения Оценочные таблицы Таблица № 1 Уровень результатов практической работы учащихся Средний показатель % Высокий уровень Базовый уровень Общеучебные умения и навыки Минимальный уровень Высокий уровень Базовый уровень Практическая подготовка Минимальный уровень Высокий уровень Базовый уровень Минимальный уровень Теоретическая подготовка 17 Таблица № 2 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ при выполнении учащимися практической работы Уровень Высокий уровень (3 балла) Базовый уровень (2 балла) Минимальный уровень (1 балл) Критерии оценивания Работа выполняется самостоятельно без помощи педагога; высокая сложность работы; творческий подход к выполнению работы. Работает самостоятельно с небольшой помощью педагога; работа достаточно сложная; изделие содержит незначительные технологические дефекты; работа по образцу с элементами творчества. работа выполнена с помощью педагога; изделие очень простое; изделие имеет грубые технологические нарушения; работа по образцу. 18